08.12.2008 / Весьма условный союзник
Скандалы и недоразумения в белорусско-российских отношениях уже стали обыденным явлением. Хотя если быть более точным то скандалит все же одна сторона.
Поэтому, когда не состоялось назначенное на первое декабря заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства, то это не стало каким-либо из ряда вон выходящим событием. Скорее наоборот. Было бы удивительно, если бы данное мероприятие прошло в соответствии с заранее согласованным планом.
Но случилось как раз то, о чем скептики (а может наиболее трезвомыслящие) говорили задолго до первого декабря. И не надо было быть пророком, чтобы предвидеть подобный ход событий. Ведь упомянутый ВГС, по сути, должен был стать переломным (по крайней мере, были надежды на это) в союзном строительстве. В любом случае, вне зависимости от официальной повестки дня, со стороны Москвы перед белорусским президентом были бы поставлены, как оказалось, крайне неприятные для него вопросы о признании Абхазии и Южной Осетии, о единой системе ПВО и, наконец, о многострадальном Конституционном Акте.
По большому счету речь должна была идти о новом качестве межгосударственных отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией: или официальный Минск бесповоротно обозначает себя в качестве союзника России и без всяких двусмысленностей исполняет союзнические обязательства, и тогда отношения (в том числе и экономические) между двумя субъектами Союза переходят, наконец, во внутрисоюзный формат, или все переводится в иную плоскость, и Республика Беларусь становится всего лишь условным, а точнее несостоявшимся российским союзником со всеми вытекающими для нее далеко не радужными последствиями.
Кто выиграет от такого поворота? Ну, уж точно не белорусское общество, которое, несмотря на многолетнюю и практически всеохватную (большинство государственных и все оппозиционные СМИ, система образования) антироссийскую пропаганду продолжает в большинстве своем (56 процентов – по последним данным НИСЭПИ) выступать за объединение с Россией.
Выиграет ли от этого лично Лукашенко? Тоже сомнительно. Ведь угрозы лидеров оппозиции относительно его гаагского будущего никуда не делись. Просто они временно сняты (как в свое время делали большевики) с политической повестки дня.
В конце концов, и Вашингтон, и Брюссель, а в особенности Варшаву, интересует не сам Лукашенко как таковой, а Белоруссия, которая по их разумению ни в какой форме не должна вернуться в лоно российской государственности. И ради этой цели Запад готов терпеть какое-то время нынешнего белорусского лидера, предлагая ему участие в ничего не значащих диалогах и консультациях и делая такие «прорывные» шаги в сторону Минска, как приостановка визовых ограничений для белорусских чиновников.
И Лукашенко начал поддаваться на игру Запада. Он очень доволен своей «мудрой» многовекторной внешней политикой, а простецкое выражение «ласковое теля – двух маток сосет» считает венцом искусства дипломатии.
В ноябрьском интервью информационному агентству «Франс-Пресс» Александр Лукашенко откровенно говорит, что намерен именно на этой основе строить свои отношения и с Россией, и с Евросоюзом, называя своим главным достоянием географической положение Белоруссии: «Это наш ресурс. У России огромный ресурс энергоносителей, у Европейского союза – свой ресурс, прежде всего технологический. Ну, а у нас ресурс заключается в том, что мы являемся мостом (между Востоком и Западом). Поэтому мы хотели бы, используя этот ресурс, я об этом говорю откровенно, играть соответствующую роль, нести ответственность за свои функции при поставках энергоносителей из России в Европу, при поставке грузов из Европейского союза в Россию, и наоборот» (www.president.gov.by , интервью А.Г. Лукашенко ИА AFP, 24.11.2008 г.). В чем состоят эти самые «важные» функции – непонятно (красить трубу газопровода что ли?).
Лукашенко больше не интересуют ни идеи славянского единства, ни Движение неприсоединения, ни прочие «глупости» мирового масштаба. В эти игрушки он уже наигрался. С некоторых пор его волнует лишь обустройство «моста» между ЕС и РФ, да и то лишь по причине обеспечения устойчивости собственной вневременной власти.
«Отсюда исходит и политика. Мы ведь не претендуем, на решение каких-то глобальных вопросов. Нам надо обеспечить политическими методами нашу экономическую составляющую. Поэтому мы должны разговаривать, в силу этого, с Европой. Одновременно мы должны вести диалог и с Российской Федерацией» (там же – авт.).
К вящему удовольствию антироссийской оппозиции Александр Лукашенко, похоже, окончательно перешел в своих воззрениях на позицию местечковости, что неизбежно ведет к окончательному размыванию союзнических отношений между Белоруссией и Россией. Это не может не радовать и определенные силы в Варшаве, у которых относительно своих бывших «восточных территорий» имеются далеко идущие планы.
Причем эти реваншистские настроения в Польше активно подогреваются из Вашингтона, который в своей антироссийской стратегии в Европе делает ставку именно на Польшу. В этом смысле чрезвычайно показательны недавние откровения влиятельного американского политолога Джоржда Фридмана ведущей польской газете «Речь Посполитая».
В своем интервью Фридман открыто заявляет, что Вашингтон намерен в экономическом и военном отношении «слепить» из Польши региональную сверхдержаву: «Американцы должны задать себе вопрос: как нейтрализовать Россию без особого риска для себя. Именно поэтому они предназначат большие средства на развитие Польши. А когда Польша станет сильнее, то она станет лидером Центрально-Восточной Европы. Польша вернет себе роль исторического лидера регионального лидера, которую играла первая Речь Посполитая»(www.inosmi.ru, «Rzeczpospolita», 23.11.2008 г.) И тогда, по словам Фридмана, Польша «сможет сделать территориальные приобретения».
Над этими словами стоило бы серьезно задуматься минскому официозу. Ведь по большому счету единственным гарантом целостности, да и самого существования белорусского государства является исключительно Россия. Но непонимание этого белорусской верхушкой, похоже, зашло слишком далеко. Иначе Александр Лукашенко не заявил бы иностранным журналистам буквально следующее: «Не дай Бог, Россия, гипотетически, предположим, захотела бы решить таким образом (имеется в виду война в Южной Осетии – авт.) какие-то проблемы в Беларуси, вот тогда бы уже было полное основание у мирового сообщества, и прежде всего у вас, европейцев, поставить Россию на место. Притом, не брезгуя никакими методами и приемами» (www.president.gov.by., интервью А.Г. Лукашенко западноевропейским СМИ, 18.09.2008 г.) Каков советчик и какие надежды на Запад! Беспринципность «союзника» просто умиляет.
Сказанное, конечно, совсем не добавляет оптимизма во взгляд на будущее Союзного государства и, в целом, белорусско-российских отношений. Остается надежда, что в белорусском обществе вопреки всему смогут-таки консолидироваться силы, для которых Белоруссия не просто территория, а единство с русским народом не пустой звук, да и Россия не должна оставить на произвол судьбы свою единокровную сестру – Белую Русь.