Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №125(15.06.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Скандал вокруг съезда поляков Беларуси

02.06.2005. Во славу Родины

Владимир Кожевников

В небывалый скандал перерос шестой съезд Союза поляков Беларуси (СПБ), который состоялся 13 марта. В тот день выбирали новое руководство. По мнению проигравшей стороны, устав был якобы грубо нарушен, что и привело к недемократичным решениям. В результате в различные инстанции посыпались многочисленные индивидуальные и коллективные жалобы, начались проверки.

Поскольку проигравшая сторона не пожелала признавать решения съезда, считая их несправедливыми, в СПБ наступило двоевластие. А если точнее -- анархия и полная неразбериха. Этакая мини-оранжевая революция в отдельно взятой общественной организации. Этакая отработка навыков противодействия законности. Бухгалтерские документы организации находились в одних руках, денежными средствами стремились распоряжаться другие. Это давало почву для новых жалоб в контролирующие органы и усугубляло конфликт.

Проверяющие из Министерства юстиции Беларуси взялись за дело профессионально и с особой тщательностью. Это общественное объединение на слуху, его цель -- защита самобытной национальной культуры этого народа. Всякая ошибка в столь деликатной сфере могла задеть и даже оскорбить национальные чувства поляков -- представителей одной из крупнейших диаспор в Беларуси.

Но факты -- упрямая вещь, от них не уйдешь. Нарушения, повлиявшие на решения съезда, действительно имели место. И сотрудники Министерства юстиции были вынуждены это констатировать.

Прежде всего у съезда не было повестки дня. То есть делегаты, которые ехали в Гродно со всей Беларуси, могли и не знать, что предстоит обсуждать. Что же касается самих делегатов, то почти половину из них нельзя считать таковыми в результате грубых нарушений устава СПБ. Многих не избирали, а келейно назначали -- сотрудники Минюста сделали такой вывод на основании изученных документов.

Грубые процедурные нарушения были выявлены и при ведении съезда. Председателя президиума избрать не удосужились. О том, кто будет всем руководить, собравшиеся имели смутное представление. Кто же фактически направлял ход бурных дискуссий, которые велись на съезде? В официальном документе Минюста, составленном на основе проверки, есть ответ и на этот вопрос: на съезде присутствовали посторонние лица, не являющиеся делегатами, которые без какого-либо согласования с делегатами активно вмешивались в его работу.

        Главное же нарушение, которое сказалось на всем дальнейшем развитии событий, заключалось в том, что за избрание руководителей СПБ проголосовали менее двух третей делегатов, включая незаконно ставших ими. Согласно уставу, такой съезд не вправе принимать какие бы то ни было решения. А если примет, то они не имеют юридической силы.

Итогом проверки стал вывод: большинство делегатов при принятии решений не могли представлять голоса иных членов СПБ. Съезд недемократичен, нелегитимен, его решения неправомочны.

Словом, ситуация была такова, что какое бы заключение по результатам проверки принято ни было, оно вызовет возражения той или иной стороны. Но деликатность деликатностью, а истина важнее. Союзу поляков сообщили, что в связи с выявленными многочисленными грубыми нарушениями устава есть все основания для вынесения этому общественному объединению письменного предупреждения -- то есть для применения санкций. Но санкций не будет с учетом того, что нарушения “крайне негативно отразятся на обстановке” в СПБ. Поэтому Минюст справедливо ограничился всего лишь предложением “принять исчерпывающие меры по устранению имеющихся нарушений и недопущению их в дальнейшем”.

Съезд, говорилось в сообщении, необходимо провести повторно. До переизбрания руководящих органов СПБ полномочия в соответствии с его уставом сохраняют те органы и должностные лица, которые были избраны на предыдущем съезде.

Вряд ли сотрудники Минюста предполагали, что их вежливое сообщение Союзу поляков станет зажженной спичкой, брошенной в бочку с порохом, и вызовет шумные дебаты, в которые уже в течение последующей недели будут вовлечены министерство иностранных дел, сейм и президент Польши, президенты Германии, Франции и сотни средств массовой информации в разных странах... Анализируешь хронику событий вокруг СПБ, и не покидает ощущение, что они организованы по заранее подготовленному сценарию.

