26.11.2008 / «Саакашвили должен уйти!» / МиК
Давно ни одну новость из Грузии не воспринимали в России с таким воодушевлением, как сделанное в понедельник президентом Михаилом Саакашвили заявление о том, что он не будет баллотироваться на пост главы государства на следующих выборах. Тем более что прозвучало это заявление в годовщину «революции роз», что действительно выглядело символичным.
«Это мой последний президентский срок, и больше я не буду баллотироваться в президенты. Конечно же, после этого я не намерен умирать. Но я и мои друзья, которые находятся во власти, думаем, что важное и полезное оставляем стране, кроме главных задач, связанных с целостностью Грузии и строительством государственных институтов», - сказал грузинский лидер на встрече с судьями в Тбилиси.
Михаил Саакашвили пообещал, что реформа судебной власти в Грузии продолжится, и с будущего года будет введен институт присяжных заседателей, судьи будут назначаться на должность пожизненно, увеличится и их зарплата. Он также заверил, что до конца своего президентского срока сделает все возможное для укрепления государственных институтов.
Многие российские издания сообщили о словах Саакашвили как победе России, руководство которой, как известно, заявило, что не будет иметь с ним никакого дела. Чем так удивили слова президента Грузии – ведь он был повторно избран на свой пост в январе 2008 года, и пятилетний срок его полномочий истекает в 2013 году, после чего он, согласно конституции, не имеет права принимать участия в президентских выборах – осталось неясным. Может быть, российские эксперты ожидали от Саакашвили конституционных изменений наподобие медведевских?
Поэтому начались излагаться версии, самая распространенная из которых заключается в том, что заявление президента Грузии последовало после команды из Вашингтона, который, дескать, в нем разочаровался.
Информированные грузинские политики между тем, так не считают, возлагая надежды на избранного президента США. Посол и глава грузинской миссии в ООН Ираклий Аласания (кандидатуру которого, кстати, некоторые российские эксперты рассматривают в качестве возможного преемника Саакашвили) в интервью тбилисской газете «24 саати», говоря об ожидаемых изменениях внешней политики Вашингтона по отношению к Грузии после президентских выборов в США, отметил: «В целом, американское общество находится в ожидании перемен, но в том, что касается внешней политики, в частности, по отношению к нашему региону, особых перемен не будет. Возможные члены будущей администрации Белого дома, работавшие по грузинской тематике при Клинтоне, и не только при нем, должным образом проинформированы о сложившейся в регионе обстановке и о событиях, происшедших после августовской агрессии. Так что, я думаю, грузино-американское стратегическое союзничество непременно будет продолжаться. Помимо того, что уже избранный вице-президент Байден лично участвовал в происходивших в Грузии событиях – он приехал в нашу страну и на месте ознакомился с обстановкой – в окружении избранного президента Обамы есть и другие компетентные советники, хорошо понимающие проблемы, существующие в российско-грузинских, российско-европейских и российско-американских отношениях. Таким образом, избранный президент очень хорошо информирован о том, что произошло в Грузии, и о том, какая опасность может угрожать региону, в том числе и европейской, и евро-атлантической безопасности, если не будет продолжаться поддержка Грузии. Хотел бы также сразу отметить, что грузино-американские отношения приобретут институциональную устойчивость и будут в меньшей степени основаны на личных отношениях. Для долгосрочной перспективы тесного союза двух государств это очень важно».
А между тем, после выборов в определенных аналитических кругах Америки усилилось мнение, что при президентстве Обамы Вашингтон хоть и будет выступать за вступление Грузии в НАТО, но не будет осуществлять с этой целью давление на ведущие европейские страны. Комментируя это мнение, Аласания сказал: «Поддержка американскими властями Украины и Грузии на их пути в НАТО останется прежней. Это политическое решение, принятое на самом высшем уровне – так же, как и принятое в Бухаресте решение членов НАТО о том, что Украина и Грузия тоже станут членами альянса. После августовских событий нам надо точно оценить возможности восстановления нашего военного потенциала и безопасности. Я считаю, что созданная альянсом комиссия НАТО-Грузия – это вполне достаточный формат для того, чтобы продвинуть вперед процесс интеграции. Что же касается конкретно плана действий по вступлению в НАТО - МАПа, мне тоже известны такие настроения: дескать, на декабрьском министериале НАТО такое решение, возможно, принято не будет. Члены альянса не преграждают этим Грузии путь НАТО – в создавшейся ситуации они считают, что для того, чтобы Грузия удовлетворяла определенным условиям, ей понадобится еще время. Процесс нашей интеграции в НАТО не замедлится, а станет более продолжительным. Я думаю, что результаты американских выборов приведут к росту трансатлантической солидарности в сфере безопасности, в том числе и по вопросу нашей с Украиной интеграции в НАТО».
