¬нимание! ¬ы находитесь на старой версии сайта "ћатерик". ѕерейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

¬се темы —траны Ќовости ћнени€ јналитика “елецикл —оотечественники
ќ проекте ѕоиск √олосовани€ ¬акансии  онтакты
Rambler's Top100 ћатерик/јналитика
ѕоиск по бюллетен€м
Ѕюллетень є69(15.02.2003)
<< —писок номеров
Ќј ѕ≈–¬ќ… ѕќЋќ—≈
“≈Ћ≈÷» Ћ Ђћј“≈–» ї
‘ќ–”ћ
¬ «≈– јЋ≈ —ћ»
Ѕ≈Ћќ–”——»я
” –ј»Ќј
ћќЋƒј¬»я » ѕ–»ƒЌ≈—“–ќ¬№≈
«ј ј¬ ј«№≈
—–≈ƒЌяя ј«»я »  ј«ј’—“јЌ
ѕ–ќЅЋ≈ћџ ƒ»ј—ѕќ–џ
ѕ–ј¬ќ¬јя »Ќ‘ќ–ћј÷»я
—траны —Ќ√. –усские и русско€зычные в новом зарубежье.


”тверждены планы поддержки соотечественников на 2003 год

јлександра ƒокучаева

Ќа последнем в 2002 году заседании ѕравительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее Ц  омисси€), был рассмотрен вопрос о состо€нии научных исследований по проблемам российской диаспоры и их использовании при разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. „лен  омиссии, директор »нститута стран —Ќ√  .«атулин  внес предложени€ по организации де€тельности научного сообщества, исследователей, работающих по проблемам российской диаспоры  в цел€х научного и информационного обеспечени€ де€тельности  омиссии, федеральных и региональных органов власти –оссийской ‘едерации по поддержке соотечественников за рубежом. ѕредложени€ »нститута опубликованы в бюллетене є66 за 1 €нвар€ 2003г. (–аботу с соотечественниками на научную основу). ¬ результате бурных дебатов   омисси€ создала рабочую группу  по координации научных исследований по проблемам соотечественников за рубежом, руководителем которой назначила ≈. ожокина, директора –оссийского института стратегических исследований, и прин€ла решение об организации мониторинга положени€ соотечественников в зарубежных государствах и финансированию расходов на эти цели.

Ќа этом же заседании были внесены проекты ѕеречн€ направлений использовани€ бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах Ц участниках —Ќ√ и государствах Ѕалтии, и соответствующих расходов в 2003 году (далее Ц ѕеречень) и план работы  омиссии на 2003 год (опубликованы в Ѕюллетене є66 за 1.01.03).  »нститутом стран —Ќ√ были подготовлены и переданы в  омиссию предложени€ по дополнению проектов, которые, в первую очередь касались не нашедших в них отражени€ направлений, важных дл€ соотечественников и актуальных дл€ создани€ современной информационной базы по данной проблеме: организации мониторинга положени€ соотечественников за рубежом,  оказани€ им информационной, правовой, организационной помощи. (Ќиже публикуем эти предложени€). 

  заседанию, намеченному на 14 феврал€, где должны  утверждатьс€   ѕеречень  и план работы  омиссии на 2003 год, были разосланы новые проекты этих документов. ќказалось, что предложени€ »нститута стран —Ќ√ за единственным исключением Ц отклонены.  ¬ св€зи с этим  .«атулин представил свои замечани€, которые также опубликованы ниже.  омисси€ с его доводами согласилась. ѕредложени€ »нститута стран —Ќ√ найдут свое отражение в планах на текущий год. ¬ частности, решено выделить 10 миллионов рублей на начало работы по организации мониторинга в 2003 году. 

¬ следующем номере бюллетен€ продолжим публикацию материалов прошедшего заседани€   омиссии.




