О внутриполитической ситуации в МолдовеКирилл Фролов
В последние дни резко обострилась
внутриполитическая ситуации в республике Молдова. Поводом к массовым
выступлениям против президента Воронина стало исчезновение 21 марта одного из
лидеров оппозиции депутата Христианско-Демократической Партии Влада Кудрякова.
Радикальная оппозиция немедленно обвинила в исчезновении Кудрякова
“коммунистическую власть”. Эта схема поразительно напоминает украинское “дело
Гонгадзе”, когда в убийстве оппозиционного журналиста был обвинен человек, менее
всего в этом заинтересованный - президент Кучма. Дальнейшие события развивались
по украинской схеме: годовалой давности убийство оппозиционера стало поводом для
беспорядков и попытке государственного переворота, устроенных прорумынской
оппозицией.
31 марта в Кишиневе начался митинг,
названный “Великим Национальным Собранием”, участники которого в ультимативной
форме потребовали отставки всего руководства Молдовы- президента, правительства,
руководства Генеральной Прокуратуры, Государственной компании
"Телерадио-Молдова" и всех остальных государственных структур, руководители
которых назначаются парламентом Это требование является основным пунктом
принятой на митинге резолюции “О ликвидации коммунистической диктатуры и
восстановлении плюралистической демократии”. В документе констатируется, что на
протяжении года правящая в Молдове Партия коммунистов "допустила множество
злоупотреблений, которые привели к ограничению основополагающих прав и свобод
граждан, установлению цензуры в прессе, многочисленным нарушениям прав
человека". Оппозиция требует, чтобы все 101 депутат парламента написали
заявление о сложении с себя депутатских полномочий. После принятия отставки
руководителей структур государственной власти президенту предлагается назначить
дату проведения досрочных парламентских выборов и сложить с себя президентские
полномочия. В случае невыполнения этих требований участники Великого
Национального собрания оставляют за собой право начать бессрочные акции протеста
и гражданского неповиновения.
Одновременно с организацией массовых
беспорядков предпринимаются акты внешнего давления на руководство Молдовы. 3
апреля коллегия Европейского суда по правам человека (ECHR) отклонила протест
правительства Молдавии по делу т.н. “Митрополии Бессарабии”-маргинальной
раскольнической структуры Румынского патриархата и бухарестской политической
ориентации, насчитывающей несколько десятков человек (опять напрашивается
аналогия с украинскими раскольническими группировками). Как известно, в конце
прошлого года Eвропейский суд вынес решение, согласно которому своим отказом
зарегистрировать митрополию Бессарабии правительство Молдавии нарушило права
граждан-сторонников этой митрополии, созданной в рамках Православной церкви
Румынии. Суд обязал правительство Молдавии выплатить в качестве возмещения
морального ущерба митрополии Бессарабии 27 тысяч евро.В начале февраля
правительство воспользовалось своим правом опротестовать решение в Коллегии
суда. Кабинет министров аргументировал свою позицию тем, что дело Митрополии
Бессарабии является сугубо религиозным конфликтом, который должен решаться путем
переговоров между Русской и Румынской Православными Церквами.
В ответ на действия оппозиции парламент
Молдовы лишил троих организаторов “Великого Национального Собрания”, депутатов
ХДП, Виорела Присекару, Валериана Килата и Еуджена Гырле парламентской
неприкосновенности. Президент Воронин назвал действия оппозиции необоснованными
и пригласил наблюдателей ОБСЕ. По сообщению агентства “РИА-Новости”, члены
делегации ОБСЕ, прибывшие в Кишинев, делали заявления о том, что в России и на
Украине есть силы, не заинтересованные в разрешении конфликта и что, в связи с
этим, необходимо ввести в регион миротворческие силы Германии и Франции. Это
заявление является голословным обвинением России, которая выводит свои войска в
ущерб собственным интересам. Это заявление еще раз доказывает, что следствием
вывода российских войск будет немедленное и полное вытеснение ее из региона.
Представитель ОБСЕ г-н Ральф Экеус продемонстрировал и двойной стандарт по
отношению к ПМР, заявив о чинимых, якобы, препятствиях в изучении молдавского
языка на латинской графике. Эмиссар ОБСЕ, в случае объективного подхода, должен
был бы отметить демократические достижения Приднестровья, где, в отличие от
Молдовы и Украины, свободно развиваются три языка - русский, молдавский и
украинский. Данные заявления свидетельствуют, что европейские организации не
объективно подходят к гуманитарным вопросам. Следовательно, только российское
военное присутствие и свободный доступ к российскому гражданству являются
гарантией прав русскоязычного населения.
Наиболее вероятным представляется
следующее развитие ситуации:
Миссия ОБСЕ принуждает Воронина к
переговорам с оппозицией. В результате происходит мирная передача власти по
образцу “восточноевропейских революций” 1988-90 годов и Молдова окончательно
уходит из сферы влияния России. Вместо адекватных действий по защите своих
интересов Россия продолжает политику невозвращаемых авансов президенту Воронину.
Последний пример тому ратификация 5 апреля 2002 года Госдумой “базового
политического договора с Молдовой”, которая осуществлена столь спешно как
очередной акт поддержки молдавского президента. Этот шаг Госдумы, в
действительности, мало влияет на внутриполитическую ситуацию в Молдавии, однако,
утверждая ее территориальную целостность, по сути, выбивает правовую подпорку
из-под Приднестровской молдавской республики.
В случае более чем вероятной смены
руководства Молдовы этот шаг может повлечь необратимые последствия для России.
Несмотря на оговорки о гарантиях Москвы “политического решения проблемы
Приднестровья”, в случае окончательного утверждения этого договора любая власть
в Кишиневе будет иметь “неоспоримое” основание для ликвидации Приднестровской
Республики. В случае вывода российских войск, в условиях двойных стандартов
европейских организаций это станет “делом техники”. Поразительно, что Договор с
Молдовой, утверждающий ее “территориальную целостность”, ратифицируется в то
время, когда в Европе апробируются новые формы конфедеративного устройства. В
этой связи примером для решения молдаво-приднестровской проблемы может стать
документ о создании государства “Сербия-Черногория”.
В связи со сложившейся ситуацией
представляются необходимыми следующие шаги.
- Обусловить подписание Президентом России договора с
Молдовой прямыми переговорами президентов Молдовы и Приднестровья Владимира
Воронина и Игоря Смирнова при российском посредничестве.
- В связи с обострением ситуации в Молдове
приостановить вывод ОГРВ из региона.
- Добиваться от руководства Молдовы бескомпромиссной
позиции по вопросу регистрации т.н. Бессарабской митрополии
|