Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №102(15.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О формировании экономико-правового пространства для обеспечения интеграционных процессов в образовательных системах стран СНГ

Бочков В.Е.:
+7(095)274-62-69; bochkov@sde.ru
Московский государственный индустриальный университет, Москва, Россия

Проводится анализ развития  нормативно-законодательного обеспечения процессов интеграции и сотрудничества в сфере образования государств – участников СНГ. Рассматриваются направления и предлагаются способы совершенствования и дальнейшего развития интеграционных процессов в системах образования стран СНГ путем проведения межгосударственного эксперимента в области открытого дистанционного образования.

About formation of economic - legal space for maintenance of integration processes in educational systems of the countries CIS

V.Ye. Bochkov:

+7(095) 274-62-69; bochkov@sde.ru;

Moscow State Industrial University, Moscow, Russia

The analysis of development of normative-legislative maintenance of processes of integration and cooperation in sphere of education of the state-participants CIS is carried out. Directions are considered and ways of perfection and the further development of integration processes in education systems of the countries CIS are offered by carrying out of interstate experiment in the field of open distant education.

Пятилетний эксперимент по дистанционному обучению в сфере профессионального образования, проведенный Минобразования России в 1997-2002 г.г. позволил запустить процессы нормотворчества, которые в ближайшей перспективе должны привести в соответствие законодательные и нормативные акты, принятые в гражданско-правовом обороте, регулирующем сферу образования, c существующими реалиями, связанными с интенсивными эволюционными технологическими изменениями в сфере образования. В связи с формированием подотрасли национальной экономики “система открытого дистанционного образования” и существованием объективной необходимости в опережающем развитии этой подотрасли для обеспечения экономического роста национальной экономики [1, c.35-53; 2, с.147-156; 3, с.52-55] информационного общества, как очередного этапа эволюции человеческой цивилизации, возникает задача разработки, апробации и совершенствования системы государственного отраслевого управления сферой открытого дистанционного образования. Формирования такой системы государственного управления подотраслью, которая позволяет обеспечивать дальнейшее развитие различных дистанционных образовательных технологий в их конструктивном разнообразии, способствующем устойчивому существованию управляемой системы, и расширять эффективное применение этих технологий в образовательной практике, как российской системы образования, так и систем образования стран СНГ для поступательного социально-экономического общественного развития.

В настоящее время совершенствование, а также дальнейшее развитие и расширение эффективного применения дистанционных образовательных технологий в системе российского образования осуществляется на основе комплекса законодательных актов и принятых нормативных документов Минобразования России, которые составляют основу нормативно-законодательной базы государственного регулирования системы открытого дистанционного образования:

1.        Решение Коллегии Минобразования России от 25.06.2002 г. «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий».

2.        Предложения Минобразования РФ в Госдуму РФ  вчастииспользованиядистанционных(http://www.conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=23&i=145&t=17) образовательных технологий в организации учебного процесса в форме проекта Федерального закона, которые приняты и введены в действие Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2003 №11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании».- Российская газета №4 (3118) от 14.01.2003 г.

3.        Приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации», зарегистрированный Минюстом России  от  24.12.2002 № 4071(http://www.conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=23&i=145&t=17): «Российская газета» № 9 (3123) от 18.01.2003 г.

4.        Приказ Минобразования России от 26.08.03 №3387 «Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме».

5.        Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям при проведении лицензионной экспертизы и проверке их готовности к реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, утвержденные Минобразования России 04.12.2003 «Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего,  высшего и дополнительного профессионального образования  при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий».

6.        Распоряжение Минобразования России от  26.08.2003  №985-24  «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий».

7.        Порядок проведения проверки готовности образовательных учреждений профессионального образования к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий, утвержденный приказом Минобразования России от 19.01.2004  №157 «О порядке проведения проверки готовности образовательных учреждений среднего,  высшего и  дополнительного профессионального образования к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения».

Учитывая активную практическую деятельность России, направленную последовательно на создание единого образовательного пространства стран СНГ, сегодня представляется целесообразным упомянутые выше российские нормативно-правовые акты, составляющие базис формирования государственной системы регулирования и управления подотраслью системы открытого дистанционного образования в сфере образования России, использовать в качестве модельного варианта документов для построения национальных систем государственного регулирования в области развития дистанционного образования в станах СНГ и Балтии после их соответствующей практической апробации.

