БЕЛОРУССИЯ
Хроника
13 апреля. Первый
заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Павел Каллаур
заявил, что республика не отказывается от монетарной интеграции с Россией, но
для этого пока не созданы необходимые экономические предпосылки и равные условия
для субъектов хозяйствования двух стран. Белорусская сторона, по словам
Каллаура, по-прежнему настаивает на получении компенсаций при введении
российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на
территории Белоруссии в объеме 2 млрд. долларов США и требует от России льготных
цен на энергоносители.
14 апреля. Заместитель
министра иностранных дел РБ Александр Михневич заявил, что Минск не будет
требовать от Евросоюза компенсаций за возможные потери при его расширении,
поскольку надеется, что таковых не будет. На территории новых членов
Европейского союза проживает около 700 тысяч белорусов, отметил Михневич, и их
опыт будет использоваться республикой, как опыт поляков зарубежья использовала
Польша. Минск видит в расширении Евросоюза определенные плюсы: таможенные сборы
для продукции из Белоруссии снизятся почти вдвое, товарооборот с ЕС возрастет до
35%, а это – второй показатель после России. Белорусским экспортерам, правда,
придется платить дополнительные сборы Литве (более 2,5 млн. долларов), Латвии и
Эстонии, повысятся таможенные сборы на экспортируемые республикой в Европу
автомобили. В результате расширения применения антидемпинговых санкций резко
упадет объем белорусских продаж текстиля, что приведет к сокращению рабочих мест
в РБ на 130 тысяч.
14 апреля. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко заявил, выступая в Национальном собрании
республики, что будет баллотироваться на третий срок, если его поддержит народ.
Он заверил, что никаких политических игр, в том числе использования фактора
Союзного государства, не будет. Лукашенко сообщил также, что о своем
окончательном решении относительно участия в президентских выборах он объявит
публично - в белорусском парламенте или в обращении к нации.
14 апреля. Минэкономики
Беларуси установило тарифы на транспортировку газа по системе магистральных
трубопроводов «Белтрансгаз» и госконцерна «Белтопгаз» для всех категорий
заказчиков, кроме российского ОАО «Газпром». Минимальный тариф на услуги по
транзитной транспортировке газа по территории Беларуси для всех заказчиков,
кроме «Газпрома», установлен в размере 1,25 доллара за 1 тыс. куб. м на 100 км
(с НДС). Тариф на транспортировку газа по трубопроводам ОАО «Белтрансгаз» для
реализации белорусским потребителям установлен в размере 6,9 доллара за 1 тыс.
куб. м на 100 км (без НДС). Тариф на транзитную транспортировку газа по системе
распределительных трубопроводов организаций газового хозяйства, входящих в
состав госконцерна «Белтопгаз», установлен в размере 6,13 доллара за 1 тыс. куб.
м на 100 км (с НДС).
15 апреля. На
белорусско-польской границе состоялось торжественное открытие после
реконструкции главного пограничного перехода «Варшавский мост». Работы велись за
счет средств бюджета Союзного государства России и Белоруссии.
15 апреля. На территории
Северного административного округа Москвы была открыта станция технического
обслуживания автомобилей минского автозавода «Симекс-сервис», входящая в систему
группы компаний (ГК) «Русбизнесавто». Станция по своим характеристикам не имеет
аналогов в Восточной Европе.
15 апреля. Начиная с октября
2004 г., как сообщило Радио Прага, несколько сот квалифицированных специалистов
из Белоруссии и Молдавии получат приглашение на постоянное жительство в Чехии.
Кабинет министров ЧР в среду расширил список государств, граждане которых могут
принять участие в пилотном проекте, цель которого - привлечь в страну
квалифицированную рабочую силу из-за рубежа.
16 апреля. В г. Чолпон-Ате
премьер-министр России Михаил Фрадков заявил, что введение российского рубля в
Белоруссии в качестве единственной валюты с 2005 года практически нереально.
Однако, по мнению Фрадкова, этот вопрос окончательно не закрыт, и тема еще имеет
право на обсуждение.
17-18 апреля. Трансляция
телеканала «Россия» на территории Белоруссии была приостановлена. Заместитель
председателя Всероссийской телерадиокомпании Виктория Арутюнова заявила по этому
поводу, что у нее нет никакой специальной официальной позиции.
17-21 апреля. Белорусская
делегация во главе с первым заместителем премьер-министра РБ, управляющим ЕБРР
от Республики Беларусь Владимиром Семашко приняла участие в 13-е ежегодном
заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР),
которое состоялось в Лондоне. Национальный банк Беларуси обратился в ЕБРР с
предложением о создании в стране банка микрокредитования.
20 апреля. Прошли переговоры
премьер-министра России Михаила Фрадкова и его белорусского коллеги Сергея
Сидорского. После встречи Фрадков отметил, что не исключает возможности создания
российско-белорусского газотранспортного совместного предприятия на базе
«Белтрансгаза» в текущем году, «так как затягивать уже просто
неестественно». Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский, в свою очередь,
заявил об искреннем намерении работать в рамках Союзного государства. Никаких
конкретных договоренностей в результате переговоров достигнуто не было.
20 апреля. Состоялась
встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Михаилом
Фрадковым, в ходе которой, в частности, были обсуждены некоторые аспекты
российско-белорусских отношений.
20 апреля. В Белоруссии
началась весенне-летняя призывная кампания. На срочную военную службу в
Вооруженные Силы планируется призвать около 9 тысяч граждан РБ, более 800
человек - на службу в резерве, которая в республике рассматривается как
альтернативная.
21 апреля. Губернатор
Калининградской области В.Егоров на встрече с Председателем Совета республики
Национального собрания РБ Г.Новицким предложил инициировать вопрос о
финансировании развития калининградских портов из бюджета Союзного
государства.
22 апреля. Руководство
Национального банка Беларуси информировало о том, что во втором квартале
текущего года прогнозируется снижение официального курса белорусского рубля к
российскому рублю на 1-1,9%.
22 апреля. Создан
Российско-белорусский центр, призванный предоставлять гражданам России и
Белоруссии объективную информацию о реализации совместной программы двух стран
по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
23 апреля. Соглашение о
создании Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России,
Украины было рассмотрено Палатой представителей Национального собрания РБ.
Документ был ратифицирован. Белорусский парламент последним из законодательных
органов «четверки» поддержал Соглашение, поскольку Минск, по словам первого
заместителя министра иностранных дел РБ Василия Пугачева, опасался, что не все
участники договора в полной мере возьмут на себя необходимые обязательства.
23 апреля. Начальник
управления контрразведки КГБ Беларуси Александр Ходанович и начальник управления
экономической безопасности того же ведомства Юрий Щуревич освобождены от
занимаемых должностей указами президента Белоруссии Александра Лукашенко.
24 апреля. В Белоруссии
прошел общереспубликанский «субботник». По заявлению правительства РБ, средства,
заработанные во время этого мероприятия, будут направлены на реконструкцию
памятников архитектуры и памятников героям Великой Отечественной войны. Однако
официозная газета «Советская Белоруссия», напротив, сообщила, что средства,
«собранные на республиканском субботнике 24 апреля, будут направлены на
поддержку образования, национальной культуры, а также на издание качественных и
доступных учебников для средней и высшей школы».
24 апреля. В республике
разгорелась дискуссия вокруг памятника «Беларусь партизанская». Главный символ
будущего монумента по замыслу скульптора Валентина Занковича - женщина верхом на
зубре. Однако экспертный совет министерства культуры РБ всерьез опасается, что
скульптору не удастся должным образом закончить отделку памятника к 60-летию
освобождения Белоруссии. Это обстоятельство побудило министра культуры Леонида
Гуляко и председателя монументально-экспертного совета Ивана Миско обратиться к
президенту Александру Лукашенко с просьбой о переносе сроков открытия памятника
белорусским партизанам еще на год.
25 апреля. Делегаты II
Всебелорусского собрания интеллигенции, которое состоялось в Минске в Доме
литератора, выступили за создание национального комитета «За справедливые
выборы». В собрании приняло участие 176 делегатов и гостей со всех регионов
Белоруссии, кроме Брестской области, представители интеллигенции Польши и
России, послы Великобритании, Германии, Франции и Чехии.
26 апреля. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия, Россия и Украина не
смогли выступить единым фронтом в решении чернобыльских проблем. Глава
белорусского государства подчеркнул, что ни Украина, ни Россия, ни тем более,
западные страны не оказывали и не оказывают помощь населению зараженных
радионуклидами районов Белоруссии. Поэтому белорусам предстоит самим бороться с
последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.