ѕредложени€ в ѕеречень направлени€ использовани€ бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках —Ќ√ и государствах Ѕалтии, и соответствующих расходов на 2003год

ѕредлагаю дополнить ѕеречень направлени€ использовани€ бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках —Ќ√ и государствах Ѕалтии, и соответствующих расходов на 2003год. (ѕри определении примерного объема финансировани€ на научно-исследовательские цели исхожу из установившегос€ в науке и промышленности соотношени€ расходов на Ќ»ќ – к общим затратам на производство нового продукта (10Ц15%). »сследование положени€ российской диаспоры €вл€етс€,  безусловно, новым продуктом. ѕредлагаю запланировать на эти цели 10% от всех расходов на поддержку соотечественников в 2003 году (21 млн. руб. от общей суммы 210 млн. руб.).

 

Ќаправление использовани€ (назначени€) платежа

—умма (млн. руб.)

¬сего

в –‘

за рубежом

ќрганизаци€ мониторинга положени€ соотечественников в зарубежных государствах

1

ѕроведение научных и научно-практических конференции, семинаров по проблемам российской диаспоры, с изданием материалов (исполнители Ц ћ»ƒ –оссии, заинтересованные комитеты палат ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации, –оссийска€ јкадеми€ Ќаук, ƒипакадеми€, ћ√»ћќ ћ»ƒа –оссии, »нститут диаспоры и интеграции (»нститут стран —Ќ√),  заинтересованные  научно-исследовательские учреждени€)

5.0

5.0

 

2

ѕроведение социологических, демографических исследований состо€ни€  российской диаспоры (финансирование через систему грантов) (исполнители Ц ћ»ƒ –оссии, –оссийска€ јкадеми€ Ќаук, »нститут этнологии и антропологии –јЌ, ћ√”, »нститут диаспоры и интеграции (»нститут стран —Ќ√),  заинтересованные  научно-исследовательские учреждени€)

5.0

5.0

 

3

—оздание и поддержание системы мониторинга положени€ соотечественников в странах их проживани€ (финансирование через систему грантов) (исполнители Ц ћ»ƒ –оссии, ћинфин –оссии, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов –оссийской ‘едерации, »нститут диаспоры и интеграции (»нститут стран —Ќ√),  заинтересованные научно-исследовательские учреждени€, заинтересованные общественные объединени€ соотечественников в странах проживани€)

7.0

4.0

3.0

4

»здание ЂЅелой книгиї по фактам нарушени€ прав человека в странах проживани€ соотечественников за рубежом (исполнители Ц заинтересованные комитеты палат ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации, »нститут диаспоры и интеграции (»нститут стран —Ќ√),  заинтересованные  научно-исследовательские учреждени€, неправительственные правозащитные организации при помощи и поддержке ћ»ƒ –оссии)

4.0

4.0

 

»того по направлению:

21.0

18.0

3.0

ќказание информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам

1

Ќалаживание экономических св€зей соотечественников за рубежом и их организаций с хоз€йствующими субъектами –оссийской ‘едерации  (исполнители Ц ћ»ƒ –оссии, ћинэкономразвити€ –оссии, заинтересованные ведомства, органы власти субъектов –оссийской ‘едерации)

5.0

5.0

 

2

ќказание организаци€м соотечественников содействи€ в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребност€х в рабочей силе, привлекаемой дл€ посто€нной, временной и сезонной работы, а также об услови€х добровольного переселени€ в –оссию (издание бюллетен€ в сети »нтернет) (исполнители Ц ћ»ƒ –оссии, заинтересованные ведомства, органы власти субъектов –оссийской ‘едерации)

3.0

3.0

 

3

–азработка и осуществление проектов, в том числе на коммерческой основе, св€занных с расширением теле- и радиовещани€ из –оссии на различные страны и регионы мира и подготовкой специализированных программ дл€ соотечественников (исполнители Ц ћ»ƒ –оссии, ћѕ“– –оссии, заинтересованные ведомства)

4.0

4.0

 

