Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №208(10.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Час Х

БелГазета. 03.11.08

Сергей Жбанов

Тема внешних кредитов, которых добивается Беларусь для преодоления последствий мирового финансового кризиса, несколько отодвинула на задний план тему цены газа. Несмотря на то, что эта цена на 2009г. - более важная проблема для Беларуси, чем любые внешние заимствования. Но есть еще более важный и принципиальный вопрос.

В последние два года ситуация с ценами на российский газ, поставляемый в Беларусь, фактически определяет сумму кредита, запрашиваемую нашей страной в конце года. В следующем году «Газпром» намерен резко увеличить цену российского газа в полном соответствии с формулой ценообразования, действующей с начала 2007г. Поэтому можно доверять официальным сообщениям, согласно которым в ходе недавних переговоров между российским и белорусским президентами были обсуждены вопросы «цен на энергоносители» и «подготовки к заседанию Высшего госсовета Союзного государства».

Россия согласилась выделить кредит в размере $2 млрд., а технические аспекты согласования условий - компетенция правительства, а не президентов. К тому же после переговоров Александр Лукашенко успел дать интервью газете «Известия», в котором сообщил о наболевшем. «Мы не просим низких цен на газ. Мы настаиваем лишь на равных условиях для наших и, допустим, для российских предприятий», - повторил не в первый раз Лукашенко. На что из «Газпрома» обычно следует дежурное разъяснение, что между Беларусью и Россией действует согласованная формула цены и даже самые верные союзники - покупатели российского газа могут надеяться в лучшем случае на равнодоходные цены, но не на одинаковые ценовые условия, по которым получают газ российские потребители.

Эти мессиджи, исходящие от представителей газового холдинга, нередко дублирует российский посол в Беларуси Александр Суриков, который на этот раз сообщил агентству «Интерфакс-Запад», что в следующем году цена газа для Беларуси должна быть не ниже $200 за 1 тыс. куб. м. «Если падение цен на нефть продолжится, то не исключено, что при расчете формулы цены на газ в I квартале она снизится», - мягко проинформировал Суриков. «Во II квартале цена может упасть, но не более чем на 7% согласно формуле цены на газ», - так обозначил дипломат пределы возможного дисконта. В общем, $186 за 1 тыс. куб. м и ни центом ниже.

«Газпрому», который ожидает снижения выручки в 2009г. от продажи газа в Европу из-за падения мировых цен на углеводороды, придется компенсировать сокращение зарубежных доходов за счет роста цен на газ внутри России. Но вряд ли это снизит счета за газ для Беларуси. И когда белорусское правительство возражает, то ссылается на якобы неправильную формулу цены газа и спекулятивный всплеск цен на нефть.

Формулу нужно менять, упрямо твердит белорусская сторона. Но у России тоже есть свои интересы, отказываться от которых она не видит причин. Ситуация патовая. И, оттягивая до Нового года заключение договора, Беларусь при благоприятном развитии конъюнктуры сможет выиграть еще пару-тройку долларов скидки, но все-таки скидки от цены, рассчитываемой по все той же «неправильной» формуле. Если стороны не договорятся на уровне правительств, то не приходится гадать, что за этим последует - прибавка еще как минимум $1,5 млрд. к отрицательному сальдо внешнеторгового баланса Беларуси. И после выделения очередного госкредита Россия не примет от белорусской стороны никаких возражений на этот счет.

В этой схеме нужно решительно что-то менять. Возможно, поэтому Александр Лукашенко именно сейчас подает российскому коллеге «определенные позитивные сигналы, направленные на активизацию двустороннего сотрудничества». Проводя 30 октября совещание по вопросам внутренней и внешней политики, президент, как будто следуя взятым на себя обязательствам, вдруг пообещал сделать предстоящее заседание Высшего госсовета «особым»: «Нам придется в конце ноября провести Высший госсовет, это будет особый госсовет. Как председатель Высшего госсовета я буду делать все, чтобы внести в повестку дня важные, существенные вопросы, которые касаются самого главного в наших отношениях. Иначе его и проводить не стоит».

Хотя у союзников, очевидно, разные представления о «самом главном». Для Беларуси главным было и, безусловно, остается обеспечение белорусским производителям цен на газ, не превышающих внутрироссийского уровня, и свободный экспорт товаров на российский рынок. В свою очередь, для России когда-то это были во-просы, связанные с введением российского рубля в качестве единой валюты и последующей интеграцией Беларуси в состав России. Но постепенно Россия устала от интеграционных разговоров и отложила их до лучших времен. Теперь, вполне вероятно, признание Беларусью Абхазии и Южной Осетии для нее уже главнее.

Впрочем, это тоже лишь промежуточный этап двусторонних отношений. Интеграция Беларуси и России в перспективе неизбежна. И судя по тому, как быстро растет отрицательное внешнеторговое сальдо Беларуси, с такой же скоростью приближается час подлинно братского единения народов двух стран. За 9 месяцев этого года сальдо Беларуси уже минус $4,08 млрд. Час Х настанет тогда, когда Беларусь получит устойчивый двойной дефицит - бюджета и внешнеторгового оборота. Причем без всяких позитивных перспектив на их снижение.

Избавиться от этой напасти можно будет только двумя способами. Первый состоит в том, чтобы, изыскивая внешние ресурсы и передовые технологии, медленно (в течение нескольких десятилетий) менять отраслевую структуру экономики, до сих пор заточенную на переработку российского сырья. Второй способ - более радикальный и очень быстрый: тесная интеграция с Россией, которая готова принять белорусскую экономику в состав своей - вместе со всем ее советским наследством.

Никаких иных более принципиальных вопросов российско-белорусской экономической стратегии не существует. Возможно, их имел в виду президент, когда предложил на совещании «рассмотреть принципиальные вопросы, которые по существу влияют на отношения между нашими государствами». «Впредь наши отношения, особенно с РФ, которые основываются на наших контактах в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, отношениях между нашими министерствами, должны быть более продуманными и организованными», - подчеркнул Лукашенко.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