26 апреля. Председатель
правительства России Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому
российская сторона снижает размер тарифа на страхование автогражданской
ответственности для белорусских водителей, въезжающих на территорию России.
Размер страхового тарифа для белорусских водителей был снижен в 2,5 раза.
26 апреля. Торжественное
открытие Года культуры Республики Беларусь в России состоялось в Москве. По
мнению Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, Год культуры
Белоруссии в России будет активно содействовать процессу
строительства Союзного государства.
26 апреля. Экс-министр
внешнеэкономических связей Белоруссии, бывший посол Белоруссии в Латвии Михаил
Маринич был задержан в Минске и помещен в следственный изолятор КГБ Белоруссии.
Он подозревается в хищении официальных документов. В КГБ РБ сообщили, что при
задержании у Маринича изъята значительная сумма денег и два незарегистрированных
пистолета иностранного производства. В 2001 г. Михаил Маринич претендовал на
пост президента Белоруссии, в настоящее время – лидер международной общественной
организации «Деловая инициатива», координатор общественной инициативы
«Европейское движение».
27 апреля. Вице-премьер
Белоруссии Владимир Семашко заявил, что Белоруссия не будет импортировать
электроэнергию из России, если цены на нее не будут понижены. В ответ
представитель РАО «ЕЭС России» заявила, что эта организация не может продавать
электроэнергию в Белоруссию дешевле, чем российским регионам, граничащим с этой
республикой, а цены устанавливаются Федеральным регулирующим органом, исходя из
оптовых цен на российском рынке электроэнергии и установленного Федеральной
энергетической комиссией тарифа на передачу электроэнергии по сетям для
экспортных целей.
28 апреля. Министр обороны
России Сергей Иванов, прибыв в белорусскую столицу на совместную коллегию
военных ведомств РФ и РБ, заявил, что современная международная обстановка, в
том числе расширение НАТО на Восток, заставляет Москву и Минск более тесно
сотрудничать как в военно-политической, так и в чисто военной области..
Оборонный потенциал России и Белоруссии, по словам Иванова, способен
оказывать стабилизирующее воздействие на международную обстановку, а вынесенные
на рассмотрение коллегии вопросы позволят российско-белорусскому сотрудничеству
в оборонной области перейти к практическим шагам «для обеспечения безопасности
Союзного государства».
28 апреля. Статс-секретарь -
помощник министра обороны Белоруссии по вопросам военной политики генерал-майор
Сергей Булыгин заявил, что приоритетным для республики является военное
сотрудничество с Россией в рамках строительства Союзного государства. Однако
было бы неправильно только этим и ограничиваться для обеспечения национальной
безопасности. Поэтому Белоруссия с 1995 года активно участвует в программе НАТО
«Партнерство ради мира». В 2003 и 2004 гг. заметно возросло количество и
значимость проводимых в ее рамках мероприятий, в том числе на территории
Белоруссии. В 2003 г. белорусская сторона высказала руководству НАТО свое
пожелание участвовать в программе оценки и планирования сил ПРМ, а это
подразумевает выделение личного состава и техники.
1 мая. С этой даты ввоз в
Белоруссию лекарственных средств, фармацевтических субстанций, медицинской
техники и дезинфицирующих средств, применяемых в медицинских целях, будет
осуществляться только на основании специальных разрешений министерства
здравоохранения РБ.
1 мая. Вступило в силу
распоряжение министра внутренних дел и администрации Республики Польша «По
вопросу определения количества финансовых средств, которые должен иметь
иностранец, въезжающий на территорию Республики Польша, и документов, которые
могут подтвердить наличие этих средств, а также цель пересечения границы». Новый
порядок пересечения белорусско-польской границы будет распространяться на все
категории граждан Республики Беларусь, в том числе и на тех, кто уже имеет
польские визы, выданные ранее. Исключение составляют только граждане Республики
Беларусь, следующие через территорию Польши транзитом.
Послание президента Лукашенко России и ЕвропеАлександр Фадеев
Президент РБ Александр Лукашенко 14 апреля обратился с
ежегодным Посланием к депутатам Национального собрания Белоруссии. В нем, в
частности, белорусский лидер затронул ряд проблем, касающихся приоритетов
внешней политики республики, и сформулировал задачи правительству по реализации
нового курса на международной арене. Впервые на таком высоком уровне Лукашенко
обозначил приоритетный вектор внешнего развития Белоруссии, который должен
обеспечить последовательное сближение РБ с Европейским союзом. Правительству в
первую очередь поручено проработать перспективу экономических взаимоотношений с
ЕС, а также всю систему отношений с Европейским союзом. Парламентариям и всему
белорусскому народу предложено в теоретическом и практическом плане осознать в
полной мере значение формирования Соединенных Штатов Европы для Белоруссии.
Такой поворот внешней политики республики диктуется, по
мнению Лукашенко, как тем, что динамично развивающийся Евросоюз стал ближайшим
соседом Белоруссии, так и тем обстоятельством, что Содружество Независимых
Государств за все годы своего существования показало себя вялым и безвольным
интеграционным объединением, не способным решить ни одного серьезного вопроса.
Более свежий проект формирования Единого экономического пространства Белоруссии,
Казахстана, России и Украины, на взгляд белорусского лидера, до сих пор не вышел
за рамки бюрократических проработок, предусматривает разноскоростную интеграцию
для стран-участниц, что не устраивает Минск. Белорусское руководство настаивает
на едином своде правил экономических взаимоотношений внутри «четверки», равных
договоренностях между государствами-участниками и не принимает путь различных
подходов и исключений для членов ЕЭП. Кроме того, в Послании довольно ясно
выражено намерение президента не участвовать в данном проекте, который повторяет
худшие традиции СНГ и «дурит наши братские народы».
По сути, президент РБ отверг институционализацию в
процессе сближения Белоруссии и России, прежде всего, создание единого
политического и валютного пространства двух стран. Александр Лукашенко
постарался вообще не употреблять термин «Союзное государство», предпочтя
говорить лишь о Союзе Беларуси и России. С точки зрения Лукашенко, этот союз
двух государств год назад вступил в период больших испытаний. Проект
Конституционного акта, который предложила российская сторона, не обеспечивает
заметное продвижение вперед в союзном строительстве, является документом более
слабым, чем Договор 1999 г. Поскольку Союз Белоруссии и России сегодня
превратился в подобие СНГ (охарактеризованное, напомним, как «вялое,
квелое и безвольное»), то следует вернуться к Договору 1999 г., за
сохранение которого и намерен бороться Минск. План введения единой валюты
опережает темпы интеграции, и должен реализовываться только на самом конечном
этапе, венчать, по словам Лукашенко, тот «дом, который мы строим». Глава
белорусского государства специально подчеркнул, что считает оскорбительным для
белорусского народа предложение Владимира Путина об инкорпорации Белоруссии в
состав России. 26 апреля Лукашенко еще более развил эту мысль, высказавшись в
том духе, что у белорусов уже есть свое государство, и это должны признавать
россияне. Строить союз между Белоруссией и Россией в силу этого можно
исключительно на принципах равноправия.
Как вытекает из Послания, ни Содружество, ни Единое
экономическое пространство, ни Россия, смотрящая на Белоруссию исключительно
через «прицел» газовой трубы, не могут идти ни в какое сравнение с Евросоюзом -
«огромной махиной, объединяющей 25 европейских стран с населением 450 млн.
человек» и имеющей волю к единению, к улучшению жизни своих граждан. Итак, если
отбросить все дежурные фразы Лукашенко о намерении развивать братскую дружбу с
россиянами и о «многовекторности» внешней политики Белоруссии, то следует
сделать вывод о том, что Минск для себя главное решение накануне парламентских и
президентских выборов сделал. Взят курс на плотную интеграцию с Европейским
союзом с опорой, очевидно, на Германию и при посредничестве новых членов ЕС -
Польши и стран Балтии. Побудительный мотив – внешние вызовы, с которыми
столкнулась сегодня Белоруссия, и которые якобы исходят из России. Последняя в
почти ультимативной форме предупреждена президентом Лукашенко, что не может
надеяться на изменение суверенного статуса республики. Россия, специально
подчеркнул белорусский лидер, отвечая на вопросы парламентариев, «должна»
Белоруссии порядка 25 млрд. долларов США за инфраструктуру, которая работает на
РФ.