Нормативно-законодательная база развития интеграционных процессов в сфере образования государств -  участников СНГ формируется на основе многосторонних и двухсторонних межгосударственных соглашений начиная с 1992 года. Одним из первых после распада Советского Союза межгосударственных соглашений является Соглашение о сотрудничестве в области образования заключенное 15.05.1992 г. в Ташкенте правительствами стран СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан). В том же году 3.10.1992 было подписано Министрами образования стран СНГ  Ташкентское соглашение об учреждении Конференции Министров образования государств – участников СНГ и принято Положение о Конференции, которая является постоянно-действующим консультационным органом по образовательным проблемам стран СНГ. Основные правоустанавливающие документы и многосторонние нормативно-законодательные акты международного уровня, принятые в период с 1992 года по настоящее время и направленные на развитие интеграционных процессов в системах образования стран СНГ, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Многосторонние  соглашения Российской Федерации и стран СНГ

по интеграционным процессам в сфере образования

№ п/п

Наименование межгосударственных актов

Наименование государств – участников соглашения

1

2

3

1

Соглашение о сотрудничестве в области образования
(Ташкент, 15 мая 1992 г.)

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан

2

Ташкентское соглашение об учреждении постоянно действующей Конференции Министров образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 3 октября 1992 г.)

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан

3

Государственные образовательные стандарты и эквивалентность документов об образовании./ Решение Конференции Министров образования государств- участников Содружества Независимых Государств, Минск, 23 сентября 1993 г.

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Туркменистан, Украина, Узбекистан

4

Соглашение о принципах признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней (Алматы, 17 мая 1993 г.).

Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Туркменистан, Украина, Узбекистан

1

2

3

5

Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 3 ноября 1995 г.).

Положение о Межгосударственном комитете по научно-техническому развитию (Москва, 3 ноября 1995 г.).

Азербайджан, Армения,  Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан

6

Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.).

Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17.01.97 г.).  

Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. /Решение Конференции Министров образования государств – участников СНГ (Москва, 17.01.97 г.).

Азербайджан, Армения,  Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан

7

Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (Москва, 17.01.97 г.).

Азербайджан, Армения,  Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан

8

Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 24 ноября 1998 г.) с изменениями от 26 февраля 2002 г (Москва).

Беларусь, Казахстан,     Кыргызстан,  Россия,      Таджикистан (с 26.02.02)

9

Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения (Москва, 24 ноября 1998 г.).

Беларусь, Казахстан,     Кыргызстан,  Россия.

10

Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках  Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (Минск, 23 мая 2000 г.).

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,  Россия, Таджикистан.

11

Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и званиях государств участников Содружества Независимых Государств (Ереван, 10 октября 2000 г.).

Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

12

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.).

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,  Россия, Таджикистан.

13

Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам (Минск, 30.11.2000 г.).

Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина.

14

Решение о придании Московскому государственному лингвистическому университету  статуса  базовой   организации  по   языкам   и   культуре государств - участников СНГ (Минск, 30.11.2000 г.)

Положение о базовой организации по языкам и культуре государств-участников Содружества Независимых Государств.                   

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан.

15

Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств - участников СНГ (Минск, 31.05.2001 г.)

Перечень основных направлений информационного обмена в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Азербайджан, Армения,

Беларусь, Грузия,

Казахстан, Кыргызстан,

Молдова, Россия,

Таджикистан.

16

Решение о придании Московскому государственному университету им.М.В.Ломоносова статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук (Москва, 28.09.2001 г.).

Положение о базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук.

Армения, Беларусь,

Грузия, Казахстан,

Кыргызстан, Молдова,   

Россия, Таджикистан.

17

Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах- участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 28.09.2001 г.)

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия,

Таджикистан.

18

Решение о  Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.

Межгосударственная программа реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 29.11.2001 г.).

Армения, Беларусь,

Казахстан, Кыргызстан, 

Молдова, Россия,

Таджикистан.

19

Соглашение о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений  государств  -  участников  Содружества Независимых Государств (Москва, 29.11.2001 г.).

Армения, Беларусь,

Казахстан, Кыргызстан,

Молдова, Россия,

Таджикистан.

20

Решение о придании Санкт-Петербургскому государственному университету статуса базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по подготовке кадров в области гуманитарных наук.

Положение о базовой организации государств-участников СНГ по подготовке кадров в области гуманитарных наук.

21

Решение о придании Центру образовательной политики Министерства образования Российской Федерации статуса базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по исследованиям в области образовательной политики (Москва 25 апреля 2003 года).