4

—одействие процессу самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении конференций, целевых семинаров и т.п. дл€ активизации де€тельности общественных структур соотечественников (исполнители Ц ћ»ƒ –оссии, заинтересованные  учреждени€ и ведомства, институты, неправительственные общественные организации и фонды)

5.0

3.0

2.0

»того по данным вопросам направлени€:

17.0

15.0

2.0

 .‘.«атулин ,
директор »нститута диаспоры и интеграции
(»нститута стран —Ќ√),
член ѕравительственной комиссии
по делам соотечественников за рубежом




ѕредложени€ в план работы ѕравительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

ѕредлагаю в план работы ѕравительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее Ц  омисси€)   внести следующие дополнени€ и  изменени€:

1. –асширить вопрос Ђќ совершенствовании законодательства –оссийской ‘едерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежомї (рассмотреть ‘едеральные законы Ђќ государственной политике –‘ в отношении соотечественников за рубежомї, Ђќ гражданстве –‘ї, Ђќ правовом положении иностранных граждан в –‘ї, миграционное законодательство, вопрос о разработке закона о репатриации соотечественников в –‘).

ќтветственные за подготовку - ћ»ƒ –оссии с участием  омитета по делам —Ќ√ —овета ‘едерации,  омитета по делам —Ќ√ и св€з€м с соотечественниками √осударственной ƒумы. 

ѕри подготовке данного вопроса необходимо привлечь профильные ведомства ( омиссию по гражданству при ѕрезиденте –‘, ‘ћ—-ћ¬ƒ, и др.), а также проанализировать данные, представленные  самими соотечественниками.

ќжидаемые результаты: ѕодготовка предложений по корректировке ‘едеральных законов (Ђќ государственной политике –‘ в отношении соотечественников за рубежомї, Ђќ гражданстве –‘ї, Ђќ правовом положении иностранных граждан в –‘ї, иммиграционное законодательство) с целью более полного учета интересов зарубежных российских соотечественников и интересов –оссийской ‘едерации. ¬ыработка рекомендаций дл€ разработки проекта федерального закона   о репатриации соотечественников в –‘.

2. –ассмотреть дополнительно на заседани€х  омиссии вопросы:

2.1. ќ подготовке к выборам в √осударственную ƒуму 2003 года среди граждан –оссийской ‘едерации, проживающих за рубежом

ќтветственные за подготовку Ц ћ»ƒ –оссии с участием  омитета по делам —Ќ√ —овета ‘едерации,  омитета по делам —Ќ√ и св€з€м с соотечественниками √осударственной ƒумы, ÷ентральна€ избирательна€ комисси€. 

ѕри подготовке данного вопроса необходимо проанализировать обращени€ соотечественников-граждан –оссийской ‘едерации в св€зи с организацией избирательных кампаний в зарубежных странах.

ќжидаемые результаты: ¬ыработка рекомендаций по организации избирательной кампании по выборам в √осударственную ƒуму среди граждан –оссийской ‘едерации, проживающих за рубежом. ѕодготовка предложений по внесению изменений и дополнений в ‘« Ђќ выборах депутатов √осударственной ƒумыї дл€ обеспечени€ полного права российских граждан за рубежом, избирать и быть избранными в высший законодательный орган –‘ (в св€зи с рекомендацией по созданию заграничного избирательного округа (округов).

¬опрос выноситс€ в св€зи с предсто€щими в 2003 году выборами в √осударственную ƒуму и многочисленными обращени€м граждан –‘, проживающих за рубежом, в соответствии с рекомендаци€ми нескольких ѕарламентских слушаний.

2.2.  ќ современном состо€нии российской диаспоры на постсоветском пространстве.

ќтветственные за подготовку - ћ»ƒ –оссии, рабоча€ группа по координации научных исследований по проблемам соотечественников за рубежом при  омиссии с участием  омитета по делам —Ќ√ —овета ‘едерации,  омитета по делам —Ќ√ и св€з€м с соотечественниками √осударственной ƒумы, учреждений –оссийской јкадемии Ќаук, –оссийского института стратегических исследований, »нститута диаспоры и интеграции (»нститута стран —Ќ√),  заинтересованных  научно-исследовательских учреждений.

