26.10.2008 / «У нас нет выходных, Александр Григорьевич» / Imperia.by
Юрий Баранчик
Для внешних наблюдателей встреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко 25 октября в Московской области в замке Майендорф носила довольно внезапный характер. Несмотря на то, что благодаря «Независимой газете», о ее проведении стало известно еще 24 октября, пресс-службы глав государств молчали о ней до самого последнего момента. Так, пресс-служба Д.Медведева поместила сообщение о предстоящей встрече только накануне дня встречи, в 21.45 по московскому времени, а пресс-служба А.Лукашенко предстоящую встречу вообще не анонсировала.
Внезапный характер встречи по-своему подтвердил и белорусский лидер. С одной стороны, он сделал упор на том, что именно об этой встрече они с Д.Медведевым договаривались еще в июне месяце в Брестской крепости. А с другой стороны, А.Лукашенко не удержался, чтобы не обратить внимания журналистов на проведение встречи в выходной день. Впрочем, на это замечание российский президент ответил коротко и понятно: «У нас нет выходных, Александр Григорьевич».
Оперативность встречи российского и белорусского президентов, со всей очевидностью, проистекает из причин двоякого рода. Либо российское руководство предложило вниманию белорусского лидера новые серьезные инициативы в рамках построения Союзного государства, которые в связи с тревожной, быстро меняющейся мировой финансово-экономической и политической обстановкой потребовали срочного обсуждения на уровне глав государств, либо экономическая ситуация в Беларуси стала настолько сложной, что официальный Минск сам в спешном порядке решил инициировать обсуждение союзной проблематики в позитивном для двух стран ключе. Второе, впрочем, не только не исключает первого, но прямо его предполагает.
Думаю, однако, что в данном случае инициатором встречи выступило российское руководство. Суть новых инициатив российской стороны, скорее всего, заключается в предложении более активного экономического стимулирования Республики Беларусь (одна валюта – российский рубль, один эмиссионный центр, но более льготный курс обмена белорусской валюты на российский рубль плюс льготное кредитование Беларуси на срок, скажем, 5-10 лет или пополнение белорусских золотовалютных резервов в размере 5-10 млрд. долл., единые цены на газ для Белоруссии и России, сохранение в долгосрочном плане значимости нефтепровода «Дружбы» для транспортировки российской нефти на Запад, подключение белорусских предприятий ВПК, а также предприятий двойного назначения к российской программе перевооружения) с целью завершения затянувшейся политической интеграции двух наших стран.
Стороны, безусловно, обсудили заявленную повестку дня, в центре которой фигурировал вопрос о предстоящем 15 ноября в Вашингтоне саммите «Группы двадцати» по проблемам мирового финансового кризиса. Однако можно предположить, что всё же основное внимание на встрече двух лидеров было уделено новым предложениям российской стороны по активизации строительства Союзного государства. И с ответом на эти предложения затягивать нельзя. Ответ Минску предстоит дать если не до следующего заседания Госсовета Союзного государства, которое состоится уже в ближайшее время, то уж во всяком случае на самом этом заседании.
Надо полагать, на встрече Медведев – Лукашенко 25 октября российская сторона, с одной стороны, предложила белорусскому партнеру достаточно серьезную систему стимулирования белорусской экономики с целью завершения Союзного проекта и построения общего экономического пространства, а с другой стороны, обозначила совершенно иную, противоположную «экономическую перспективу» двусторонних отношений, которая может возникнуть в случае, если интеграционный проект не завершится успешно в самые ближайшие сроки.
Время для такого серьезного и откровенного разговора назрело и выбрано верно. Ибо, как показывает анализ состояния белорусских финансов и текущей экономической ситуации в республике, резервы белорусского государства по поддержанию нынешнего уровня жизни граждан подходят к завершению.