Развязку других имеющихся проблем между двумя странами
Минск если и начнет искать, то только после того, как будет решен вопрос о
льготных поставках российского природного газа в Белоруссию. Об этом же, кстати,
не устают напоминать и другие высшие руководители республики. Так, председатель
Совета республики Геннадий Новицкий, выступая в Калининграде, подчеркнул, что
российский газ должен поставляться в Белоруссию по отпускным ценам Брянщины и
Смоленщины, а для этого необходимо вернуться в рамки выполнения Договора о
создании Союзного государства. Думается, что такое специфическое понимание
Договора 1999 г. вряд ли способно устроить российскую сторону.
Таким образом, Россия не может в дальнейшем полагаться
на гарантии своих интересов в республике со стороны правящего политического
режима. Совершенно ясно, что процесс создания Союзного государства в период
президентства Александра Лукашенко не будет даже начат. Весь пафос союзного
строительства Минском сводится к тому, чтобы добиться льготных цен на газ и
другие энергоносители, поставляемые из России. Вместе с тем, российская сторона
в очередной раз получила вполне четкий сигнал о том, что нынешний президент
республики Александр Лукашенко намерен изменить белорусскую конституцию в целях
продления своих властных полномочий. Не исключается и новая редакция конституции
РБ, в которой будет вообще отсутствовать упоминание о предельно допустимых
сроках президентства для лица, избранного на этот пост. Следует учитывать то
обстоятельство, что средствам массовой информации республики в апреле дано
четкое указание приступить к активному формированию положительного образа
нынешнего лидера белорусского государства. Сам Лукашенко фактически уже начал
подготовку к референдуму и свою предвыборную кампанию, приступив к беспрерывным
поездкам по районам и обещая повысить среднюю зарплату до 200 долларов. Кроме
того, дополнительные финансовые средства на президентскую гонку, скорее всего,
выделены (или обещаны) Саудовской Аравией, о срочном строительстве посольства
которой вдруг заговорили в Минске.
Послание еще раз показало, что восточный вектор
белорусской политики не рассматривается Минском как устойчивый приоритет. В то
же время подход России к интеграции с Белоруссией продолжает оставаться
неопределенным. Об этом свидетельствуют и последние заявления премьер-министра
России Михаила Фрадкова, в которых он то заявляет, что введение российского
рубля на территории РБ с 2005 г. «практически нереально» (16.04.04 в
Чолпон-Ате), то, что это в принципе возможно (20.04.04 в Москве). Неудивительно
поэтому, что встреча премьеров России и Белоруссии в Москве 20 апреля опять
завершилась абсолютно безрезультатно. По-прежнему в строительстве Союзного
государства со стороны России чувствуется недостаток политической воли, нехватка
энергии, а, порой, и здравого смысла. Отдельные руководители в Москве смотрят на
Александра Лукашенко снисходительно, а на Белоруссию – исходя из стандартов,
устоявшихся в российской и западноевропейской политической практике. Поэтому,
возможно, никак не удается добиться понимания большинства мотивов, скрывающихся
за действиями правящего класса республики.
За восемь лет интеграции со стороны Москвы, правда, были
попытки побудить белорусских партнеров к более активным и ответственным
действиям, но они осуществлялись посредством поверхностным форм влияния, которые
сами по себе не могли привести к искомому результату. Сегодня Кремль, что,
очевидно, вынужден пожинать плоды такой недальновидной политики и вернуться в
начальную стадию интеграции, учитывая при этом изоляционистское безразличие к
построению Союзного государства со стороны государственно-политического режима
Белоруссии.
Для белорусского республиканского руководства, как
представляется, вариант сближения с Россией никогда не был самоцелью, а лишь
дополнительной возможностью укрепления собственных позиций внутри республики,
учитывая востребованность темы среди больших групп белорусского населения, а
также получения «под интеграцию» ресурсов и поддержки из Москвы. Собственно
процесс интеграции рассматривался не как цепь поэтапных и реальных шагов
навстречу России, а как определенная демонстрация намерений интегрироваться.
Нередко такой подход объективно приводил к пренебрежению дипломатическим
этикетом, нежеланию идти на компромисс с российской стороной, и даже к прямому,
вызывающему отказу от ранее достигнутых совместных договоренностей на высшем и
высоком уровне (как это случилось с акционированием «Белтрансгаза» и единой
валютой). В то же время росло самомнение и тщеславие высшего эшелона власти РБ,
который, кажется, утратил способность понимать современные реалии во
взаимоотношениях двух государств, а любые шаги навстречу белорусским требованиям
со стороны Кремля стал воспринимать ad litteram как доказательство слабости
российского государственного аппарата.
Кроме того, не следует упускать из виду отсутствие у
белорусской правящей элиты ясной программы развития республики на перспективу.
Она каждую президентскую предвыборную кампанию просто подменяется дежурным
призывом «сделать Беларусь процветающей». Такое положение дел с определением
миссии республики затрудняет объективную оценку действительного положения
Белоруссии в Европе и мире, приводит к замедленной и часто болезненной реакции
республиканского руководства на новые внешние вызовы, прежде всего, со стороны
России. Конечно, самоуспокоенность, национальное самомнение и отсутствие
осознания собственных недостатков – это тревожный показатель. Но еще хуже то,
что Минск начинает все более активно проявлять враждебное отношение к внешним
акторам, ко всему новому, отличному от «идеальной» белорусской модели, все чаще
демонстрирует неспособность к честной и дружественной конкуренции с Россией.
Складывается впечатление, что Минску кажется недостаточным осуществлять полный и
безоговорочный контроль за политической, социально-экономической и культурной
жизнью в собственной стране, принимая накануне парламентских выборов
всевозможные директивы и указы в духе пресловутого закона Японии «об охране
общественного спокойствия». Велико желание показать себя и во внешней политике,
закрепить роль лидера на восточном ее направлении, в том числе и такими
сомнительными способами, как предъявление «двадцати одного требования» к
России.
Напряженность на Востоке нагнетается с целью надавить на
российское руководство, эксплуатируя при этом тезис о братской дружбе и
взаимопомощи. Кроме того, некоторым руководителям в Минске кажется, что
поддержание напряженной атмосферы во взаимоотношениях с Россией послужит и
задаче получения неких политических дивидендов от Западного альянса. В пользу
этого говорит и тот факт, что один бывший министр иностранных дел (Хвостов)
развернул деятельность в Вашингтоне, а другой - экс-руководитель
внешнеполитического ведомства республики (Сенько) недавно направлен в Брюссель.
Посланы президентом Белоруссии, как надо понимать, укреплять главный - западный
вектор белорусской внешней политики.
Правительство РБ в Лондоне в последней декаде апреля
обнародовало предложения по углублению и интенсификации взаимодействия между
республикой и ЕБРР в контексте принятия новой стратегии Европейского банка для
Белоруссии. Центральным элементом данной стратегии должна стать концепция
«нового соседства», которая будет способствовать увеличению количества
совместных проектов Белоруссии и ЕБРР. Одновременно намечены перспективы
сотрудничества республики с Всемирным банком (ВБ) и ведется подготовка новой
стратегии ВБ для Белоруссии. На встрече первого заместителя премьер-министра
Белоруссии Владимира Семашко с председателем правления австрийского
«Райффайзенбанка» Гербертом Степичем обсуждались вопросы содействия группы
«Райффайзен» в организации выпуска ценных бумаг белорусского правительства и
реализации приватизационных проектов в Белоруссии. Тем временем в Минске
делегация министерства обороны Германии и руководства министерства обороны
Белоруссии согласовали программу сотрудничества между вооруженными силами двух
стран.
Все это побуждает констатировать складывание совершенно
новой обстановки, которая угрожает не только торгово-экономическим и финансовым
интересам России, ее экспорту через Белоруссию, но и военно-стратегическим
интересам. Продолжать при этом и далее имитировать процесс создания Союзного
государства «в общих чертах» и в неопределенные сроки становится
невозможно. Слишком велика цена российско-белорусской интеграции, чтобы политики
высокого ранга в Москве позволили себе безответственную импровизацию в этом
вопросе. Нельзя, помимо прочего, добиться достижения масштабных целей в процессе
объединения двух стран, если при этом задействовать время от времени лишь
ограниченные ресурсы. Напрасно ожидать, что консервативная, статичная Белоруссия
с ее хозяйственной моделью советского типа и при ее нынешнем политическом режиме
в сжатые сроки и по собственной инициативе начнет вдруг строить всерьез Союзное
государство. Конкретных и значимых результатов всестороннего объединения удастся
добиться лишь тогда, когда внутри самой Белоруссии радикальным образом изменится
политическая и экономическая ситуация.
