Советская Белоруссия, 10 июля 2004 Географическая карта безопасностиИгорь Кольченко
Половина первого ночи. В холле
стамбульского "Свисс-отеля" стихийно возник маленький вокзал. Участников только
что закончившегося саммита НАТО - СЕАП охватило "чемоданное" настроение. Первые
"важные птицы" уже отлетают в родные края. Белорусская делегация отправляется
только завтра, а это значит, что я могу использовать свое право на интервью, о
чем с министром иностранных дел Сергеем МАРТЫНОВЫМ вроде договорился заранее. Но
я все равно волнуюсь. Все-таки время скорее располагает ко сну, чем к серьезному
разговору. Меня убеждают, что Сергей Николаевич от интервью не откажется - ведь
похоже, что белорусское СМИ впервые присутствует на мероприятии такого уровня. Я
же сомневаюсь до тех пор, пока не вижу приближающуюся фигуру главного
белорусского дипломата. Наконец-то после трех дней вынужденной изоляции (не
понятно, от кого больше охраняли мировых лидеров - от террористов или от прессы)
у меня есть возможность утолить информационный голод...
- Сергей Николаевич,
стамбульская встреча в верхах была первым саммитом НАТО "двадцати шести". Среди
новобранцев в том числе и наши соседи - Литва и Латвия. А также Польша, которая
переступила порог военно-политического блока на несколько лет раньше. Каким
образом Беларусь должна реагировать на эти события?
- Отмечу, что это не первый
саммит НАТО в расширенном составе. Польша - тоже наша соседка - присутствовала в
качестве полноправного члена уже на прошлой встрече в верхах. И в этом смысле
соседство с НАТО новостью для нас не являлось. Новым является то, что теперь
наша общая граница с альянсом увеличилась до 1.200 километров. Не одна страна-соседка, а три.
- Значит, было время все хорошо
обдумать, приготовиться...
- Если вас интересует характер
отношений с НАТО, то в первую очередь нужно иметь в виду следующее: и в
настоящее время, и в обозримом будущем Североатлантический альянс - это один из
главных факторов, определяющих картину безопасности на Европейском континенте и,
в частности, в нашем регионе. И мы не можем не учитывать это обстоятельство.
Во-вторых, наша общая граница, как я уже сказал, -
1.200 километров. Из этого мы делаем вывод, что отношения
Беларуси и НАТО должны быть отношениями конструктивного сотрудничества. Граница
должна быть границей не конфронтации, а взаимодействия и добрососедства. Этот
вывод может показаться слишком общим, но на самом деле он имеет очень конкретное
и практическое значение. И третий момент, который нужно учитывать: мы за такие
отношения с НАТО, которые будут наполнены прагматичным содержанием. Нас не
интересует абстрактное сотрудничество с альянсом. Мы за сотрудничество на тех
направлениях, которые отвечают нашим интересам и задачам. На этих принципах
строится наша политика по отношению к НАТО. Они и были изложены сегодня
(разговор состоялся в последний день Стамбульского саммита, 29 июня. - Прим.
И.К.) в выступлении нашей делегации и в контактах с руководством НАТО.
- Какие у нас общие интересы с
НАТО?
- Прежде всего, наше общее дело
- обеспечение региональной безопасности. Здесь нужно иметь в виду - об этом
иногда намеренно или ненамеренно забывают - Беларусь является
"нетто-поставщиком" безопасности в нашем регионе. Наш вклад в европейскую
безопасность - это более чем немаловажный вклад. Начнем с того, что после
развала Советского Союза Беларусь была инициатором решения проблемы ядерного
наследия СССР путем передачи его России. Как вы знаете, мы были первыми, кто это
сделал. И в значительной степени воздействовали тем самым на всю сложную
ситуацию с ядерным оружием СССР. Далее, что касается обычных вооружений. Здесь
наш вклад также велик. Мы присоединились к Венскому договору об ограничении
обычных вооружений еще в 1992 году. И подписав его, выполнили все свои
обязательства по ликвидации обычных вооружений. Причем без внешней помощи. Хотя
эта помощь тогда нам совсем не помешала бы. Вклад и в ядерной области, и в
области обычных вооружений, хотя и был сделан несколько лет назад, продолжает
оказывать позитивное влияние на обстановку в регионе. Хотелось бы обратить
внимание еще на один момент, который тоже не всегда учитывается. У Беларуси нет
территориальных претензий к кому-либо из соседей. Несмотря на то, что история
взаимоотношений в регионе была более чем сложной. Это не случайность, не дар
Божий, а осознанное политическое решение нашего государства. В современной
Европе, которая познала многочисленные войны на Балканах, региональная и
субрегиональная стабильность должна быть главной ценностью. Внутренняя
стабильность Беларуси - это следующий фактор. Отсутствие общественной
напряженности, этнической, межконфессиональной - все это вещи, которые дорого
стоят в современном мире.
- Раз уж эпитеты "конкретный",
"практический", "прагматичный", "конструктивный" так часто упоминаются в связке
Беларусь - НАТО, то следующий мой вопрос - об интересных и полезных для нас
проектах.
