27.11.2008 / Белорусская общественность поддерживает Подкарпатскую Русь
Александр Штефанович
У каждого народа, если он конечно народ, а не просто население, есть понятия, которые являют собой средину его души, его суть. У восточных славян – это Русь. Ради этого священного имени наши предки сражались, принимали страдания и побеждали.
Ярчайшим примером верности русскому имени является история Подкарпатской Руси и русинов. Веками из памяти и души этого небольшого народа русского корня недруги пытались вытравить само понятие Руси. Особенно драматическим в этом отношении было XX столетие. И как это ни прискорбно осознавать, но именно в советское время дерусификация карпаторуссов была стержнем государственной политики в Закарпатской области УССР и носила всеобъемлющий характер.
Было полностью ликвидировано образование на русинском языке, упразднено само понятие русины, а вместо этого все карпаторусское население было принудительно переписано в украинцы.
Как ни парадаксально, но русины как национальность во времена СССР существовали только за границей: в Чехословакии, Венгрии, Югославии и в США, где проживает многочисленная русинская диаспора и до сих издается журнал «Свободное слово Карпатской Руси».
На тех же карпаторуссов, что оставались на родине, в Закарпатье, и протестовали против национального насилия обрушилась беспощадная машина репрессий и только в ГУЛАГ было отправлено почти 190 тысяч русинских активистов.
Руководил же этой чудовищной расправой тогдашний первый секретарь ЦК компартии Украины Никита Хрущев. Так «интернационалистская» коммунистическая власть отплатила Подкарпатской Руси за ее многовековую верность русскому имени и православию. Вот такой оказалась цена пресловутой «ленинской национальной политики» для русинского народа.
В свое время советским гражданам постоянно внушалось, что стержнем политики КПСС в области национальных отношений быль интернационализм и дружба народов. На деле же все было по-иному. Главной заботой КПСС была дерусификация восточных славян. Исходя из этого постулата, русскими было предписано называться только великороссам. Если же кто-либо, например, из белорусов называл себя русскими, то партийные органы обвиняли таковых в «великодержавном шовинизме» и вменяли им соответствующую статью уголовного кодекса.
И такая политика с разной степенью репрессивности продолжалась весь советский период. Ведь так было предначертано «великим Лениным». А кто в этом сомневается может ознакомиться работой В.И. Ленина «О национальной гордости великороссов». Более несправедливую и антирусскую статью вообще найти трудно.
Все годы советской власти великороссам навязывался комплекс вины перед ранее «угнетаемыми» народами, а восточнославянскому и нерусскому населению союзных и автономных республик внушалось чванство и высокомерие в отношении русских (великороссов), которых при этом все они «кормили». В итоге Советский Союз бесславно распался, а бывшие советские, ныне суверенные республики в большинстве своем в лучшем случае неприязненно относятся к России и постоянно высказывают довольно абсурдные «обиды».
Прямым результатом этой «мудрой» политики является противоестественный и от этого чудовищный антирусский национализм на Украине и у некоторых политических сил в Белоруссии. Поэтому политика постсоветских украинских властей по подавлению самобытности Подкарпатской Руси, по сути, есть прямое продолжение «ленинской национальной политики». Как это не смешно, но ярый антикоммунист Ющенко проводит самую что ни на есть коммунистическую национальную политику.
Подкарпатская Русь являет нам ярчайший пример стойкости русского духа, и судьба единокровного карпаторусского народа не может не волновать белорусскую общественность.
21 ноября в Минске по инициативе Белорусского общественного объединения «Русь» и Минского общества русской культуры «Русь» состоялись общественные слушания «Подкарпатская Русь и Русский мир», в ходе которых речь шла не только об истории и настоящем русинского народа, но и том, что старинный русский край на Карпатах должен стать объектом особой опеки, как со стороны Российской Федерации, так и со стороны других субъектов Русского мира, к примеру, Республики Беларусь.
Хотя, конечно, надеяться, что нынешнее руководство Белоруссии может занять в отношении Подкарпатской Руси хоть в чем-либо прорусскую позицию не приходится. Официальный Минск в последнее время слишком трепетно относится к настроениям в западных столицах, чтобы ждать от него проявления общерусской солидарности.
По итогам слушаний было принято обращение к председателю Государственной Думы России Борису Грызлову и председателю Палаты представителей Национального собрания Белоруссии следующего содержания:
«26 октября 2008 г. в г. Мукачево Закарпатской области Украины состоялся Второй европейский конгресс закарпатских русинов, на котором был принят Акт воссоздания республики Подкарпатская Русь в составе Украины.
Подкарпатская Русь – это уникальный край, живой островок старой, еще Киевской Руси, а русины – это та ветвь восточного славянства, которая тысячу (!) лет хранила исконное имя всех восточнославянских народов. Ведь и Великий князь Киевский Владимир, и Александр Невский и наш земляк просветитель и первопечатник Георгий (Франциск) Скорина называли себя именно русинами.
Исторически так сложилось, что долгие столетия старинный русский край в Карпатских горах находился под властью чужеземных владык и в составе иностранных государств – Венгрии, Австрии, Священной Римской и Австро-Венгерской империй и Чехословакии. Но в течение веков карпаторусский народ свято хранил имя Руси и стремился к воссоединению со своими единокровными братьями на востоке.
После Первой мировой войны по решению победивших стран Антанты в соответствии с Сен-Жерменским договором от 10 сентября 1919 года Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословакии. При этом Подкарпатской Руси была гарантирована «полнейшая степень самоуправления, совместимая с понятием единства Чехословакии» (ст. 10).
