02.10.2008 / ЕС начал наблюдение за Россией / РБК
ПАВЕЛ ЗАХАРОВ
С сегодняшнего дня в соответствии с планом Медведева – Саркози в зонах конфликтов вокруг Абхазии и Южной Осетии приступила к работе наблюдательная миссия Евросоюза. Ее официальная задача – «содействовать стабилизации ситуации в Грузии и в регионе». С одной стороны, создание миссии ЕС означает фактическое согласие с существующим положением дел, которое установилось после так называемой пятидневной войны – когда независимость Абхазии и Южной Осетии была признана Россией. Но, с другой стороны, наличие миссии может быть использовано Западом, плохо скрывающим свои симпатии к Саакашвили, как инструмент воздействия на Москву и на отделившиеся республики.
Хотя наблюдатели не вооружены и не имеют полномочий напрямую пресекать возникающие конфликты, европейцы надеются, что их присутствие поможет предотвратить насилие, а также способствовать возвращению в свои дома грузинских беженцев. Численность наблюдателей составит 200 человек, которых направят 22 страны Евросоюза.
Накануне в районе населенного пункта Каралети на посту миротворческих сил Российской Федерации в зоне безопасности рядом с Южной Осетией состоялось рабочее совещание между командующим миротворцами РФ Маратом Кулахметовым и представителями военной миссии ЕС. По итогам этого совещания с сегодняшнего дня европейцы начнут патрулирование до южной границы зоны безопасности, установленной вокруг республики. В дальнейшем их наблюдение может охватить и саму зону. Однако Россия, Южная Осетия и Абхазия категорически возражают против допуска наблюдателей на собственную территорию, чего добивается Саакашвили.
Проблема в том, что наблюдение за зоной конфликта рискует превратиться в наблюдение за действиями Южной Осетии, Абхазии и России. Запад не скрывает своих симпатий к Саакашвили, и поэтому полученная наблюдателями информация может быть использована для раскручивания пропагандистских обвинений в адрес России. Грузины же, естественно, будут представлены исключительно как «пострадавшая сторона». Подобную предвзятость со стороны Запада мы имели возможность неоднократно наблюдать как в ходе югославских событий (когда во всех бедах региона обвинили сербов), так и в ходе последней югоосетинской войны. Как известно, наблюдатели ООН и ОБСЕ не смогли предотвратить нападение Саакашвили на Цхинвал и почти никак не заявили о себе в ходе разбирательств по вопросу о развязывании конфликта. «Мы не доверяем иностранным наблюдателям, тем, кто скрывает правду», - заявил ранее президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. По его словам, республика не допустит дальнейшего их присутствия на своей территории.
«Значение миссии не надо переоценивать, – сказал РБК daily заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований (РИСИ) Александр Скаков. – Она лишь должна сообщать партнерам – ЕС, ООН и ОБСЕ – о ситуации в зоне конфликта». Предотвратить новую агрессию, по мнению эксперта, она, разумеется, не сможет. Тем не менее г-н Скаков убежден, что в отличие от американцев, которые фактически подталкивали Саакашвили к нападению на Цхинвал, европейцы делают ставку на мирное решение вопросов, хотя, конечно, и в рамках «территориальной целостности» Грузии. Эксперт из РИСИ надеется, что наша страна не пойдет на дальнейшие уступки Западу и не допустит эту миссию в Абхазию и Южную Осетию. «Очевидно, что не из Абхазии и Южной Осетии исходит угроза миру в регионе – и это не место для шпионажа», – считает он.
Более скептически смотрит на перспективы европейской миссии руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров. «Россия надеется, что эта миссия предотвратит возможную угрозу агрессии со стороны Саакашвили, – сказал он РБК daily. – Но, на мой взгляд, таких целей эта миссия не добьется. У ЕС другая цель – не допустить присутствия российских войск в стратегически важных районах Грузии, в частности, вдоль дороги Поти – Кутаиси – Гори – Тбилиси». Наши миротворцы находились в районах, которые позволяли контролировать грузинский транзит, однако с уходом российских войск этот инструмент воздействия на политику Грузии исчезает, сожалеет г-н Александров. Поэтому теоретически нельзя исключать, что Грузия «в урезанном виде» будет принята в НАТО, а каспийский транзит возьмут под свой контроль американские войска.
Что касается Саакашвили, то он стремится отодвинуть российские войска как можно дальше и заставить наблюдателей ЕС действовать на территории Абхазии и Южной Осетии, чтобы препятствовать нормальному военному сотрудничеству России и этих новых независимых государств. Более того, он заинтересован в том, чтобы под прикрытием этой миссии наблюдателей наращивать вооруженные силы на границе и вернуться к политике диверсионно-террористической войны против Абхазии и Южной Осетии. Используя западную помощь, грузинский президент постарается восстановить свою боевую мощь. Далее же, если, допустим, грузинские диверсанты проникнут на территорию Южной Осетии, а Россия нанесет ответный удар, во всем обвинят именно нас. «Миссия ЕС при этом будет его (Саакашвили) прикрывать, более того, любые ответные меры будут встречать критику Евросоюза», – считает Михаил Александров. Западные наблюдатели, говорит он, не беспристрастны, что можно наглядно видеть на опыте Косова и той же Южной Осетии, где все годы правления Саакашвили шла непрекращающаяся диверсионно-террористическая война. «Там наблюдатели закрывали глаза на провокации грузин, а если что-то делали осетины – сразу же возмущались и писали жалобы. Поэтому, видимо, такая ситуация будет сохраняться», – напоминает эксперт. Единственный аргумент, который, по его мнению, остается у России, – пригрозить, что если возобновятся эти акции, мы введем войска в зону безопасности. Г-н Александров убежден, что лучше предупредить ЕС об этом заранее, чтобы миссия работала «более эффективно».