ќжидаемые результаты: јнализ положени€ соотечественников за рубежом. ѕодготовка ежегодного доклада о положении соотечественников за рубежом и реализации мер по их поддержке в 2003 году. ƒоведение основных положений доклада до сведени€ российской и мировой общественности, средств массовой информации.

3. ƒополнить вопрос Ђќ мерах по поддержке русского €зыка, культуры и образовани€ в странах ÷ентрально-јзиатского регионаї рассмотрением вопроса о проведении Ђ√ода  азахстана в –оссииї.

3.1. –ассмотреть на заседании  омиссии вопрос: Ђќ мерах по поддержке русского €зыка, культуры и образовани€ странах ÷ентрально-јзиатского региона и о привлечении организаций соотечественников к проведению √ода  азахстана в –оссииї

ќтветственные за подготовку - ћ»ƒ –оссии, ћинобразование –оссии, ћинкультуры –оссии с участием  омитета по делам —Ќ√ —овета ‘едерации,  омитета по делам —Ќ√ и св€з€м с соотечественниками √осударственной ƒумы и администраций субъектов –оссийской ‘едерации.

ќжидаемые результаты: ќпределение приоритетных направлений поддержки соотечественников, проживающих в  азахстане,  иргизии, ”збекистане, “аджикистане, “уркменистане, в сфере удовлетворени€ их  €зыковых, культурных и образовательных потребностей на основе скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов –оссийской ‘едерации.

—одействие самоорганизации и повышению активности организаций российских соотечественников. Ќа примере  азахстана выработать рекомендации об об€зательном участии соотечественников из других государств в меропри€ти€х подобного рода.  ѕривлечение соотечественников в акци€х, проводимых на территории –оссии во врем€ Ђ√одов стран проживани€ в  –оссииї, как и при проведении Ђ√одов –оссии в странах проживани€ соотечественниковї, будет способствовать повышению авторитета общественных объединений соотечественников в странах проживани€, а также более полной информации российской общественности об их положении.

 .‘.«атулин ,
директор »нститута диаспоры и интеграции
(»нститута стран —Ќ√),
член ѕравительственной комиссии
по делам соотечественников за рубежом




«амечани€ по проекту перечн€

направлений использовани€ бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах Ц участниках —Ќ√ и государствах Ѕалтии, и соответствующих расходов в 2003 году (представленному к заседанию  14.02.03)

¬ проекте Ђѕеречн€ направлений использовани€ бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах Ц участниках —Ќ√ и государствах Ѕалтии, и соответствующих расходов в 2003 годуї (далее Ц ѕеречень), подготовленного к заседанию 14.02.03,   изменени€ первоначального проекта, свелись к небольшому перераспределению средств между пунктами внутри разделов. Ёти поправки не коснулись существа дела.  ѕеречень на 2003 год €вл€етс€ фактически калькой с планов на 2002 год, когда работа ѕ ƒ—– носила Ђпожарныйї характер. «а пределами работы в 2003 году, как и в 2002 году, остались многие важнейшие направлени€, предусмотренные Ђќсновными направлени€ми поддержки –оссийской ‘едерацией соотечественников за рубежомї (далее - ќЌѕ—): организаци€ мониторинга положени€ соотечественников в зарубежных государствах,  поддержка правозащитной и информационной де€тельности соотечественников и их организаций,  содействие процессу самоорганизации соотечественников, содействие экономически активным соотечественникам и их организаци€м.