Избранная в качестве нового председателя Союза поляков Беларуси Анжелика Борис посетовала, что на нее “оказывается сильный прессинг со стороны властей”. В чем он выражался? Разумеется, пришлись не по душе проверки запущенной в условиях двоевластия и междоусобиц финансовой деятельности. А еще пани Анжелика сообщила, что “некто” угрожал ей по телефону, требовал чтобы она ушла со своего поста. Свое место работы этот аноним, естественно, не назвал.

Представители стороны, считавшей себя победительницей, вообразили себя этакими запорожцами, вступившими в переписку с турецким султаном, и начали составлять в ответ на сообщение Минюста свой сердитый ответ. Вновь проводить выборы делегатов? Как бы не так! Доверить им решить судьбу СПБ? Ни за что! Письмо Минюста в ответном послании назвали не иначе как “оскорблением национального достоинства и чести поляков”.

Столь гневным, эмоциональным, но, по сути, необоснованным возражением дело не закончилось. Белорусских чиновников начали дружно атаковать не только соратники Анжелики Борис, но и некоторые зарубежные политики.

На здании штаб-квартиры СПБ в Гродно появилась растяжка со словами “Мы не покинем земли, откуда мы родом” (будто бы граждан Беларуси кто-то решил выжить с родной земли...). И словно по команде, по другую сторону границы, в Гданьске, члены польской партии “Гражданская платформа” устроили пикет возле здания белорусского консульства. Там, в Польше, начали требовать от суверенной Беларуси, чтобы она в угоду чьим-то настроениям, поправ свои законы, приняла решение, которое противоречит и уставу, и, более того, законным волеизъявлениям членов одного из белорусских общественных объединений.

В тот же день резко и совершенно неадекватно отреагировала на события в Беларуси и официальная Варшава. Министерство иностранных дел Польши распространило заявление, в котором говорилось: предписание Министерства юстиции Беларуси, данное руководству СПБ, воспринято “с огорчением”, в нем якобы нарушены “общепринятые международные стандарты”.

Словесными выпадами польские дипломаты не ограничились. В ноте сообщаются и вовсе удивительные вещи. Оказывается, “белорусские органы безопасности” “имели цель запугать” новоизбранное руководство СПБ -- и потому направили на него “мощнейшие репрессии”. Под “репрессиями”, как следует из многочисленных комментариев в прессе, почему-то понимались законные, вызванные жалобами проверки финансовой деятельности Союза поляков и анонимный телефонный звонок Анжелике Борис.

Пока в Гродно ломали головы, кто же напугал пани Анжелику по телефону, в Варшаве тем временем, оказывается, с ходу точно определили принадлежность автора того анонимного звонка. Конечно же, он из КГБ -- а откуда же еще ему быть?..

В ноте польского МИДа говорилось также: присутствующие на съезде якобы “однозначно подтверждают, что он состоялся с соблюдением демократических процедур”.

Что касается “однозначного” подтверждения, тут польские дипломаты, мягко выражаясь, погорячились. Будь мнение о демократичности съезда и впрямь однозначным, не было бы международного скандала. И жалоб -- тоже. И двоевластия. И вообще, прежде чем готовить официальный документ, сотрудникам польского внешнеполитического ведомства не мешало бы сначала поинтересоваться мнением не некоторых, а большинства активистов СПБ. В частности, Тадеуша Кручковского, Кшиштофа Знайдзиньского, Константина Тарасевича, Станислава Третьяка, которые, кстати, придерживаются совершенно иной точки зрения.

Получается парадокс: компетентный госорган -- Министерство юстиции Беларуси -- почти два месяца проводил доскональную проверку соблюдения устава СПБ, но, по мнению недовольных, его заключение якобы неправильное. А министерство иностранных дел Польши, которое к белорусскому общественному объединению не имеет ни малейшего отношения, всего за два рабочих дня заочно разобралось во всем -- и теперь диктует свои требования властям суверенного государства, подчеркивая: “Польша не вмешивается во внутренние дела Беларуси”...