«Апрельские тезисы»Андрей Суздальцев (Минск)
День 14 апреля 2004 года войдет в историю современной
Беларуси. Исследователи именно с него будут начинать главу о последних месяцах и
неделях последнего постсоветского политического режима в Европе. Есть очень
большая доля вероятности, что в прошедшую среду белорусы слушали последнее
ежегодное послание к парламенту А. Лукашенко. В принципе, до выборов 2006 года
он мог бы еще пару раз порадовать белорусский народ своим несомненным актерским
даром. Не каждому дано во время одного политического выступления одновременно
жаловаться и гордиться, плакаться и угрожать, лебезить и проклинать. Все это
очень напоминало заседание римского Сената во времена поздней империи. Но,…
видно не судьба.
Внимательный анализ текста президентского
выступления, а также то, что с большой натяжкой можно назвать ответами на
вопросы депутатов, позволяет заявить с полным основанием: президент РБ
приступил к организации осеннего референдума по редакции статьи 74
Конституции, совмещенного с парламентскими выборами. Свой Рубикон он уже
перешел… А. Лукашенко этого и не скрывал, говоря, что «как только определюсь,
хотите, приду в парламент и объявлю об этом публично, если парламент этого
захочет. Если нет - выступлю с обращением к народу», чем подтвердил то, что
сорвалось с его уст на полчаса раньше: «Я приду в парламент перед последним днем
работы нынешнего созыва. И мы поговорим о выборной тематике, обсудим другие
вопросы».
Все высказанные 14 апреля А. Лукашенко слова о
том, что будущие выборы будут «открытые» и «демократичные», имеют к самим
выборам только косвенное отношение. Суть осенней политической интриги
заключен во втором опросном бюллетене. Белорусское общество давно ждало
момента, когда президент страны перейдет от угроз к делу. Ни для кого не
было секретом, что с первых дней второго президентского срока глава
белорусского государства просыпается и отходит ко сну с одним и тем же вопросом:
«Как продлить свое пребывание у власти?» Этой задаче подчинено все: от
непрерывных заклинаний белорусского официоза в правильности выбранного
курса до бесконечного флирта с Москвой.
Уже с 2002 года тема референдума, как самой
реальной перспективы для легитимного политического бальзамирования, не сходила с
уст чиновников Администрации президента РБ. После летнего кризиса («Мухи
отдельно – котлеты отдельно») у властей Минска появился шанс проскочить в
окошко интеграционного кризиса конца лета – начало осени 2002 года. Но
тогда А. Лукашенко не решился по ряду причин. Во-первых, в 2002 году
кризис с Москвой еще не достиг той степени, когда можно было бы получить вотум
доверия на крутой поворот государственного корабля с восточного
курса, во-вторых, белорусской оппозицией была сделана попытка пойти на
опережение (был организован оргкомитет по проведению референдума о политической
перспективе белорусско-российской интеграции), в-третьих, прошел всего год после
«элегантной победы» на выборах 2001 года.
2003 год ушел на поиски вариантов использования
интеграции для организации референдума. Тогда А. Лукашенко считал, что
Конституционный акт СГ является идеальным поводом для всенародного
опроса. Между прочим, эта была, судя по всему, фатальная ошибка белорусского
президента, так как власть потеряла политический темп, месяц за месяцем
досаждая Кремлю намеками и истериками. Кроме того, всю первую половину прошлого
года А. Лукашенко разрывался между быстро расходящимися в противоположные
стороны политико-экономическими трендами – война в Ираке, тяжба с Москвой за
Конституционный акт и неумолимо надвигающийся
экономический провал на Востоке – первые признаки газового кризиса и отказ
от введения российского рубля в денежный оборот Белоруссии.
Начало войны в долине Тигра и Евфрата предоставило
белорусскому президенту прекрасную возможность использовать
антиамериканизм в качестве трамплина для создании предреферендумного фона.
Но война быстро закончилась, что привело минскую элиту в состояние близкое к
панике. Встал вопрос об элементарном спасении. На рубеже лета в Вашингтоне
оказался М. Мясникович (Президент АН РБ), а осенью на северо-востоке белорусской
столицы в авральном порядке приступили к возведению здания Национальной
библиотеки с невиданно глубоким и мощным подземным основанием. Кроме
того, в июне произошла первая вспышка газовой войны и официальный Минск,
традиционно стремящийся к роли «разводящего» между Востоком и Западом, попытался
«пристегнуть» антироссийские настроения на Западе к своей «колеснице».
Лето ушло на политические маневры вокруг В.
Путина. Белорусское руководство, обуреваемое победоносными настроениями, до
последнего дня считало, что сможет вырвать у Москвы запланированные
четыре «победы»: референдум о Конституционном акте, который позволял
попутно решить вопрос о монополизации власти в стране в руках клана
Лукашенко; пролонгацию поставки газа по внутренним российским ценам, что, по
мнению А. Сванидзе, составляет финансовую основу пополнения скрытых от
белорусской общественности зарубежных счетов; получение от Москвы 2,1
млрд. USD в качестве «платы» за обещание допустить ввод российского рубля в
денежное обращение РБ; «вытягивание» у МО РФ комплексов ПВО С-300, что с
учетом опыта войны в Ираке должно было вернуть Минску ощущение
безнаказанности.
В октябре А. Лукашенко на своей
продолжительной пресс-конференции подвел итоги политического года. Он
оказался полностью провален. Белорусский президент не скрывал, что основным
виновником краха своих надежд на 2003 год он считает В. Путина. «Газовый
шантаж» февраля 2004 года окончательно похоронил надежду, что для
организации референдума удастся использовать интеграционный процесс. Но
одновременно газовый кризис позволил власти впервые опереться на
быстрорастущий в белорусском обществе сектор сторонников самоизоляции.
Стоит отметить, что в тактическом плане расширение
прослойки «изоляционистов» является успехом белорусских властей. Но власть
должна понимать, что сторонники самоизоляции являются не сторонниками
власти, а только попутчиками. «Изоляционисты» - люди, которые фактически
признали крах своих надежд, связанных с режимом Лукашенко. Эти люди уяснили, что
мир, включая Россию, отвернулся от их кумира, но признаться самим себе,
что они совершили ошибку, целое десятилетие отдавая свои симпатии и
голоса мифу, они пока не в силах. Самоизоляция для них последний
рубеж обороны, которые эти люди будут защищать с отчаянием обреченных, но
только до того момента, пока не появится новый лидер. А пока изоляционисты
исходят из знаменитого своей порочностью принципа американского президента
Т. Рузвельта: «Сомоса – конечно, сукин сын, но это наш сукин сын».
Появление «изоляционистов» - зримый
социальный признак близкого коллапса режима А. Лукашенко. Дело в том, что
только демократия самодостаточна, а авторитаризм и тоталитаризм без
внешней экспансии (в самых различных формах – от агрессии до псевдоинтеграции)
существовать не могут. Они просто задохнутся без отсутствия ресурсной подпитки.
Самоизоляция – признание поражения. Это путь в европейскую Северную Корею.
А. Лукашенко открыто отверг любой диалог с Кремлем о
своем политическом будущем – «Я исхожу из того, что союзное строительство не
может продвигаться методом кулуарных договоренностей…». В то же время его
очень беспокоит усиливающаяся активность Москвы на белорусском направлении
– «Белорусскую оппозицию начали финансировать определенные круги в России… В
Москве, как и на Западе, заблуждаются, что они могут решить, кто станет
президентом Беларуси ". Любопытно, что отвергая диалог, он тем не менее,
пытается вернуть к себе интерес Кремля, уверяя, что он договороспособный
политический деятель – « Мы ответственные люди и в состоянии решить все
проблемы, которые сегодня существуют». Минск тревожит потеря политической
монополии на связи с Москвой. Более того, А. Лукашенко понимает всю
опасность современной России для стабильности его режима.
В своем парламентском послании белорусский президент
перевел уровень отношений с Российской Федерацией в формат условий,
которые Москва «обязана» принять. Сумма этих условий – Конституционный акт в
варианте наднационального лидера в лице А. Лукашенко, выплата «контрибуции» за
введение российского рубля в комплекте с невероятными льготами и преференциями,
сопоставимыми только с вариантом оккупации польско-белорусского войска
Москвы в 1610 году, бесконечная «газовая дань» и т.д., равносильна
превращению России в колонию белорусской элиты. Минск, прекрасно понимая, что
Москва никогда не пойдет на выполнение столь абсурдных требований, занимается
откровенными провокациями. Он не скрывает своей заинтересованности в
жесткой реакции России для подстегивания в белорусском обществе
изоляционистских настроений. Самоизоляция Белоруссии – последнее убежище и
последний шанс для белорусского режима. С учетом того, что изоляционизм по
своей сути явление не стойкое, власть поняла, что времени у нее не
осталось.