Для того, чтобы убедиться в правоте слов грузинского посла, осталось дождаться саммита глав внешнеполитических ведомств стран – членов НАТО, который 2-3 декабря пройдет в Брюсселе. И в преддверие этого события Михаил Саакашвили продолжает делать обнадеживающие заявления.
«Грузия желает, чтобы НАТО предложила ей тот План действий, который приведет страну к членству в НАТО. Отказ Грузии в предоставлении Плана действий к членству в НАТО будет неправильным сигналом для некоторых людей», - заявил грузинский лидер в ходе своего визита в Мюнхен 20 ноября.
Ответный сигнал последовал из Вашингтона. Пресс-секретарь Госдепартамента США Шон Маккормак заявил 24 ноября: «Политика Вашингтона в этом направлении не изменилась. Шансы Грузии на получение МАР на декабрьском министериале не исчерпаны».
Ранее министр обороны США Роберт Гейтс, который, как стало известно, останется на своем посту при президенте Бараке Обаме, призвал государства - члены НАТО поддержать вопрос о предоставлении Грузии данного плана, а также поддержать попытки Грузии, направленные на осуществление реформ. Комиссия НАТО-Грузия, которая была создана после августовской войны, также намеревается собраться в рамках министериала НАТО в Брюсселе.
В своем телеобращении по случаю 5-летия революции Михаил Саакашвили признал, что Грузия столкнулась с большими трудностями и могущественным агрессором, и призвал к единству для преодоления проблем и продолжения реформ. Однако в том, что это единство будет обеспечено, многие эксперты сегодня сомневаются.
В минувшие выходные бывшая союзница Саакашвили, экс-глава парламента Грузии Нино Бурджанадзе официально объявила в Тбилиси о создании новой политической партии - «Демократическое движение – Единая Грузия». Она обвинила Саакашвили в грубых ошибках, приведших к конфликту с Россией в августе, и заявила, что власть «любой цивилизованной страны, навлекшая на свой народ такие беды», должна уйти.
Бурджанадзе пообещала принять участие в следующих президентских выборах, которые некоторые оппозиционные силы требуют провести досрочно, предстоящей весной. Говоря о руководстве Грузии, она отметила: «Вместо демократического государства у нас установился тоталитарный режим, а из-за ошибок и неадекватного поведения верховной власти Грузии Россия достигла гораздо большего, чем могла мечтать еще год назад». Президент Михаил Саакашвили, считает она, обрек страну на катастрофу.
В интервью BBC, опубликованном 24 ноября, Нино Бурджанадзе констатировала: «Революция роз» в Грузии не привела к ожидаемым результатам, это не то, к чему мы стремились. У нас сегодня еще больше проблем, чем было пять лет тому назад: и в области демократии, и в области проблем территориальной целостности страны. В принципе, я считаю, что страна находится в не менее тяжелом положении, чем пять лет назад».
При этом Бурджанадзе отметила, что с одной стороны, часть обещаний, касающихся увеличения бюджета, решения энергетических и инфраструктурных проблем, а также имеющих отношение к размерам зарплат и пенсий, правительство Грузии смогло выполнить. Но, с другой стороны, была допущена «главная ошибка относительно демократического развития процессов», которая, по словам бывшего спикера, и определила «трагическое развитие событий, которые привели к большим сложностям для страны».
Западная пресса следит за событиями в Грузии с пристальным вниманием. По мнению The Wall Street Journal, бывшая союзница президента Грузии Михаила Саакашвили является самым серьезным конкурентом в борьбе за высший пост, тем более что согласно конституции страны, он не сможет больше выдвигать свою кандидатуру. После августовской войны с Россией, сделавшей около ста тысяч человек беженцами и больно ударившей по экономике страны (ожидается, что рост замедлится с 12,4 до 3,4% в следующем году), грузинская оппозиция выступает за проведение досрочных выборов, отмечает издание.