Но и заявлением с требованием признать заведомо незаконное решение съезда СПБ дело не ограничилось. Варшава уведомила белорусскую дипломатическую миссию о нежелательности нахождения в Польше советника нашего посольства и объяснила это... все тем же “вмешательством белорусских властей в деятельность Союза поляков Беларуси”.

По мнению белорусских дипломатов, высказывания их польских коллег носят эмоциональный характер и не соответствуют действительности, а перенос ситуации, сложившейся внутри общественного объединения, в формат межгосударственных отношений -- надуманный.

Что же касается заявления о признании нежелательным присутствия советника белорусского посольства в соседней стране, то в соответствии с дипломатическими стандартами в качестве ответного шага белорусский МИД сообщил польскому посольству о том, что его советник Марек Бутько должен в течение месяца также покинуть Беларусь.

Выбор наших властей не случайно пал именно на него. Как пояснили дипломатические источники, Бутько поддерживал контакты с белорусской оппозицией и некоторыми функционерами Союза поляков Беларуси, предпринимал “активные личные действия”, направленные на “дестабилизацию белорусского общества”.

Но дальше -- больше. В ответ на предложение Минюста Беларуси провести выборы руководства СПБ в соответствии с его уставом польский МИД подготовил список белорусских чиновников, которым будет запрещен въезд в Польшу. А в ответ на требование к польскому дипломату покинуть Беларусь, было заявлено о выдворении из Польши еще одного советника белорусской дипломатической миссии.

Более того, сейм Польши одобрил проект, предложенный партией “Гражданская платформа”, о запрете въезда на территорию Польши членов семьи Александра Лукашенко, белорусских государственных чиновников, судей и “всех причастных к преследованию Союза поляков Беларуси”, а также о запрете участия белорусских спортсменов в международных спортивных соревнованиях.

В тот же день польский политик, бывший министр иностранных дел Польши, а ныне депутат Европарламента профессор Бронислав Геремек, комментируя причину дипломатического скандала, внес некоторую ясность в эти более чем странные действия польских властей. Журналисту из радио “Полония” удалось разговорить Геремека -- он разоткровенничался и раскрыл карты, сказав: “Проблема Беларуси не только в диктатуре, но и в том, что со стороны самого белорусского общества существует согласие на такой режим”.

Высказывание этого депутата Европарламента как нельзя более явственно проливает свет на польско-белорусский конфликт. Под “белорусским обществом” он, надо полагать, понимает белорусов, русских, украинцев, поляков, евреев и представителей других народов многонациональной, но не имеющей межэтнических противоречий Беларуси. Бронислава Геремека, как видим, не устраивает волеизъявление “белорусского общества” на референдумах и выборах. И он хочет, чтобы поляки -- один из народов, составляющих это, как он выразился, “общество”, выступили в качестве политического противовеса по отношению к тем, кого устраивает существующая власть.

Но, господа, полноте! Вы так заговорились, что меж слов уже чуть ли не конкретные фамилии слышатся лиц, которые бы вам очень даже пришлись по душе в качестве лидеров Беларуси. Быть может, вам чудится, что на нашей территории уже действует конституция Польши? Да нет, поверьте! И большинство поляков -- граждан Беларуси этого не допустят.

Словом, маски сорваны, и становится очевидным, что те самые силы, которые были заинтересованы в распаде сначала Варшавского Договора, а затем и Советского Союза, принялись теперь разваливать Беларусь. Причем достаточно кондово, с использованием, прямо скажем, старого приема: пустив в ход национальную карту. Вспомнили о том, что в Беларуси, в отличие от России, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, нет межнациональных конфликтов. Вот и решили раздуть хоть один...

Остыньте, господа, не тужьтесь очень уж старательно по команде из-за океана, дабы от перенапряжения не оконфузиться. В Беларуси эти номера давно не проходят.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