Судя по косвенным признакам, в начале апреля
в окружении белорусского президента сформировалась концепция проведения
конституционного референдума на изоляционистской платформе осенью 2004
года.
Итак, попытаемся проникнуть в «апрельские тезисы»
белорусского режима. Прежде всего необходимо отметить, что поиск альтернативных
референдуму вариантов политического бальзамирования завершился в пользу
всенародного опроса, о чем А. Лукашенко не преминул заметить 14
апреля: "Путь на работу Лукашенко в должности президента будет лежать только
через народ Беларуси. Если я приму решение работать президентом, то я спрошу у
белорусского народа: "По Конституции мне можно или нельзя участвовать вместе со
всеми в президентских выборах? Но для этого народ мне должен разрешить это
сделать. Другого пути нет"… Никакой иной вариант не дает белорусскому президенту
уровня легитимности, необходимого для укоренения династии. Между прочим, автору
этих строк непонятен термин «третий срок». Ведь иллюзий не должно быть –
президент не будет проводить настолько масштабную, рискованную и ресурсоемкую
процедуру, как конституционный референдум, только для того, чтобы получить в
свое распоряжение дополнительных 5 (пять) лет.
Выбраны основные поводы для референдума. Их два. Первый
– расширение НАТО. Второй – стремление российского капитализма «поработить»
независимую европейскую страну. По этим двум основным трендам и будет
нагнетаться пропагандистская пена с целью создания образа обороняющейся от
осатанелой мировой реакции стойкой и работящей страны во главе с президентом –
спортсменом. В принципе, эскалация информационной войны со всем миром уже
началась, но тоже избирательно, в режиме самоизоляции. В частности, 17 апреля на
нескольких часов была прервана трансляция российского государственного
телевизионного канала РТР на Белоруссию. Перерыв в работе канала совпал с
программой А. Сванидзе «Зеркало», во время которой автор использовал следующие
термины: «мелкий шантаж Александра Григорьевича», А. Лукашенко «годами разводил
нас на деньги», «свои поцелуйчики он может оставить себе», «А. Лукашенко
глубоко наплевать на братские чувства двух народов» и т.д…Между прочим, это А.
Лукашенко аукается «газовый терроризм».
Минск сделал вид, что ничего не видел и не слышал.
Тем не менее, видели и слышали добрая сотня миллионов россиян и миллионы
телезрителей из десятков стран мира. Но это не главное, так как к
избирательным урнам осенью придут белорусы, а не россияне. 18 апреля выключение
РТР повторилось. Самоизоляция набирает силу.
Согласно стратегии, А. Лукашенко должен быть
позиционирован, как единственный выбор страны, проверенный и твердый
гарант независимости республики, находящийся вне политических пристрастий и
тенденций национальный лидер, устраивающий подавляющее большинство народа.
Согласно «апрельским тезисам», участь белорусской оппозиции должна быть ужасна.
Одна ее часть будет объявлена наемницей США и НАТО, другая - «продавшейся»
Кремлю. Для достоверности еще не одну пачку денег «перехватят» на границе.
Был соблазн использовать для старта кампании тему
сунитско-шиитского восстания в Ираке, но делать ее основным поводом
президентские политтехнологи не решились. Все-таки война за три тысячи
километров от белорусской границы и, несмотря на то, что белорусское телевидение
не скрывает свою радость при подсчете убитых американских солдат, признать
борцами национально - освободительного движения террористов, которые берут
и казнят заложников, чревато. Поэтому зашли с другой стороны.
Причиной терроризма белорусский президент 14 апреля объявили «нищету,
обездоленность, угнетение». Тезис весьма спорный, да и не новый. Хотя, смотря с
кем сравнивать. Во всяком случае, саудовский мультимиллионер Усама бен Ладен не
замечен в сборе милостыни для закупки пластида, да и обездоленным себя не
считает. Но вот миллионы белорусов вполне обоснованно считают себя нищими,
обездоленными и угнетенными…
Самая сложная проблема – сроки проведения референдума.
Власть считает, что она успеет перехватить и задействовать в свою пользу
выросший до 35% личный рейтинг главы государства, рост изоляционистских
настроений в белорусском обществе, неминуемое повторение газового кризиса в
отношениях с Россией, обострение обстановки в Ираке. Все эти тенденции и
события текущего года и к их пропагандистскому озвучиванию белорусский официоз
готов. 2005 год не только принесет новые вызовы, но и нынешние, пока полезные
для белорусского президента, могут повернуться негативной для власти
стороной.
Руководство страны отдает себе отчет в том, что Россия
не просто строит и расширяет в авральном порядке транзитные коммуникации вокруг
Белоруссии. Она готовится к возможному введению против режима А. Лукашенко
международных санкций. В момент скоординированного международного удара по
официальному Минску ситуация будет определенное время играть на пользу
власти, но буквально через несколько месяцев она изменится. Политический плюс
вместе с экономическим минусом превратятся в сумму минусов
полномасштабного кризиса. В таких условиях от изоляционизма в 2005 году не
останется и следа.
Есть проблемы и внутри правительственного лагеря.
Наблюдаемое сейчас суетливое шнырянье видных чиновников режима между
властью и оппозицией в следующем году усилится на порядок. Ведь до президентских
выборов останется всего год. Совместные выезды на природу в пригородные кабачки
и шашлычные приобретут массовый характер. Начнутся неизбежные «утечки»
информации, появятся «невозвращенцы» и т.д. Кроме того, парламентские
выборы 2004 года предоставляют идеальную маскировку для референдума. Появляется
возможность «убить двух зайцев» - под ширмой борьбы за депутатские места
внедрить дополнительный бюллетень. Проведение отдельной кампании чревато
проблемами в виде пристального внимания к президентской персоне, возможному
бойкоту, концентрации усилий общества против власти и т.д.
И последнее. Что должно стать поводом для начала
кампании за конституционный референдум? Ведь президент не зря заявил, что «я для
себя сегодня не решил, как в этом плане действовать, более того, я не знаю с кем
посоветоваться по этому вопросу». Советоваться он будет с «народом». "Главный
вопрос не в том, чтобы Лукашенко остался впредь у власти, а в том, чтоб меня не
упрекнули, что я бросил власть", Так что следует ждать появление обращений. Как
только в государственной печати начнут публиковать письма из трудовых
коллективов, как только по радио и телевидению пойдет череда интервью с
просьбами к главе государства «не бросать в тяжкий для Родины час свой народ и
государство», то тут и пробьет последний удар колокола для Александра
Григорьевича Лукашенко.
Дело в том, что он понимает степень риска. Невероятным
чутьем белорусский президент ощущает: что простительно для
Туркменбаши, никогда не простят главе государства в центре Европы. Отсюда
и заклинания: «Объективный человек не может не видеть, что сегодня Беларусь —
это фактор международной безопасности. Создавать в центре Европы зону
нестабильности обойдется себе дороже". Президент сам себя загнал в угол.
Не идти на референдум означает, что уже сейчас, за 870 дней до президентских
выборов, А. Лукашенко превращается в «хромую утку» и его власть испаряется
словно туман. Логика удержания власти гонит его к политическому
краху.
На что он надеется? Он твердо знает, что внутренних сил
и ресурсов для противостояния ему нет. Определенной удачей для власти
явилось то, что белорусская оппозиция втянулась в предвыборную кампанию,
то есть она будет связана рамками борьбы за места в парламенте. Это
«плюс», но он же и «минус», так как ситуация на континенте – расширение
НАТО и ЕС, новый внешнеполитический формат России, обострение «южной
угрозы», не оставляют внешним силам времени для ожидания, когда
ситуация в Белоруссии созреет. Удар по Минску будет скоординирован между
Востоком и Западом.