ƒополнени€ в ѕеречень, представленные  »нститутом стран —Ќ√, полностью отклонены. ѕричиной отклонени€ большинства из них стала ссылка на то, что Ђфинансирование научных исследований предусматриваютс€ по иным, чем поддержка соотечественников разделам федерального бюджетаї. Ќо все предложенные »нститутом направлени€ работы предусмотрены ќЌѕ— и решают исключительно прикладные задачи, касающиес€ положени€ зарубежных соотечественников.  роме того, согласно ѕор€дку использовани€ средств, выдел€емых из федерального бюджета на реализацию меропри€тий по поддержке соотечественников, проживающих в государствах-участниках —Ќ√ и государствах Ѕалтии (утв. ѕостановлением ѕравительства –‘ є785 от 16.10.2000), Ђпроведение в –оссийской ‘едерации меропри€тий дл€ соотечественников в области образовани€, науки и культуры Еї €вл€етс€ одним из приоритетных направлений.

—правка об учете замечаний и предложений к ѕеречню, представленна€ на заседание ѕ ƒ—– 14.02.03, не отражает существа  предложений »нститута стран —Ќ√. »з-за ошибок и пропусков, допущенных при составлении справки  в описании предложений »нститута, создаетс€ искаженное представление об их сути. ¬ св€зи с этим предлагаем следующее разъ€снение.

–ешением ѕравительственной комиссии от 25.12.02 поставлена задача по организации мониторинга положени€ соотечественников в зарубежных государствах. “ем не менее, в проекте ѕеречн€ такой раздел отсутствует. »нститут стран —Ќ√ предлагает его включить, чтобы в текущем году обеспечить возможность финансировани€ меропри€тий данного направлени€.

ѕоскольку в планах поддержки соотечественников организаци€ мониторинга положени€ соотечественников в зарубежных государствах €вл€етс€ новацией, дл€ примерной оценки расходов на выполнение меропри€тий этого раздела  использована аналоги€ по финансированию Ќ»ќ – дл€ разработок нового продукта, прин€того в науке и промышленности (10-15% от общих затрат). — учетом полной суммы расходов в 210 млн. руб. предложено выделить на   новый раздел 21 млн. руб.

¬ раздел Ђќрганизаци€ мониторинга положени€ соотечественников в зарубежных государствахї »нститутом стран —Ќ√ предложены следующие направлени€:

ѕроведение научных и научно-практических конференции, семинаров по проблемам российской диаспоры, с изданием материалов (с финансированием 5 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлени€м расходовани€ средств.

ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень. ѕроведение научных и научно-практических конференций по проблемам российской диаспоры необходимо дл€ формировани€ объективного представлени€ о диаспоре, без чего невозможен анализ положени€ соотечественников за рубежом (п.6 ѕриложени€ 1 ќЌѕ—). ƒанные меропри€ти€ должны служить также поддержке ученых из среды соотечественников, активизации де€тельности общественных структур соотечественников (п.1 ѕриложени€ 3 ќЌѕ—).

ѕроведение социологических, демографических исследований состо€ни€  российской диаспоры (финансирование через систему грантов) (с финансированием 5 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлени€м расходовани€ средств.

ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень. ѕроведение социологических, демографических исследований €вл€етс€ составной частью мониторинга состо€ни€ диаспоры. ¬ключение организаций соотечественников в этот процесс не только как объекта, но и как субъекта опросов, будет служить укреплению организационных структур диаспоры, станет легальным механизмом оснащени€ общественных объединений оргтехникой (по опыту других стран). ‘инансирование данных меропри€тий могло бы идти, например, в рамках п.3 ѕриложени€ 3 ќЌѕ— Ц ЂЌалаживание и поддержание контактов с заинтересованными общественными и религиозными организаци€ми соотечественников, физическими лицами, разработка проектов по поддержке соотечественников и взаимодействию с нимиї.

—оздание и поддержание системы мониторинга положени€ соотечественников в странах их проживани€ (финансирование через систему грантов) (с финансированием 7 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлени€м расходовани€ средств.

ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень: —оздание сети и системы мониторинга положени€ соотечественников в странах их проживани€ €вл€етс€ мерой по формированию эффективной защиты прав и свобод соотечественников (п.4. ѕриложени€ 1 ќЌѕ—), служит информационной поддержкой по вопросам создани€ механизмов правовой защиты (п.7 ѕриложени€ 1 ќЌѕ—), обеспечивает создание информационной базы о положении соотечественников за рубежом (п.8 ѕриложени€ 1 ќЌѕ—).  роме того, подключение общественных объединений соотечественников к созданию и функционированию сети содействовало бы росту и организационной сплоченности диаспоры, повышению ее социальной и политической активности.

ѕример такого развити€ диаспоры дают наши соотечественники в Ћатвии, где мощное правозащитное движение выросло на самоде€тельных началах, без помощи со стороны –оссии. Ќо услови€ в других странах требуют организационной и материальной поддержки правозащитной де€тельности соотечественников. —уществует международный опыт легальной поддержки правозащитного движени€. Ётот опыт надо использовать дл€ поддержки, а где-то - и создани€ правозащитных структур (осуществл€ющих одновременно и мониторинг положени€ диаспоры) в постсоветских государствах.

»здание ЂЅелой книгиї по фактам нарушени€ прав человека в странах проживани€ соотечественников за рубежом (с финансированием 4 млн.руб) - отклонено, как не отвечающее направлени€м расходовани€ средств.

ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень: »здание ЂЅелой книгиї €вл€етс€ конкретным предложением дл€ реализации меры, записанной в п.8 ѕриложени€ 1 ќЌѕ— Ђѕредоставление средствам массовой информации официальных материалов о положении соотечественников за рубежомЕї, а также важно дл€ реализации п.6 и п.7 ѕриложени€ 1 ќЌѕ— (подготовка ежегодного доклада и информационна€ поддержка соотечественников по вопросам создани€ механизмов правовой помощи и защиты).

–аздел ѕеречн€ Ђќказание информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникамї предложено дополнить следующими направлени€ми:

Ќалаживание экономических св€зей соотечественников за рубежом и их организаций с хоз€йствующими субъектами –оссийской ‘едерации (с финансированием 5 млн.руб) - отклонено, как научно-исследовательское направление (?) не подлежащее финансированию по программе поддержки соотечественников.

ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень: ƒанное предложение пр€мо цитирует Ц п.1. ѕриложени€ 2 ќЌѕ—. ƒанное направление работы весьма актуально дл€ становлени€ экономически состо€тельных субъектов в среде соотечественников. ќпыт ћосквы, начавший работу с бизнесменами-соотечественниками в 2002 году, показывает, что есть больша€ потребность в базе данных дл€ помощи в подготовке “Ёќ, лизинге оборудовани€ и транспортных средств, товарных кредитах, поддержке совместных предпри€тий с российским участием. ¬ ѕ ƒ—– в насто€щее врем€ нет за€вок от соотечественников на поддержку экономических проектов, что объ€сн€етс€ отсутствием в недалеком прошлом  каких-либо перспектив дл€ подобных предложений. ¬ключение данного раздела в ѕеречень на 2003 год необходимо дл€ стимулировани€ деловой активности соотечественников.

ќказание организаци€м соотечественников содействи€ в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребност€х в рабочей силе, привлекаемой дл€ посто€нной, временной и сезонной работы, а также об услови€х добровольного переселени€ в –оссию (издание бюллетен€ в сети »нтернет) (с финансированием 3 млн.руб) - ќтклонено на основании  того, что эту информацию целесообразно доводить через представителей ‘ћ— ћ¬ƒ  –оссии в «арубежных странах.

ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень: ƒанное предложение пр€мо цитирует п.3 ѕриложени€ 2 ќЌѕ—. «апросы информации о российском рынке труда со стороны соотечественников идут посто€нно, есть они и в за€вке от соотечественников на 2003 год. ƒе€тельность представителей ‘ћ— ћ¬ƒ –оссии не исключает создани€ современных, оперативных механизмов, в том числе и через »нтернет. ¬ключение данного предложени€ в ѕеречень на 2003 год позволило бы сдвинуть с мертвой точки проблему, назревшую дес€тилетие назад. »сполнителей проектов по информационной базе необходимо определ€ть на конкурсной основе.