- Беларусь, являясь транзитной
страной и играя колоссальную роль в транзите энергоресурсов, предлагает
региональное сотрудничество, в том числе с НАТО, в обеспечении безопасности
объектов критической инфраструктуры: нефтепроводов, газопроводов,
электростанций, в том числе атомных, которые находятся в нашем регионе, -
например, Игналинской. В этом заинтересованы все, и мы тоже можем выступать
донорами безопасности.
Если взять такие аспекты,
которые беспокоят сейчас всю Европу, как нелегальная миграция, трансграничная
преступность, наркотрафик, торговля людьми, - это все сферы, в которых Беларусь
является немаловажным гарантом стабильности в регионе. И здесь мы тоже
предлагаем свое сотрудничество Североатлантическому альянсу и Европейскому
союзу.
Кроме того, существует такая
ответственная область сотрудничества, как предотвращение чрезвычайных ситуаций,
естественных или искусственно создаваемых теми же террористами. Мы приглашали
провести на территории Беларуси учения в рамках программы "Партнерство ради
мира" по предотвращению и минимизации последствий радиологической угрозы. Это
сфера, в которой нас, к сожалению, жизнь заставила накопить огромный опыт. Мы
готовы поделиться им с остальными странами. Правда, это предложение пока не
получило развития. Завершая тему предотвращения чрезвычайных ситуаций, хочу
сказать, что Беларусь уже заявила в этих целях соответствующие контингенты и
ресурсы. Это - команда по борьбе с химическим и радиоактивным заражением,
транспортный самолет. Есть еще одна команда - спасателей, которую мы своими
силами способны доставить в любую точку нашего региона за короткое время. Все
это весомый вклад. К слову, для обеспечения безопасности предстоящей Олимпиады
Беларусь предоставила резерв - команду спасателей, которая в случае
необходимости может быть задействована.
Еще одно направление, новое для
нас, которое уже тоже было озвучено нами на саммите, - участие в миротворческих
операциях. В Беларуси сейчас создается юридическая база для этого. Принят новый
закон. Осуществляется дальнейшая проработка нормативной базы. Белорусские
подразделения, которые, кстати, уже готовятся, смогут принимать участие в
миротворческих операциях. Таковы направления, на которых мы практически,
прагматично могли бы взаимодействовать с НАТО, являясь донорами
безопасности.
- Беларусь разными путями
обеспечивает свою безопасность. В том числе прибегает, скажем так, к
"коллективному методу" - входит в ОДКБ, строит военный союз с Россией. И в то же
самое время сотрудничаем с НАТО. Какой баланс между всеми этими
организациями?
- Мы исходим из принципа, что в
современном мире не должно быть внешней политики, основанной на балансе сил. Это
устаревшая формула. Баланс сил - значит, противостояние, стенка на стенку.
Беларусь, являясь средней по масштабу европейской страной, не может себе
позволить играть в такие геополитические игры. Особенность нашей ситуации в том,
что для обеспечения собственной безопасности мы должны участвовать в
коллективном обеспечении безопасности. Повторюсь, что НАТО является одним из
важнейших факторов обеспечения безопасности на нашем континенте. Другим
крупнейшим фактором являются Россия и иные государства бывшего СССР. И с теми, и
с другими странами мы находимся в отношениях построения общей безопасности.
Вместе с Россией мы формируем региональную группировку войск. Беларусь является
членом Организации Договора о коллективной безопасности. И мы были в
значительной степени инициаторами того, чтобы ОДКБ установила и поддерживала
отношения взаимодействия с НАТО. На недавней сессии Совета коллективной
безопасности на уровне глав государств, которая состоялась в Астане, был принят
документ об отношениях ОДКБ и НАТО, инициатором и сторонником которых Беларусь
является. Мы предлагаем, чтобы с организационной точки зрения был использован
один из форматов, которые существуют в "Партнерстве". Условно назовем его
"26+N", т.е. консультации, в которых участвуют все члены НАТО, плюс либо один,
либо несколько других участников программы "Партнерство ради мира". Мы
предлагаем, чтобы взаимодействие проходило по формуле НАТО+ОДКБ, и считаем, что
это будет отвечать как интересам НАТО, так и интересам ОДКБ. А в конечном итоге
- интересам безопасности в нашем регионе.
- Как этот документ приняли в
Стамбуле?
- Это совершенно новый документ.
Как я уже сказал, он был принят всего неделю назад. Сегодня на саммите о нем
было заявлено членам НАТО. Мы надеемся и исходим из того, что НАТО просто не
может отклонить такое предложение о сотрудничестве.
- Если посмотреть на
географическую карту ОДКБ, то мы там обнаружим много "горячих точек", которые не
находятся в непосредственной близости от Беларуси. Прямо скажем, очень далеко.
Может, этот взгляд близорукий и вопрос бытовой, но - нам это надо, чтобы мы
решали чужие проблемы вдали от собственных границ?
