Константин Затулин
KMnews 27.11.2008
Ситуация вокруг украинского филиала Института стран СНГ стала поводом для моего открытого обращения к лидеру Партии регионов Виктору Януковичу. В нем, в частности, говорится о том, что нападки и преследования в отношении меня лично со стороны украинских властей в последнее время трансформировались в попытки нанести ущерб и заставить замолчать людей и организации, которые так или иначе связаны с нашим Институтом стран СНГ.
Хочу обратить внимание, что, в отличие от представителей западных некоммерческих организаций, на Украине практически нет подразделений или филиалов организаций российского гражданского неправительственного сектора. Украинский филиал Института стран СНГ является скорее исключением, чем правилом в этом смысле. Сегодня удар направлен против него и представительства Института стран СНГ в Севастополе. Эта кампания преследования была объявлена публично. Причем самым наглым и откровенным образом.
15 октября исполняющий обязанности руководителя Службы безопасности Украины господин Наливайченко провел специальную пресс-конференцию, в ходе которой он анонсировал требование к Министерству юстиции Украины закрыть украинский филиал Института стран СНГ. А незадолго до этого городская администрация Севастополя, возглавляемая господином Куницыным, в лице своего управления юстиции потребовала через суд закрыть севастопольское представительство Института стран СНГ.
Мы выступаем против трактовки голода как «голодомора» и геноцидаЭто наши партнерские организации. Мы были вынуждены поддержать их создание в такой форме, поскольку, как я написал в своем письме, законодательство Украины не предусматривает существования никаких некоммерческих организаций. По закону о некоммерческих организациях, принятому в России, наш институт также является НКО. Таким образом, он не может иметь на Украине прямые филиалы. Вот почему здесь были созданы общественные организации, в которых трудятся граждане Украины. Это наши единомышленники и люди, которые разделяют наши взгляды. В настоящее время мы сотрудничаем с этими организациями как самостоятельными структурами (хотя и близкими нам по духу и тематике). В их названии подчеркивается то, что на Украине они развивают те взгляды, которые характеризуют точку зрения Института стран СНГ в Москве.
Вот что стало формальным поводом для претензий. Хотя, как это всегда бывает на Украине, причины одни, а претензии формально выдвигаются другие. Причины озвучил господин Наливайченко, заявив о том, что мы-де не признаем «голодомор». Что является полуправдой. Как минимум мы никогда не отрицали (и никто не может нас упрекнуть) исторические факты, такие, например, как массовый голод на Украине и в других частях СССР в 1930-е годы. Но при этом мы, естественно, выступаем против трактовки голода как «голодомора» и геноцида. Причем украинское законодательство за это никаких санкций не предусматривает (по крайней мере пока).
Филиал Института стран СНГ мешает Ющенко пропагандировать приспешников нацистовЭто как раз работодатель господина Наливайченко – президент Украины Ющенко — хочет, чтобы парламент принял закон, карающий за непризнание «голодомора». Но пока такой закон не принят. Итак, это причина, названная Наливайченко. Однако в тот момент, когда он назвал ее, у главы СБУ на самом деле был другой повод вспомнить о нашем существовании. Мы проводили конференцию по вопросам, связанным с голодом, на Украине еще весной, а сказал он об этом только осенью. Мы выступили со своими заявлениями и провели ряд мероприятий, связанных с отрицанием геройских заслуг бандеровцев и других пособников фашистов в ходе Великой Отечественной войны. Эту тему Наливайченко на пресс-конференции не назвал.
Но лично я полагаю, что именно наша активность в деле защиты определенного подхода к событиям времен ВОВ и наше категорическое отрицание попыток реабилитации фашистских приспешников было дополнительным основанием для похода, организованного против украинского филиала Института стран СНГ. То есть украинская власть, видимо, считает, что в вопросе о «голодоморе» украинское общественное мнение уже достаточно распропагандировано. А вот в вопросе о «геройских заслугах» бандеровцев картина общественного мнения на Украине складывается для них не столь радужно.