–азработка и осуществление проектов, в том числе на коммерческой основе, св€занных с расширением теле- и радиовещани€ из –оссии на различные страны и регионы мира и подготовкой специализированных программ дл€ соотечественников (с финансированием 4 млн.руб) Ц ќтклонено на основании того, что коммерческие проекты не финансируютс€ из федерального бюджета.

 ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень: ѕредложение пр€мо цитирует п. 19 ѕриложени€  2 ќЌѕ—, т.е. €вл€етс€ мерой по поддержке соотечественников предусмотренной в государственной программе.  ¬ключение данного направлени€ в ѕеречень 2003 года продиктовано необходимостью, подкрепленной за€вками (например,  єє 164, 165 в списке предложений соотечественников), создани€ специальных программ на радио и “¬ по проблемам соотечественников, которые могла бы инициировать ѕ ƒ—–. ¬ насто€щее врем€ ощущаетс€ острый дефицит информации по данной проблематики в —ћ», прежде всего Ц в электронных.

—одействие процессу самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении конференций, целевых семинаров и т.п. дл€ активизации де€тельности общественных структур соотечественников  (с финансированием 4 млн.руб) - ѕредложение отклонено, как уже включенное в раздел ѕеречн€ Ђ—одействие в проведении меропри€тий с участием общественных организаций соотечественниковї.

ќбоснование дл€ включени€ в ѕеречень: ƒанное предложение пр€мо цитирует п.1 ѕриложени€ 3 ќѕѕ— Ђћеры по поддержке де€тельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественниковї. ¬ключенные в проект ѕеречн€ меропри€ти€, отвечающие п.17 ѕриложени€ 2 ќЌѕ— (проведение в странах проживани€ меропри€тий, посв€щенных юбилейным датам выдающихс€ де€телей, пам€тным датам российской истории, юбилейным датам ¬еликой ќтечественной войны), не исчерпывают всей работы по консолидации соотечественников, не дают возможности профинансировать  другие организационные меры, предусмотренные в  ѕриложении 3 ќЌѕ—.

”чет данного предложени€ в ѕеречне позволит оказать содействие  в проведении конференций, целевых семинаров решающих непосредственные организационные задачи общественных объединений соотечественников. “акже по€витс€ возможность поддержать меропри€ти€, как в странах проживани€, так и в –оссии, которые будут  служить установлению св€зей между соотечественниками из разных стран, обмену опытом между ними. Ќа меропри€ти€ подобного характера имеетс€ от соотечественников около 40 за€вок, переданных в ѕ ƒ—–.

 .‘.«атулин ,
директор »нститута диаспоры и интеграции
(»нститута стран —Ќ√),
член ѕравительственной комиссии
по делам соотечественников за рубежом




«амечани€ по проекту плана работы

ѕравительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом на 2003 год (представленному к заседанию ѕ ƒ—– 14.02.03)

ѕредложени€ »нститута стран —Ќ√ в план работы ѕравительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом  (далее Ц ѕ ƒ—–) за одним исключением отклонены. √лавный аргумент дл€ отклонени€ предложений состоит в том, что они €кобы выход€т за пределы полномочий ѕ ƒ—–. Ќо представл€етс€, что это не верно.

–абота ѕ ƒ—– Ц координационного органа ѕравительства –оссии, призванного обеспечивать Ђсогласованные действи€ заинтересованных органов исполнительной власти по реализации государственной   политики  –‘ в отношении соотечественников, проживающих за рубежомї,  должна носить комплексный характер, а не ограничиватьс€ возможност€ми одного, хот€ и ведущего по данной проблеме министерства Ц ћ»ƒ –оссии.

