Цена вопроса
Коммерсантъ,
30.10.08
Аслан Абашидзе д.юр.н профессор МГИМО
Россия долгое время признавала территориальную
целостность Грузии. После августовских событий все изменилось. И прежде всего
позиция России, которая признала Южную Осетию и Абхазию на основе одностороннего
политико-правового акта. Эта линия была продолжена заключением договоров о
дружбе с недавно признанными кавказскими республиками уже как с суверенными
государствами. На основе упомянутых соглашений Россия может не только оказывать
им военную помощь, но и защищать в случае конфликта.
Надо сказать, что институт признания не кодифицирован в
международном праве. По сути, признание представляет собой политико-правовой
акт, воспользоваться или не воспользоваться которым может любое государство. Что
и сделала Россия, признав независимость Абхазии и Южной Осетии. При этом она не
признала, например, Косово, в то время как западные страны поступили ровно
наоборот. Применение института признания облегчает отношения между признаваемым
и признающим. Но не решает вопросов со странами, которые не признают
независимости тех или иных республик. Например, Абхазия и Южная Осетия,
считающие себя отныне независимыми, должны будут обзавестись собственным
гражданством и паспортами. Правда, когда это произойдет, их граждане смогут
ездить по своим документам только в РФ, ну и еще в Никарагуа. А чтобы
беспрепятственно передвигаться по миру, им понадобятся признаваемые мировым
сообществом паспорта, например российские. Это значит, что жители этих республик
поголовно станут россиянами.
Все эти шаги, безусловно, увеличили напряженность между
Россией и Грузией. Происшедшее точно не будет способствовать укреплению
стабильности на Кавказе. А если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки
зрения того, кто выиграл, то обнаруживается, что и Тбилиси, и Москва проиграли.
Грузия потеряла территории и усугубила противоречия с Россией. Но в проигрыше и
Москва: получив контроль над частью Грузии, она, возможно, навсегда потеряла
большую ее часть. Выиграла же третья сила в лице НАТО и США. Теперь
Североатлантический альянс автоматически получит возможность иметь в Грузии —
близ границ с Россией — военные базы. Так что в перспективе это может перерасти
в геополитическое противостояние.
Впрочем, даже из этого тупика существует выход. Найти
его способны те политики, которые руководствуются одним принципом — служить
своим народам. Если к власти в Грузии придут силы, которые захотят восстановить
отношения с Россией, а в Москве пойдут навстречу, есть вероятность, что Кремль
вернется к вопросу уточнения пункта плана Медведева—Саркози, касающегося статуса
Абхазии и Южной Осетии. И при конструктивном подходе вполне могут быть найдены
модели урегулирования, при которых эти республики получат широкую автономию в
составе Грузии или создадут некое подобие конфедерации. Но прежде в Москве и
Тбилиси должны понять, что они не только исторически, но и генетически обречены
на дружбу. Так что вопрос лишь в том, кто будет ее восстанавливать.
|