Немецкая Der Tagesspiegel напоминает, что союз между бывшими соратниками по революции – Саакашвили и Бурджанадзе – дал трещину после беспорядков в ноябре прошлого года. Но окончательный разлад произошел накануне парламентских выборов в конце мая: в список кандидатов Саакашвили внес исключительно своих приближенных по «Объединенному национальному движению». Бурджанадзе объявила, что уходит из политики, но после войны с Россией объявила о своем намерении примкнуть к оппозиции. Как отмечает автор статьи Эльке Виндиш, Бурджанадзе ставит перед собой задачу со временем объединить разрозненную оппозицию. В настоящий момент цементирующим моментом может стать разве что противостояние нынешнему президенту. Тем более что большинство грузин недовольны «политической неуклюжестью» Саакашвили.
В частных беседах, отмечает издание, российские дипломаты поговаривают, что разговоры о преемнике Саакашвили ведутся как в Вашингтоне, так и в Брюсселе…
Сейчас Тбилиси - один из красивейших городов Кавказа. Он стал похож на ухоженный европейский город с нарядно одетыми людьми, красивым освещением, бесчисленными кафешками, хинкальными, которыми всегда славилась столица Грузии. Однако, к сожалению, это только фасад, - продолжает тему «Газета по-Киевски». - Ведь тяжелейшим грузом на народ легли неурегулированные экономические проблемы и безработица. На бумаге все хорошо: экономический рост - один из самых высоких в СНГ, правительство регулярно рапортует о создании новых рабочих мест и т. д. Но все же из пропасти, в которой находилась страна при Шеварднадзе, выбираться очень сложно. До сих пор большая часть населения Грузии, 54%, живет за чертой бедности. Кроме того, Саакашвили настроил против себя чиновников.
Многим не нравится, что придя к власти, он начал настоящую зачистку государственных служащих, - пишет автор статьи Давид Кобахидзе. - В рамках `антикоррупционной кампании` были задержаны сотни людей. Несколько месяцев грузинам в прямом телеэфире ежедневно показывали, как министров, чиновников и судей под покровом ночи заталкивают в полицейские машины. Оставляет много вопросов загадочная смерть премьер-министра и ближайшего сподвижника Саакашвили, Зураба Жвании, не менее загадочная кончина крупнейшего грузинского олигарха Бадри Патарцикашвили. Осенью 2007 года Саакашвили жестко отреагировал на массовые выступления оппозиции, явно проплаченные из-за рубежа. Но после этого его обвинили в диктаторских замашках. И наконец, совершенно неоправданный военный блицкриг в Южной Осетии, который стоил Грузии практически полной потери этого региона, а также Абхазии.
Сегодня у Саакашвили наступили сложнейшие времена. В оппозиции к нынешнему президенту сейчас практически все, кто во время `революции роз` помог ему возглавить Грузию - бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе, бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, бывший лидер его партии Коба Давиташвили, бывший премьер-министр Зураб Ногаидели.
Серьезные надежды оппозиция возлагает на новую администрацию США, продолжает автор публикации. Один из влиятельных лидеров оппозиции заявил, что приход Обамы к власти означает уход Саакашвили. Демократы, провозгласив политику перемен, скорее всего, захотят откреститься от наследия республиканской администрации и избавиться от очага напряженности на Кавказе. Так что пятилетие `революции роз` Саакашвили и его сторонники встречают с рейтингом, не превышающим 10%. С другой стороны, вполне вероятно, что США теперь будут делать ставку на Нино Бурджанадзе, которая уже несколько раз летала в Вашингтон…
Российские эксперты следят за развитием ситуации в Грузии с интересом. И хотя, по их общему мнению, ни одного пророссийски настроенного политика в Грузии сегодня нет, поэтому ставку делать, даже в случае досрочного ухода Саакашвили со своего поста, не на кого, все равно соседей не выбирают. А следовательно все, что происходит в Грузии, так или иначе будет оказывать воздействие на Россию.