Подкарпатской Руси должен был быть предоставлен свой собственный законодательный сейм (в ведение которого должны были входить вопросы, касающиеся языка, школы и вероисповеданий, местной администрации и другие вопросы, определенные законами чехословацкого государства) и автономное правительство, ответственное перед сеймом (ст. 11). Во главе администрации должен был быть губернатор, назначаемый президентом Чехословакии и ответственный перед карпаторусским сеймом (ст. 11). Чиновники в Подкарпатской Руси должны были назначаться, по возможности, из местного населения (ст. 12). Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси право быть соответствующе представленной в чехословацком парламенте (ст. 14). Контроль за выполнением Договора вменялся Лиге Наций (ст. 14).
Однако на деле чехословацкое правительство полностью проигнорировало взятые на себя обязательства. Вопреки договору Подкарпатская Русь была территориально разделена, и часть ее (Пряшевская Русь с 250 тысячами русинского населения) была присоединена к Словакии. Сейм Подкарпатской Руси создан не был. На руководящие должности в администрации края назначались исключительно чехи.
Только в 1938 году перед лицом гитлеровской угрозы правительство Чехословакии пошло на уступки в «русском вопросе». В мае этого же года была провозглашена автономия Подкарпатской Руси, а в октябре было создано первое карпаторусское правительство.
Но в 1939 году после краха Чехословакии Гитлер передал Подкарпатскую Русь профашистской Венгрии. Как писал о тех тяжелейших временах карпаторусский общественный деятель Михаил Прокоп, «венгерские власти желали ликвидировать в самый короткий срок не только русский литературный язык, но и весь русский народ, живущий на южных склонах Карпатских гор, превратив его в мадьярский».
После освобождения Закарпатья от фашистов казалось бы складывались все условия для воплощения вековой мечты карпаторуссов о воссоединении с русским народом. В начале ноября 1944 года Подкарпатская Русь вышла из состава Чехословакии как суверенное государство, а уже 18 ноября в Мукачево состоялся Православный съезд, принявший обращение с главе советского государства Сталину с просьбой о принятии Подкарпатской Руси в состав Советского Союза.
В обращении, в частности, говорилось «Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси». Обращение было подписано заместителем епископа и администратором Мукачевско - Пряшевской епархии игуменом Феофаном Сабовым, настоятелем Свято- Никольского монастыря архимандритом Алексием Кабалюком, членом Высшего Духовного суда епархии протоиереем Димитрием Беляковым, секретарем епархиального управления священником Иоанном Кополовичем, профессором Петром Васильевичем Линтуром.
А днем раньше в Мукачево состоялось общее собрание делегатов местных комитетов (представительные органы) с повесткой дня «О воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом». По итогам двух форумов была сформирована и направлена в Москву представительная делегация для решения вопроса с руководством СССР о вхождении Подкарпатской Руси в качестве автономной республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
Но советское руководство попрало мнение русинского народа. 25 июня 1945 года СССР и Чехословакия подписали Договор «О Закарпатской Украине», согласно которому Подкарпатская Русь под именованием Закарпатская Украина присоединялась к СССР. А 22 января 1946 года Президиум Верховного Совета Украинской ССР принял постановление «Об образовании Закарпатской области в составе УССР». Таким образом, власти СССР сделали все, чтобы стереть с карты Подкарпатскую Русь, а из исторической памяти – имя русины.
После распада СССР в «независимой Украине» судьба карпаторусского народа сделала очередной трагический виток. Русинство жестко подавляется, карпаторусский народ лишен всех национальных прав, даже права на свое национальное имя.
На Подкарпатской Руси 1 декабря 1991 г. был проведен референдум, на котором 78 процентов населения высказалось за автономию в рамках Украины. Однако решения этого всенародного голосования игнорируются официальным Киевом.
В 1992 г. Закарпатский областной Совет вынес решение о признании русинской национальности и обратился в Верховную Раду Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне. Но Верховная Рада, вопреки собственным законам и международному праву, до сил пор не восстановила русинскую национальность, имя которой было несправедливо ликвидировано во времена сталинизма.
Депутат Закарпатской области Е.Жупан, заместитель председателя Общества Подкарпатских русинов, пишет: «Мало того, что нам не вернули нашу национальность, ликвидированную сталинским тоталитарным режимом, в 1996 г. Кабинетом Министров Украины был принят «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов». Этот антигуманный акт является попыткой ликвидации русинов и был осужден во многих странах».
Вся история карпаторусского народа есть свидетельство беззаветной преданности наших единокровных братьев святому имени Руси. И пришло время, когда историческая и человеческая справедливость должны восторжествовать. Подкарпатской Руси – быть!
Уважаемые депутаты Государственной Думы России и Палаты представителей Национального собрания республики Беларусь!
Мы обращаемся к вам, как к народным избранникам Великой и Белой Руси, с призывом провести в ближайшее время в рамках Парламентского собрания Союза Белоруссии и России с приглашением представителей Сойма (парламента) Подкарпатской Руси парламентские слушания на тему признания за карпаторусским народом его неотъемлемого права на существование,самобытность и самостоятельное развитие.
Принято по итогам Общественных слушаний «Подкарпатская Русь и Русский мир».
21 ноября 2008 г, г. Минск.
По поручению участников слушаний:
Председатель Белорусского общественного объединения «Русь»
Корда И.М.
Председатель Минского общества русской культуры «Русь»
Власов Г.И.»