Белорусский президент понимает, что подвергает страну и
собственный народ угрозе мощного внешнего давления, который может быть
канализирован в жесткие экономические санкции. Но страх потерять власть
парализует все инстинкты самосохранения. Глава государства надеется
проскочить по полосе прибоя между берегом самоизоляции и волной
международного гнева. Риск огромен. Можно и «утонуть». Кроме того, ведь с ним
вместе на «дно» уйдет целая дивизия «повязанных», которых президент обещал
защищать: « Я обязан как глава государства защитить этих людей, а их не одна
тысяча, и защитить народ, который стоит за их спинами"…
Власть прекрасно понимает, что для продолжительного
противостояния со всем миром у страны ресурсов нет. Власти едва ли хватит
сил для организации системы глобального контроля за собственной
«вертикалью», но это не поможет. Соблазны будут предлагаться невероятные. Вывод
может быть только один: на этот раз политический режим Александра Григорьевича
Лукашенко действительно обречен. Рискну предположить его крах состоится в
ближайшие 8 -10 месяцев. Белорусский президент, начав кампанию по проведению
конституционного референдума, выступит инициатором своих политических
похорон.
Интернет-газета БелаПАН, 19 апреля 2004 Резолюция по БелоруссииАндрей Федоров
Только с
добром к ним, а они…
В связи с тем, что самый большой резонанс на прошлой
неделе вызвало ежегодное послание Национальному собранию и белорусскому народу,
несколько в тени осталось другое событие: Комиссия ООН по правам человека второй
год подряд приняла резолюцию по Беларуси. Как водится, в ней перечислены
нарушения этих самых прав. При этом к известным претензиям по поводу исчезнувших
политиков и журналиста, изъянов в избирательном законодательстве, давления на
негосударственные организации и независимые средства массовой информации,
произвольных арестов и задержаний добавились "преследования независимых учебных
учреждений международной направленности" и рост ограничений на деятельность
религиозных организаций.
Кроме того, была особо отмечена "неспособность
правительства Беларуси сотрудничать в полной мере с механизмами Комиссии по
правам человека" в соответствии с ее прошлогодней резолюцией. Надо полагать,
имелись в виду в том числе и неоднократные отказы в возможности посетить нашу
страну Хине Джилани, специальному представителю генерального секретаря ООН по
проблемам правозащитников. Судя по появлению новых замечаний, ее офис
внимательно отслеживает ситуацию в Беларуси. В итоге в документе появился пункт
о назначении "специального докладчика для установления прямых контактов с
правительством и народом Беларуси в целях изучения положения с правами
человека".
Как и следовало ожидать, резолюция была негативно
воспринята официальными белорусскими структурами. В заявлении пресс-секретаря
Министерства иностранных дел она охарактеризована как носящая "исключительно
политический характер" и "не имеющая ничего общего с действительностью". Там
также говорится, что "данная резолюция была принята под беспрецедентным
давлением США и Европейского Союза и является проявлением политики двойных
стандартов". В итоге все предъявленные обвинения были отвергнуты полностью,
причем было заявлено, что "принятие такого рода резолюции подрывает авторитет
Комиссии и доверие к ней со стороны мирового сообщества".
Насчет подрыва авторитета сказано довольно смело,
особенно если принять во внимание, что Комиссия на той же сессии приняла и
другую резолюцию, осуждающую неонацизм. Пикантность ситуации заключается в том,
что одним из основных соавторов ее была как раз Республика Беларусь. Обидно, что
теперь по причине подорванного авторитета данное событие не будет иметь того
резонанса, которого оно, безусловно, заслуживает. Некоторая неувязка выходит и с
двойными стандартами — в частности, Комиссия отказалась согласиться с
предложенной теми же "ястребами" резолюцией, осуждающей политику, проводимую
Российской Федерацией в Чечне.
За резолюцию по Беларуси проголосовали 23 страны, против
— 13, и воздержались — 17. Вызывает интерес, кто же так подвержен давлению
западных государств, а кто их не очень боится. Оказывается, самыми смелыми
являются Армения, Египет, Зимбабве, Индия, Индонезия, Китай, Куба, Нигерия,
Судан, Сьерра-Леоне, Российская Федерация, Украина и Южная Африка. Жаль только,
что многие из этих стран сами являются действующими и потенциальными объектами
аналогичных резолюций. В списке же недоброжелателей помимо США — ряд европейских
и латиноамериканских государств, а также Австралия, Шри-Ланка, Южная Корея и
Япония. Ну, ясно, сателлиты…
И что особенно обидно — к ним с добром, а они… Вот
только-только было объявлено о необходимости установления с ЕС "не просто
хороших, а очень хороших отношений", да и американцы были помянуты вовсе не злым
словом, как вдруг такой пассаж. Теперь снова непонятно, в какую сторону
ориентировать внешнеполитический вектор.
А так в целом ничего принципиально нового не произошло,
хотя появление упомянутого пункта о назначении специального докладчика, похоже,
вызвало определенную эйфорию у части оппозиционных политиков. Думается, их
надежды являются несколько преувеличенными. Есть сомнения, что ему будут
разрешены "контакты с народом" или даже просто въезд в страну. Кроме того,
фактически аналогичные задачи уже много лет решает представительство ОБСЕ. Уж
что-что, а свои функции по отслеживанию ситуации в сфере демократии и прав
человека оно выполняет надлежащим образом. Вот только сдвигов в положительном
направлении пока, к сожалению, не наблюдается. Поэтому имеются серьезные
опасения, что появление еще одной подобной структуры также не приведет к
исправлению положения. Уже ясно, что дело отнюдь не в отсутствии внимания со
стороны мирового сообщества, а в глубоком безразличии к данной проблеме
большинства белорусского населения. И до тех пор, пока этот период апатии не
закончится, вряд ли стоит рассчитывать на перемены.
21 - 28.04.2004. «Белорусский рынок» Пропаганда вместо знанийАлексей Никитин
Белорусские вузы находятся в состоянии шока. Они
вынуждены решать проблему с организацией идеологической работы, которая начинает
доминировать над профильными дисциплинами. В итоге не важно, чему и как учат,
главное — чтобы среди студентов было больше членов БРСМ. Еще немного — и
Министерство образования можно будет переименовать в Министерство идеологии. В
конце прошлого года министерство издало приказ "Об идеологическом сопровождении
воспитательной работы", который намертво увязал воспитание с идеологической
работой. После этого приказа у студентов и преподавателей началась другая жизнь.
Руководство учебных заведений обязано ежегодно проводить
мониторинг эффективности идеологической обработки учащихся и рассматривать его
результаты. До 1 февраля руководители учебных заведений подготовили и сдали в
Минобразования "программы и результаты проведенного в первом полугодии текущего
учебного года мониторинга состояния и эффективности идеологического воспитания
учащихся и участия в нем первичных организаций БРСМ".
В этом приказе БРСМ отводится особая роль — это комсомол
ХХI века. Это раньше человек был мерой всех вещей, нынче БРСМ — мерка для
человека. Именно участие в деятельности первичек является показателем
эффективности идеологической работы. Мировоззренческие основы личности также
следует оценивать исходя из участия этой самой личности в деятельности БРСМ. Да
и само студенческое самоуправление немыслимо без руководящей роли БРСМ...
Но принятые меры Министерство образования сочло
недостаточными, и 1 апреля (шутки в сторону) издается новый приказ № 283 "О
неотложных мерах по организации идеологической работы в вузах", которым
утверждается целый "план неотложных мер". В принципе, об исполнении приказа уже
должны были отрапортовать все ректоры, так как срок его исполнения определен 12
апреля. План неотложных мер выдержан в духе Директивы № 1 и включает более 20
пунктов. Отметим лишь самые-самые. Так, предписывается "усилить работу среди
студентов и профессорско-преподавательского состава по пропаганде
государственной символики, института президентства и роли личности президента в
решении общегосударственных задач и как олицетворения единства нации,
обеспечивающего политическую и экономическую стабильность страны".
Что же это, как не попытка создания культа личности?
Возможно, следующим шагом станет обязательное ношение значков с портретом
"гаранта Конституции" и вставание при произнесении его имени. Определенные шаги
в этом направлении уже предпринимаются. Согласно приказу, следует "обеспечить
контроль за содержанием наглядной агитации, стенной печати, студенческих и
вузовских газет, за пользованием внутривузовской сети Интернет. Усилить кадровый
состав редакций студенческих и вузовских газет". При этом, если рассматривать
Интернет как источник получения информации, то, по сути, предписывается его
цензура. Ведь в приказе не определено, какие именно сайты и почему нельзя
посещать белорусским студентам: порнографические или оппозиционные? А требование
усилить кадровый состав редакций отдает формалином и зловонием из склепа
советского прошлого.
Также должен быть поставлен эффективный заслон для
проникновения инакомыслия в студенческую среду. Для этого следует "обеспечить
четкую и строгую систему пропуска в учебные корпуса и общежития студентов, не
допуская проникновения в них посторонних лиц", а также "не допускать в учебных
заведениях деятельность незарегистрированных общественных объединений".