Комментируя в беседе с МиК последние события в Грузии, в том числе, заявление Михаила Саакашвили о своем политическом будущем, Михаил Александров, заведующий Отделом Закавказья Института стран СНГ, отметил:
- Я думаю, что ему сейчас хочется успокоить внутреннюю оппозицию, в том числе, партию Бурджанадзе, чтобы его не начали выпихивать раньше времени. Он как бы им подал сигнал: ребята, не надо напрягаться, я все равно уйду, дайте мне возможность спокойно доработать… Но их, как я думаю, такой вариант все-таки не устроит, так как около пяти лет ждать – это очень долгий срок, а кардинальные изменения в политике нужны уже сейчас. И за последующие четыре года Грузия может полностью погрузиться в хаос и оказаться в такой экономической пропасти, из которой ей будет трудно выбраться. Сейчас углубляется мировой экономический кризис, и пока ей Америка деньги дает, но я не уверен, что ей будут давать деньги в будущем году, и через год. И на что она будет жить, совершенно непонятно. Развивать производство сейчас невозможно, так как упал мировой спрос. И что будет Грузия делать, совершенно неясно, тем более что она лишена основных естественных рынков – это Россия и некоторые другие страны СНГ. Поэтому ситуация в этой стране печальная, политику надо срочно менять, а как ее можно поменять, если у власти находится Саакашвили? Непонятно.
- А как Вы оцениваете шансы Нино Бурджанадзе стать альтернативой Михаилу Саакашвили? Сможет ли она объединить вокруг себя всю оппозицию?
У нее шансы велики. Она же пользуется поддержкой Запада, США в первую очередь. Ее же специально попросили выйти из команды Саакашвили перед выборами в парламент. Видимо, там знали о возможности авантюры в Южной Осетии и решили оставить ее фигуру «незапачканной». А сейчас ее двигают на первые роли, а Саакашвили свою роль отыграл. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить… А ее пытаются протиснуть на первый план.
Однако другие члены оппозиции не очень хотят видеть Бурджанадзе в качестве основного лидера, все-таки она человек команды Саакашвили, она несет ответственность за многие вещи в его прежней политике. Тем более что у них – других оппозиционеров - есть свои команды, так что не факт, что она сможет в этой оппозиционной среде стать непререкаемым лидером. Скорее всего, будет опять какое-то разделение власти между различными игроками. И конечно, Грузии было бы лучше перейти к парламентской форме государственного устройства, отказаться от президентского правления. Тогда коалиционная политика стала бы более умеренной и взвешенной.
- А Вы ожидаете от предстоящего саммита в Брюсселе поддержки евроатлантическим устремлениям Михаила Саакашвили? Поскольку на предоставление МАР рассчитывать все-таки сложно.
Позитивных заявлений будет более чем достаточно. Им же надо вдохновить Грузию на то, чтобы она продолжала следовать прозападным курсом. Ведь если они четко скажут: ребята, вам здесь ничего не светит, какие же возможности будут у Саакашвили и его режима дальше действовать в этом направлении? Никаких возможностей не будет. Поэтому они всячески на словах будут давать множество обещаний, это их обычная тактика.
- А какие-то пути нормализации отношений между Россией и Грузией Вы видите? Или пока Саакашвили находится у власти, никаких контактов не будет?
Конечно, Саакашвили должен уйти, сомнений в этом нет. И с российской стороны об этом было однозначно заявлено, так как мы его рассматриваем как преступника. А кто там придет власти после него – посмотрим, какой будет у него политический курс. Возможно, какие-то пути нормализации отношений появятся.
- А как Вы оцениваете ситуацию в отделившихся от Грузии республиках, признанных Россией? У них каковы перспективы: политические, экономические?
У них перспективы самые привлекательные. Теперь они полностью интегрированы в российский рынок, могут наконец-то нормально экономически развиваться, так что за них можно только порадоваться.
- Но статус то у них спорный – они все равно мировым сообществом не признаны как независимые государства и не могут существовать самостоятельно. Даже Белоруссия пообещала признать их, но не сделала этого.
Но это формальности, которые не играют большой роли. Главное – чтобы у людей была возможность вести нормальную экономическую деятельность, а такая возможность им сейчас предоставлена. Рассчитывать на западные инвестиции сейчас трудно всем – они никуда не идут из-за кризиса, а наоборот, в связи с ним выводятся в эти страны обратно. Так что рассчитывать они могут только на российские деньги.
Ну, они и будут развивать отношения с Россией, и еще с Турцией, как с соседней страной. Этот процесс будет расширяться, затрагивая все больше разных сфер. И поскольку с них сняты все ограничения, то там возможны и крупномасштабные проекты, с участием российских государственных предприятий. И все это пойдет им на пользу.