Ющенко не нравится то, что на Украине есть чье-то еще мнение, кроме его собственногоПоэтому украинские власти не стали публично заявлять об этом поводе. Хотя бы потому, что он не может стать основой для судебного иска. Вот почему они избрали в качестве такого повода тот факт, что в названии организации содержится слово «филиал» и слово «представительство». Опять же, украинское законодательство об общественных организациях никак не ограничивает их название. Мне известен целый ряд таких организаций с нехарактерными для России названиями. Тем не менее они характерны для Украины. Потому что здесь отсутствует закон о некоммерческих организациях. Любая некоммерческая форма – это фактически форма общественной организации. Мы не собрались менять название. Но во время предварительных слушаний, которые прошли в хозяйственном суде по иску севастопольской организации, адвокат, защищающий севастопольское представительство, задал представителям истца вопрос, будет ли закрыто дело, в том случае если организация сменит свое название (если из него уйдет слово «представительство»). И мы получили совершенно откровенный ответ без каких-либо попыток его камуфлирования. Нам было прямо сказано, что даже с новым названием эта организация не будет зарегистрирована. То есть речь идет об ее непосредственном уничтожении. И не просто потому, что кому-то не нравится название этих организаций. На самом деле украинским властям не нравится та точка зрения, которую представляют эти структуры. Сегодня господину Ющенко и его команде не нравится, что на Украине есть какое-то другое мнение. Это самая неприкрытая и самая очевидная борьба с инакомыслием.
Надо дать Партии регионов возможность провести «работу над ошибками»Теперь что касается выбора адресата моего обращения. Как известно, только что Виктор Янукович был гостем десятого съезда «Единой России». Я хочу обратить внимание, что его выступление на этом съезде подверглось официальной критике со стороны МИД Украины. Последним руководит человек, поставленный Ющенко. Я, в отличие от многих людей в России, которые разочаровались политическими результатами Партии регионов, считаю, что мы ни в коем случае не должны отдавать контакты с ПР на откуп кому-то другому. Мы должны понимать, что у Партии регионов, как у любой другой политической силы, есть свои достоинства и недостатки. Есть и ошибки. Но при этом надо понимать, что эта партия выражает интересы юга и востока Украины, а также интересы многих миллионов избирателей, которые искренне стремятся к развитию российско-украинских отношений.
На программном уровне ПР настаивает и на государственном статусе русского языка, и на федерализации страны (то есть на, по сути дела, учете мнения регионов). Также она выступает в защиту канонического православия. Безусловно, в сегодняшней ситуации сложно бывает объяснить тактические маневры, которые проводятся Партией регионов. Но мы не можем быть судьей в чужом деле, и нужно с определенным уважением относиться к тем решениям, которые принимает эта партия. Я надеюсь, что Виктор Янукович услышит этот призыв. У меня нет никаких сомнений, что любые апелляции к президенту Украины, который сегодня вступил в полемику с президентом РФ, бессмысленны.
Ющенко абсолютно невменяем для любых увещеваний. Я могу судить об этом, потому что на протяжении трех лет меня уже три раза объявляли персоной нон грата на Украине. Так что никакой надежды на справедливость со стороны господина Ющенко у меня нет. Я прекрасно понимаю, что все действия, предпринимаемые украинскими судами, администрациями и СБУ, инспирированы президентским окружением. И даже им самим. У меня есть основания так говорить. Я знаю, что Ющенко принимает личное участие в этих преследованиях. Но не стоит забывать, что современная ситуация на Украине — это ситуация политического кризиса. И у Партии регионов как у силы, которую невозможно игнорировать в период кризиса, есть возможность политически повлиять на такие вопросы. Включив их в обязательный перечень требований к власти. Как известно, сегодня Партия регионов ведет консультации и переговоры с другими политическими силами. На мой взгляд, это повод для ПР продемонстрировать, что она вообще может на Украине и способна ли она добиваться каких-либо конкретных практических результатов в своей политике.