Непонятно, почему не написали яснее: что активисты незарегистрированного
молодежного движения "Зубр" на территории вузов вне закона. Но и тем, кто
попытается уйти из-под идеологической опеки, мало не покажется. Предписывается
"принимать более жесткие меры в отношении студентов, нарушающих правила
внутреннего распорядка, совершающих противоправные действия в общественных
местах". Это вполне можно расценивать как возможность участия в митингах в обмен
на студенческий билет.
Найдено решение и в отношении преподавателей и
студентов, кото рым становится тесно в душном мирке белорусской "науки", все
больше выстраивающейся для теоретического обоснования государственной идеологии.
Для этого необходимо "усилить контроль за поступлением средств из различных
общественных и зарубежных фондов, за реализацией международных образовательных
программ, финансированием обучения и стажировок, временного трудоустройства
белорусских студентов за пределами страны". Медленно, но верно Беларусь сама
строит свой "железный занавес", ограничивая свободу перемещения своих граждан.
Это выражается еще и в требовании повысить ответственность руководителей вузов
за состояние и развитие международных связей, "обратив внимание на содержание
предлагаемых зарубежными партнерами программ и проектов, а также компетенцию в
сфере образования иностранных учреждений и организаций". Однако, что касается
оценки компетенции зарубежных партнеров в подобных программах, напрашивается
вопрос: а судьи кто?
Более того, следует "подготовить совместно с МВД
постановление по совершенствованию направления граждан Беларуси на работу за
границу по студенческим программам, предусмотрев соблюдение высшими учебными
заведениями неукоснительного выполнения учебного плана, не допуская
предоставления академических отпусков в связи с выездом на работу за границу,
несвоевременного возвращения к началу учебных занятий, предоставления права
досрочной сдачи сессии по причине выезда на работу за границу". Если едешь по
программе обмена, то рискуешь вылететь из родного университета, а следующим
шагом может стать необходимость согласования участия в зарубежных программах в
КГБ. Согласно приказу, руководство вузов должно добиться участия студентов и
профессорско-преподавательского состава в пропагандистских кампаниях "Гордимся
белорусским", "Сохраним деревню — сохраним страну", "Купляйце беларускае",
"Крепкая семья — сильное государство" и др. При этом мнение участников
относительно провозглашаемых тезисов никого не интересует.
Для пущей важности руководству также следует провести
"анализ подписки на периодические издания с целью увеличения тиражей на
государственные периодические издания", то есть читать пока еще можно все, что
напечатано, но вот выписывать надо исключительно государственные издания. Это и
называется белорусскими особенностями медиа-рынка.
«СБ», 22 апреля 2004 Закон сохранения и приумножения энергииАлександр Попков (первый заместитель главы Администрации президента РБ)
Современное сельскохозяйственное производство страны -
важнейшая жизнеобеспечивающая сфера деятельности человека, определяющая
материальное благополучие нации, социальную и политическую стабильность в
обществе. А агропромышленный комплекс Беларуси в последние годы стабильно
обеспечивает продовольственную безопасность страны и наращивает экспорт
сельскохозяйственной продукции. Занятые в
сельскохозяйственном производстве 12,2 процента экономически активного населения
страны создали в 2003 году 11 процентов внутреннего валового продукта, что с
учетом рискованного характера аграрного производства является достаточно высоким показателем.
Можно назвать ряд сельскохозяйственных
организаций республики, ныне работающих на хорошем европейском уровне. Так,
группа хозяйств уже достигла урожайности зерновых культур 70 - 80 центнеров с
гектара. Чем не европейский уровень надой 7.600 килограммов молока от коровы в
2003 году экспериментальной базой "Жодино" Смолевичского района? Или
среднесуточный привес скота на откорме более 1 килограмма в сельскохозяйственном
коллективном предприятии "Прогресс-Вертелишки" Гродненского района? Однако в
целом аграрный комплекс республики объективно не может
выйти на европейский уровень, поскольку в большой мере различаются
природно-климатические условия этих регионов.
В отличие от абсолютного большинства европейских
государств, наша страна находится в зоне рискованного земледелия. По оценкам
ФАО, биоклиматический потенциал республики оценивается в 100 - 121 балл, в то
время как Германии - 125 - 140, Австрии - 140 - 150, Болгарии - 150 - 173. Легко
подсчитать, что при равных условиях хозяйствования на земле результат в Беларуси
объективно будет примерно в 1,5 раза ниже, чем в развитых европейских странах.
Следовательно, если в Германии, Австрии, Болгарии урожайность зерновых
составляет 70 - 80 центнеров с гектара, то мы при аналогичном уровне ведения
земледельческой отрасли можем получить лишь 45 - 50 центнеров с гектара.
Адекватен потенциал и других отраслей АПК. И это не наша вина, так уж
распорядилась природа.
Вместе с тем следует признать, что в агропромышленном
комплексе республики существуют проблемы и достаточно сложные. При положительной тенденции наращивания объемов
производства низкой остается продуктивность растениеводства и животноводства,
недостаточен уровень перерабатывающих предприятий, сохраняется высокий уровень
затратности производственных процессов и в итоге - неблагополучное положение в
аграрной экономике. И здесь предстоит еще много работать, чтобы вывести
отрасль на устойчивое рентабельное функционирование, обеспечивающее расширенное
воспроизводство на принципах самообеспечения при реальном уровне государственной
поддержки.
Механизмы и алгоритм этой работы и предусматриваются в
разрабатываемой программе социально-экономического развития белорусского села,
рассчитанной на 2005 - 2010 годы. В ней намечается сформировать микро- и
макроэкономическую систему хозяйствования в рыночных условиях, обеспечить
техническое и технологическое переоснащение отрасли на основе новейших
достижений отечественной и зарубежной науки, на основе укрепления аграрной
экономики обеспечить существенное развитие социальной сферы села. Полагаем, что
выполнение этой программы и приблизит наш агропромышленный комплекс к
европейскому уровню эффективности с поправкой на потенциал
природно-климатических условий.
Большое внимание уделяется строительству жилья в
сельской местности. В 2003 году здесь введено в эксплуатацию более 2,5 тысячи
жилых домов. В дальнейшем эта программа будет расширяться. Так, начиная с 2004
года по поручению Главы государства в каждой сельскохозяйственной организации
будет построено не менее 5 благоустроенных жилых домов, преимущественно
усадебного типа, с общей площадью до 20 квадратных метров на одного человека. Из
собственных средств сельхозпредприятий на эти цели выделяется 18 млрд. рублей.
Постоянно осуществляется поддержка программ социально-бытового характера.
Проблемы содержания детей в дошкольных учреждениях, школьного образования,
культурного, медицинского и бытового обслуживания также решаются при постоянном
организационном и финансовом участии сельскохозяйственных организаций.
В сельской местности проживает 28,9 процента населения
республики. Судьба почти трети населения - безусловный фактор стабильности
государства. Причем это население обеспечивает продовольствием всю страну, что
чрезвычайно важно для нашей республики, не имеющей легкодоступных валютных
источников, подобно России, к которой несметные средства поступают от реализации
сырьевых ресурсов. Кроме того, деревня - родник национальных традиций,
белорусского языка, фольклора, искусства. Посмотрите биографии наиболее крупных
писателей и поэтов Беларуси. Почти у всех из них корни в деревне. Естественно,
потеряв этот родник национальной ментальности и продовольственную базу, мы
потеряем страну.
Программа возрождения
белорусского села пока еще не принята. Представленный Правительством ее вариант
не утвержден Президентом страны вследствие недостаточной конкретизации основных
ее положений, отсутствия финансового обоснования предложенных позиций.
Требование Главы государства - не теоретизирование на тему о возрождении
села, а конкретные финансово обеспеченные мероприятия с учетом реального
экономического потенциала страны. Программа должна быть сводом мер прямого
действия, "точечных ударов" по узловым направлениям укрепления аграрной
экономики и улучшения на этой основе социальной сферы села.