¬ план работы ѕ ƒ—– от »нститута стран —Ќ√ было предложено:

1.–асширить вопрос Ђќ совершенствовании законодательства –оссийской ‘едерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежомї (рассмотреть ‘едеральные законы Ђќ государственной политике –‘ в отношении соотечественников за рубежомї, Ђќ гражданстве –‘ї, Ђќ правовом положении иностранных граждан в –‘ї, миграционное законодательство, вопрос о разработке закона о репатриации соотечественников в –‘).

ѕредложение отклонено на том основании  что Ђв расширенной постановке вопрос выходит за пределы полномочий ѕ ƒ—– и заслуживает обсуждени€ в ином формате, например на парламентских слушани€хї. ƒанна€ аргументаци€ представл€етс€ ошибочной, поскольку законодательство, затрагивающее интересы соотечественников, проживающих за рубежом, не исчерпываетс€ одним законом Ђќ политике –‘ в отношении соотечественников за рубежомї. ƒанный закон по многим позици€м не соответствует  действующему законодательству и остаетс€ мертвым. Ќеобходима его ув€зка с целым пакетом законодательных актов. ѕостановка этого вопроса бессмысленна в отрыве от других законов (о гражданстве –‘, о статусе иностранцев на территории –оссии, о беженцах, о вынужденных переселенцах). ѕри рассмотрении данной проблемы целесообразно также проанализировать предложени€ о разработке закона о репатриации, чрезвычайно важного дл€ российских соотечественников в услови€х нового законодательства –‘ о гражданстве и о статусе иностранных гражданах на территории –‘.

¬ соответствии с ѕоложением о ѕ —– ее задачей €вл€етс€ Ђкоординаци€ де€тельности   федеральных  органов  исполнительной власти,  органов  исполнительной   власти   субъектов   –оссийской ‘едерации   по   реализации  государственной  политики  –оссийской ‘едерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежомї, и не исчерпываетс€ только полномочи€ми ћ»ƒа –оссии. »менно ѕ ƒ—– должна дать профильным ведомствам рекомендации дл€ совершенствовани€ законодательства, касающегос€ зарубежных соотечественников и наход€щегос€ в их компетенции.

2. –ассмотреть  вопрос Ђќ подготовке к выборам в √осударственную ƒуму 2003 года среди граждан –оссийской ‘едерации, проживающих за рубежомї.

ѕредложение отклонено, как выход€щее за рамки компетенции ѕ ƒ—–.

¬ данном случае также налицо €вное сужение полномочий ѕ ƒ—–. ќсуществление избирательного права зарубежными соотечественникам Ц гражданами –оссии: процесс подготовки к выборам федеральных органов власти в год выборов, законодательное обеспечение полноправи€ граждан –оссии, проживающих за рубежом -  должны находитьс€ в поле внимани€ ѕ ƒ—–.

3. –ассмотреть  вопрос Ђќ современном состо€нии российской диаспоры на постсоветском пространствеї.

¬опрос не включен в план работы. ѕредлагаетс€ ограничитьс€ рассмотрением его  на заседании  рабочей группы по координации научных исследований при ѕ ƒ—–.

ѕредлагаемый вопрос может быть подготовлен рабочей группой, но дл€ чего она создана, если результаты ее работы не будут представлены дл€ рассмотрени€ ѕ ƒ—–Ш  ¬ключение данного вопроса в план работы необходимо по нескольким соображени€м. ¬о-первых,  - дл€ информировани€ всех членов ѕ ƒ—– о современном состо€нии диаспоры. ¬о-вторых, он должен быть представлен на заседании ѕ ƒ—– в преддверии подготовки Ђежегодного доклада о положении соотечественников за рубежом и реализации мер по их поддержкеї Ц п.6 ѕриложени€ 1 ќЌѕ—.

¬озможна постановка данного вопроса в другой формулировке: Ђќ положении соотечественников за рубежом и реализации мер по их поддержке в 2003 годуї.

 .‘.«атулин ,
директор »нститута диаспоры и интеграции
(»нститута стран —Ќ√),
член ѕравительственной комиссии
по делам соотечественников за рубежом


Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2021 »нститут стран —Ќ√