- Не следует путать две вещи:
участие в обеспечении коллективной безопасности и непосредственное участие в
конфликтах, которые могут возникать на территории стран-членов. Участвовать в
организации коллективной безопасности необходимо, исходя хотя бы из того, что
вместе мы сильнее, чем по отдельности. И в политическом, и в военном отношении.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в ОДКБ внешнеполитическая составляющая,
с нашей точки зрения, а ее разделяет и наш главный партнер Россия, не менее
важна, а может быть, еще более важна, чем военно-техническая. Внешнеполитическая
- это совместная позиция государств-участников по ключевым внешнеполитическим
вопросам. Что касается конкретно участия в конфликтах, то, поверьте мне, у
участников ОДКБ, в том числе тех, которые, в отличие от нас, расположены
поблизости от, как вы выразились, "горячих точек", достаточно сил, чтобы решать
проблемы без непосредственного участия белорусских сил. Которое и не
планируется.
- Из-за того, что все разговоры
о миротворцах ведутся на саммите НАТО, обсуждается их участие в первую очередь в
натовских операциях. Но белорусские миротворцы в соответствии с
законодательством могут выполнять задания под эгидой любых организаций, в том
числе и ООН, и той же ОДКБ?
- Совершенно верно.
Миротворческие мероприятия могут осуществляться по разным линиям. И я уже ряд
назвал. Закон, кстати, в первую очередь был рассчитан не на натовскую линию, а
на ооновскую. Он носит универсальный характер. Раньше мы не имели права
направлять свои подразделения выполнять такие задания, теперь имеем. И мы ведем
соответствующую работу в ООН, проинформировали НАТО, и в ОДКБ об этом знают. Мы
сейчас готовим эти контингенты.
- Отдельный контингент для
каждой организации?
- Конечно, нет. На форме
подготовленных военнослужащих не будет наклейки "Сделано для НАТО". Этот
контингент будет "Сделан для Беларуси". Он будет являться нашим вкладом в
ответственность за безопасность в мире. Использоваться он будет в зависимости от
политического решения белорусского руководства. Появление подразделения
белорусских миротворцев не будет означать, что если завтра в далекой
латиноамериканской или африканской стране возникнет конфликт, то белорусский
контингент будет туда направлен.
- Как скоро белорусы наденут
голубые каски?
- Пока нужно говорить о том,
когда они будут готовы примерить эти каски. На этот вопрос может ответить
Министерство обороны.
- Тогда вопрос сугубо
внешнеполитический, остро поставленный в Стамбуле. В Ираке состоялась передача
власти. Некоторые государства уже возвращают своих послов в Багдад. Какие
отношения в мирное время будет иметь с Ираком Беларусь, которая, как известно,
была серьезно представлена в этой стране и экономически, и политически?
- Одно соображение бесспорно:
Беларусь заинтересована в серьезных отношениях с Ираком, прежде всего
экономических. Ирак - одна из ключевых стран в своем регионе, которая играет
важную роль и в глобализирующейся экономике. Беларусь имеет свои позиции в
Ираке. На белорусской технике работают в этой стране, знают наших специалистов.
Поэтому мы проводим определенную работу и в Ираке, и с другими странами, для
того чтобы наше присутствие в Ираке имело место. Замечу только, что передача
власти состоялась лишь вчера. Еще рано говорить о ее непосредственных
результатах.
- Как вы считаете, политические
контакты со свергнутым руководством Ирака сыграют свою роль?
- Отмечу, что у нас были
контакты со страной, расположенной на карте мира и имевшей свое законное
правительство. Другого руководства в Ираке не было. И сейчас мы будем
взаимодействовать с той страной, которая будет представлена на карте. Но пока ей
необходимо сформироваться. А интерес у Беларуси есть.
- Есть ли информация об ответной
заинтересованности?
- Я частично уже ответил на этот
вопрос, когда говорил о белорусской технике и специалистах. Является ли это
сейчас абсолютно приоритетным для нового правительства Ирака? В настоящий
момент, наверное, нет. Им пока нужно разобраться в собственном доме. Но,
бесспорно, наступит момент, когда будет проявлен интерес к установлению
международных связей. Мы должны быть к этому готовы. Мы и готовимся.
- На саммите шли две
параллельные дискуссии - по Ираку и Афганистану. Ситуация в этих странах похожа.
И схожи пути этих стран к "разбитому корыту". Какой вывод можно сделать по
итогам этих дискуссий? Куда пойдут эти страны дальше?
- На мой взгляд, говорить об
одинаковых тенденциях затруднительно. Кроме того факта, что ситуация нестабильна
в обеих странах. Другие параллели - исторические и т.д. - достаточно сложно
провести. Но выводы, безусловно, делаются. В нашем понимании они следующие:
предпринимая политическое и военное вмешательство, следует думать о
последствиях. Более чем сложная ситуация и в Афганистане, и в Ираке показывает,
что эти шаги были недостаточно продуманы. И сейчас народы этих стран, а также
мировое сообщество платят слишком высокую цену.
- В Стамбуле было заметно, что
эти уроки усвоены?
- Хотя это и не звучало
публично, но мне кажется, что мыслительные процессы идут именно в этом
направлении.
|