Основополагающее значение для
продовольственной безопасности страны имеют крупные коллективные
предприятия. Мировая практика свидетельствует, что альтернативы им нет. В
чем основополагающий недостаток нынешнего колхоза? В отсутствии в нем
эффективных механизмов реализации потенциала личной заинтересованности как
руководителей и специалистов, так и рядовых его работников в укреплении
экономики хозяйства. Десятилетиями от руководителя колхоза требовали: работай на
общество, а не на себя. Хотя постоянное стремление больше заработать законным
образом и на этой основе улучшить свое благосостояние - вполне разумное и
благородное качество каждого человека. Оплата же рядовых работников проводится
по нормам выработки, которые вообще не имеют никакой связи с экономическими
результатами выполняемых производственных процессов. В хозяйствах со слабой
экономикой адекватен и уровень заработной платы. Поэтому положение следует
принципиально менять. В сельхозпредприятиях нужно создать новый организационный
механизм, который бы побуждал каждого руководителя и крестьянина работать на
общественном поле или ферме с такой же эффективностью и заинтересованностью, как
и в личном хозяйстве. Заранее зная, что часть каждого добавленного его трудом в
общественную копилку рубля окажется его личным достоянием.
В республике уже во многих
хозяйствах реализуется практика стимулирования высокопроизводительного труда на
принципах приватизации (доли, паи, акции). Однако она пока недостаточно
эффективна, поскольку фонды распределения по этим позициям незначительные и не
имеют существенного значения для улучшения материального благополучия
работников. Мы полагаем, что для материальной заинтересованности всех членов
трудовых коллективов сельхозорганизаций более эффективно внедрение коммерческого
расчета в их подразделениях и рабочих группах Таким образом, модель
будущего коллективного предприятия: крупная производственная структура с
рыночным статусом, в которой функционирует эффективный механизм личной
заинтересованности всех членов коллектива в улучшении экономических показателей,
где производственные процессы базируются на новейших технических средствах и
технологических решениях, обеспечивающих производство высокорентабельной,
востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции.
В республике ставится целью
сформировать многоукладную аграрную экономику, функционирующую на равноправных
условиях для всех ее субъектов. В этом плане приняты необходимые нормативные
акты по фермерским и личным подсобным хозяйствам. Сегодня фермер может получить
до 100 гектаров земли в пожизненное пользование с правом передачи по наследству.
Кроме того, он может арендовать землю, размер участка в этом случае не
ограничивается законом.
Несмотря на правовое обеспечение
процессов создания и функционирования, фермерское движение в республике не нашло
достаточно широкого развития. Число фермерских хозяйств в республике в последние
годы стабилизировалось на уровне 2.500. Занимая 1,8 процента сельхозугодий,
они произвели в 2003 году 1,7 процента валового сбора зерна, 0,6 процента
молока, 0,7 процента мяса и адекватное количество другой продукции.
Более существенную роль в
производстве сельскохозяйственной продукции играют личные подсобные хозяйства. В
2003 году в этом секторе произведено 90,9 процента картофеля, 85 - овощей, 27 -
мяса и 35 процентов молока. Этот фактор некоторые экономисты используют для
доказательства преимущества частного способа производства в аграрной отрасли.
Однако при этом забывают, что в обработке земли и уборке урожая в частном
секторе решающую роль играют сельскохозяйственные предприятия. Они же и
обеспечивают кормами скот личных подворий крестьян.
Следовательно, частное хозяйство, включая фермерское, не
способно заменить крупные сельскохозяйственные организации в обеспечении страны
продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, кроме отдельных его видов -
картофеля, овощей, плодов и ягод. Мы исходим из того, что частный сектор -
необходимое дополнение к общественному хозяйству. Кроме того, это сфера
занятости сельского населения, источник удовлетворения его потребностей в
продовольствии и получения дополнительного дохода при реализации излишков
произведенной продукции.
Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004
года N 138 намечены к реализации крупномасштабные, наиболее значимые за все
предыдущие годы меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных
организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство. В
большой мере этот важный государственный документ адресован именно убыточным
сельскохозяйственным предприятиям. И в тех хозяйствах, а их большинство, где
сохранена производственная инфраструктура, отсрочка выплаты большинства
задолженностей при адресной государственной поддержке создает базу для
восстановления нормальной их хозяйственной деятельности, выход на рентабельное
производство. Полагаю, что в ряде случаев придется осуществить кадровое
укрепление таких хозяйств.
Если же имущественный комплекс убыточного хозяйства
приведен в состояние, исключающее самостоятельное выполнение производственных
процессов, - неизбежна его существенная структурная трансформация, в большинстве
случаев с потерей статуса юридического лица.
Я не разделяю избыточный оптимизм некоторых
ответственных работников управленческой сферы в АПК, считающих, что через 3 года
в республике вообще не останется убыточных хозяйств. Полагаю, что превращение
убыточных хозяйств в рентабельные, функционирующие на принципах
самофинансирования, - достаточно сложный процесс. В основном он будет решен с
выполнением программы социально-экономического развития белорусского села.
Численность занятого в
сельскохозяйственном производстве населения республики постоянно снижается, за
последние 10 лет на 14 процентов. Это нормальная мировая практика,
порожденная, с одной стороны, урбанизацией общества, с другой - ростом уровня
механизации и автоматизации производственных процессов в сельском хозяйстве,
высвобождающих излишних работников. Вместе с тем проблема трудовых ресурсов в
аграрной сфере существует. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами
требуется создание новых рабочих мест, развивая сферу обслуживания, подсобные
промыслы и другие направления деятельности как сельскохозяйственного, так и
несельскохозяйственного характера.
Проблемы обеспечения
сельхоз-организаций кадрами руководителей и специалистами также остаются
достаточно сложными. Вследствие неблагоприятных экономических факторов и
социальных условий закрепляемость специалистов на селе пока низкая. Лишь 2/3
направляемых в сельхозпредприятия выпускников высших учебных заведений и
половина из техникумов в последние годы прибывают к месту работы. Поэтому в
большинстве хозяйств имеются вакантные должности специалистов различных
профилей. Недостаточен и уровень квалификации руководителей и специалистов на
селе. Лишь треть от общего числа составляют специалисты с высшим образованием,
более половины - со средним специальным образованием.
В последние годы агропромышленный комплекс
республики наращивает свою внешнеэкономическую деятельность. Выручка от экспорта
в 2003 году составила почти 500 млн. долларов США, на 42 процента больше, чем в
предыдущем году. В структуре экспорта 73,7 процента занимает мясо-молочная
продукция. Импортировано продукции в этом же году на сумму 644 млн. долларов
США. Сальдо пока отрицательное. Основные виды импортируемой продукции: рыба,
зерно, плоды и орехи. Ежегодный импорт зерна в республику объясняется высокой
зерноемкостью животноводства республики, базирующегося на промышленном
свиноводстве и птицеводстве.
Роль национального сектора аграрной экономики в
обеспечении внутреннего рынка основными видами продовольствия характеризуется
следующими показателями: в 2003 году в реализованной мясо-молочной продукции
отечественные товары составили 87 процентов, молока и молочных продуктов - 96,
муки - 92 процента.
Угроза насыщения белорусского
рынка дешевыми импортными товарами имеет место, а наши трудности на рынке России
могут возрасти. Начало этому процессу может быть положено со вступлением
Беларуси в ВТО самостоятельно или опосредованно через Союзное государство с
Российской Федерацией. Открытие таможенных границ, что предусматривается
правилами ВТО, предопределит массовый ввоз зарубежных товаров на внутренний
рынок страны, на первом этапе по демпинговым ценам, поскольку европейские страны
для завоевания зарубежных рынков осуществляют специальные крупномасштабные
программы дотирования экспорта.
Естественно, такая ситуация без принятия должных
превентивных мер грозит тяжелыми последствиями для отечественного
сельскохозяйственного производства. Поэтому необходимы неотложные меры по
инвестиционно-инновационному развитию аграрного производства, повышению
конкурентоспособности товаров и услуг на внешних и внутреннем рынках на основе
модернизации производства, его технического и технологического обновления на
основе достижений науки. Альтернативы этому процессу нет. Затратность сельскохозяйственного производства Беларуси
объективно в 1,5 раза выше, чем среднеевропейского. Следовательно, выход АПК
республики на европейский уровень возможен при адекватном повышении
государственной поддержки. Это должно составить около 750 долларов на гектар,
или в 7 раз больше, чем ныне.
Аграрная отрасль республики характеризуется
положительной тенденцией развития. Однако проблем в ней достаточно, и непростых.
Президент постоянно анализирует положение в этой важнейшей сфере народного
хозяйства. Выработаны подходы по переводу сельскохозяйственного производства на
новые пути развития, присущие рыночной экономике. Достаточно полно они будут
сформулированы в разрабатываемой программе социально-экономического развития
белорусского села.
(Статья дана с сокращениями,все выделения -
наши)
|