ЗАЯВЛЕНИЕ
15 апреля Комиссией по правам
человека ООН была принята Резолюция, осуждающая Туркменистан в массовом
нарушении прав человека, и, в частности, нарушения прав русских, узбеков и
других национальных меньшинств. Россия, в отличие от цивилизованных стран
западного мира, воздержалась при голосовании, и, по сути, выразила позицию
несогласия с осуждением нарушения прав человека в стране Туркменбаши.
Как бывший член Совета
соотечественников при Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, и один из руководителей разгромленной туркменскими властями Русской
Общины Туркменистана, я не могу пройти мимо этого факта, так как Россия в
очередной раз продемонстрировала полнейшее безразличие к судьбе и своих
соотечественников, и к судьбе других национальных меньшинств, в контексте своей
ответственности, как постоянного члена Совета Безопасности ООН.
На протяжении всей новейшей
истории Россия демонстрировала в Туркменистане удивительно последовательную
политику полного соглашательства с действиями туркменских властей по
преследованию национальных меньшинств, замалчивания очевидных фактов нарушения
прав человека и абсолютную безучастность к судьбе своих соотечественников,
гонимых и теснимых националистической верхушкой Туркменистана. Россия
преднамеренно, именно преднамеренно, в угоду интересам олигархических
группировок, не замечала и не делала никаких заявлений по очевидным фактам
националистического садизма туркменских властей в отношении не только своих
соотечественников, но и представителей других национальных меньшинств.
Россия только на протяжении
последнего года, в отличие от цивилизованного мира, демонстрировала удивительную
непоследовательность в своих действиях по отношению нарушений прав человека
режимом Туркменбаши: не поддержала первую Резолюцию Комитета по правам человека
в апреле 2003 года, поддержала Резолюцию ООН в ноябре 2003 года и вот,
воздержалась от осуждения нарушения прав человека в Туркменистане в новой
Резолюции Комитета по правам человека ООН. Так же непоследовательно вела
российская власть и по очевидным случаям грубейших нарушений прав российских
соотечественников туркменскими властями на протяжении последнего года. Стоит
вспомнить странную позицию России на одностороннее и грубое нарушение
процедуры выхода Туркменистана из Соглашения по урегулированию вопросов двойного
гражданства: на фоне осуждающей активности законодательной власти, параллельно
шли, непонятно мягкие и соглашательские выступления представителей
исполнительной власти, несущие элементы извинений перед националистической
верхушкой Туркменистана за энергичные действия законодательной власти. А посол
России господин Молочков и вовсе встал на позиции преднамеренной
дезинформации по положению российских соотечественников, после принятия Указа
Туркменбаши по выбору гражданства. В свое время Россия никак не реагировала и на
грубейшие нарушения Туркменистаном своих обязательств вытекающих из Соглашения
по защите русского национального меньшинства проживающего в Туркменистане. Более
того, Россия, действиями своей исполнительной власти в лице МИДа, в значительной
степени даже содействовала в невыполнении этого Соглашения Туркменистаном. И мне
хочется вспомнить историю разгрома Русской Общины Туркменистана в 1998 -1999 гг.
туркменскими властями, которая стала возможна при прямой поддержке посольства
России в Туркменистане, и, в частности, послов России Черепова и
Щелкунова.
На фоне неразберихи в политике
России по вопросам защиты прав человека и своих соотечественников в
Туркменистане, туркменские власти проводили и продолжают проводить политику
националистического садизма в отношении не только русских, но и представителей
других национальных меньшинств. В большей степени по вине России и ее политики
постоянного задабривания и поддержки одного из самых антицивилизационных и диких
режимов современности, в Туркменистане полностью растоптаны культуры русских,
узбеков, казахов и других национальных меньшинств. Из-за этой политики дети из
представителей национальных меньшинств лишились права на дошкольное и
полноценное школьное обучение на родных языках, полностью лишились
возможности получить высшее образование на родных языках. Из-за этой политики
любое проявление национального самосознания угнетенных наций вызывает агрессию и
безнаказанные репрессии туркменских властей против представителей, решившихся
защищать свои культурные права и ценности. Из-за этой политики почти все
представители национальных меньшинств уволены с занимаемых должностей, а
работающие живут в постоянном страхе увольнения с работы по причине
принадлежности к не титульной нации. Из-за этой политики туркменские власти
проводят гуманистический садизм, заставляя русских, узбеков, казахов и другие
народы, на чуждом для них туркменском языке зубрить Рухнаму – смутное и
малопонятное творение Туркменбаши, представляющее собой националистический
трактат превосходства одной туркменской нации над другими, содержащая
многочисленные исторические фальсификации, смутное мировоззрение и странные
заключения. Из-за этой политики из страны Туркменбаши сбежало более 200 тысяч
россиян, более 25 тысяч казахов, десятки тысяч представителей других
национальных меньшинств, многие представители туркменской интеллигенции. Из-за
этой политики в Туркменистане жестоко пресекается и наказывается любое
проявление инакомыслия. Из-за этой политики российские соотечественники лишены
возможности получать и читать газеты и журналы России, а национальные
меньшинства - прессу из своих метрополий. Из-за этой политики Туркменбаши
сначала запретил оперу, балет и цирк, закрыл Академию наук, а в феврале этого
года в лучших традициях средневекового варварства снес последний очаг русской
культуры – Драматический театр имени Пушкина. Это варварство так и не стало
предметом совершенно необходимой реакции России, претендующей на роль одной из
лидирующих стран мира.
Это стало возможным и по той
причине, что в самое последнее время Россия проводит странную политику
укрепления своего международного авторитета, методом противопоставления свой
позиции мнению Западных стран и США. Это касается и вопросов прав человека, и
отношения к диким тоталитарным диктатурам современности. Это очень опасная и
бесперспективная политика, ведущая к появлению псевдодрузей и сомнительных
сторонников! Любой диктатор не может в принципе быть хорошим, как не может быть
надежным союзником тоталитарная страна. России, для подлинного уважения и
самоутверждения, невзирая на свои геополитические притязания и обиды за
упущенные исторические притязания, нужно всемерно поддерживать борьбу
цивилизованного мира против национализма, расизма и шовинизма невзирая на
персоналии! Россия должна, как постоянный член Света Безопасности, вести
непримиримую борьбу против человеконенавистнических и варварских феодальных
диктатур современности, игнорирующих или невыполнящих взятые на себя
обязательства в области прав человека, к числу которых принадлежит и режим
Ниязова в Туркменистане. И наоборот, их поддержка, осуществляемая в угоду
краткосрочных экономических выгод, в самой сильной степени несет угрозу
национальной безопасности России и миру, так как диктаторский режим, окрепший на
инвестициях России, в любой момент может превратиться в опасного
противника как России, так и в противника цивилизованного мира.
Я еще раз хочу обратиться к
самым высокопоставленным руководителям России о необходимости формирования
совершенно новой политики в отношении диктаторского режима в Туркменистане,
политики, основанной на бескомпромиссной, честной и последовательной
поддержке требований международного сообщества в выполнении Туркменистаном
взятых на себя обязательств в области прав человека. И в основе этой политики
должна быть самая энергичная поддержка как своих, несчастных, оскорбленных и
гонимых туркменским властями соотечественников, так и других национальных
меньшинств. Как постоянный член Совета Безопасности Россия обязана это
сделать!
Вячеслав Мамедов, Член Совета
соотечественников при Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации в 1995-2000 гг., правозащитник.
|