Положение о базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по исследованиям в области образовательной политики.

Армения, Беларусь,

Казахстан, Кыргызстан,

Молдова, Россия,

Таджикистан.

Как видно из представленного в таблице 1 списка межгосударственных многосторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования, заключенных странами СНГ в период с 1992 года, вопросам выработки принципов  согласованной  образовательной политики со странами СНГ и Балтии как важнейшему фактору формирования единого образовательного пространства академической общественностью стран и представителями управления национальными - образовательными системами уделяется весьма серьезное внимание. Для решения этих проблем была учреждена постоянно действующая Конференция министров образования в качестве консультационного органа по образовательным проблемам стран СНГ, в соответствии с решением Совета глав Правительств СНГ и межгосударственным Соглашением о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ от 17.01.1997, был создан Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ.

Правовая основа формирования единого (общего) образовательного пространства была разработана в соответствии с Программой поддержки интеграционных процессов в области образования, которая имела статус президентской и финансировалась из федерального бюджета Российской Федерации. Эта программа была утверждена Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 13 июня 1996 г. № 902 «О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств».

В соответствии с этой программой была разработана и 17 января 1997 г. принята Советом глав Правительств СНГ система документов, составляющих международную правовую основу построения единого образовательного пространства стран СНГ:

O       Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств;

O       Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств;

O       Положение  о  Совете  по  сотрудничеству   в  области   образования государств-участников Содружества Независимых Государств.

Кроме того, мероприятия Президентской программы поддержки интеграционных процессов в области образования от 1996 года предусматривали:

O       учреждение Межгосударственного фонда Содружества по поддержке интеграционных процессов в области образования;

O       разработку проекта Конвенции о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании в государствах Содружества и подготовку ряда других важных документов.

В соответствии с принятыми межгосударственными правоустанавливающими документами и с учётом норм международного права, государства-участники СНГ взяли на себя обязательства стремиться к сближению систем образования, включая формы, содержание и методы обучения, вступительные требования и требования к выпускникам, а также построение организационных структур для обеспечения:

O             доступа молодежи стран-участников Содружества Независимых Государств к образованию в любой из стран Содружества с правом выбора образовательного учреждения;

O             права выпускников профессиональных образовательных учреждений на трудоустройство в любой стране Содружества;

O             мобильности   студентов,   аспирантов,   преподавателей   и   научных работников в рамках единого (общего) образовательного пространства;

O             признания уровней, ступеней и периодов обучения, документов об образовании, ученых степеней и званий;

O             повышения качества образования на всех его уровнях и во всех типах образовательных учреждениях, особенно в высших учебных заведениях;

O             разработки единых механизмов и методов оценивания качества высшего образования, включая аккредитацию вузов и реализуемых ими профессиональных образовательных программ, проведение тестирования, анализ потребности и востребованности выпускников, мониторинг социологических изменений под влиянием развития сферы образования,  профессионального карьерного роста выпускников и т.п.;

O             проведения согласованной политики в рамках международных организаций в области образования (ЮНЕСКО и др.), региональных организаций, двусторонних и многосторонних договоров и  соглашений  о сотрудничестве в области образования, науки и культуры;

O             открытости образовательных систем стран Содружества как важного фактора повышения качества образования и развития международного сотрудничества со всеми странами мира;

O             развития научных исследований наиболее актуальных проблем высшего образования;

O             создания системы мониторинга состояния и тенденций развития систем высшего   образования в странах Содружества с целью своевременного выявления негативных явлений и принятия мер по их устранению;

O             гармонизации законодательных актов и нормативно-правовых документов в области  образования и науки с целью устранения противоречий, затрудняющих интеграционные процессы в сфере образования, своевременное исключение из законов устаревших положений;

O            совершенствования образовательной статистики и ее приведение в соответствие с требованиями Международной  стандартной классификации образования (МСКО),   принятой ЮНЕСКО, а также единых мировых индикаторов, необходимых для планирования и управления развитием образовательных систем.

Для достижения вышеперечисленных целей требовалось создание адекватной инфраструктуры, включая координационные, консультативные, контрольные и другие органы. Однако в силу определенных обстоятельств был создан в 1997 году лишь один орган - Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, работа которого значительно затруднена из-за отсутствия других элементов указанной инфраструктуры.

Как следует из аналитического доклада президента МАН ВШ профессора В.Е.Шукшунова [8, с.7-8], главные цели построения единого (общего) образовательного пространства за прошедшие 7 лет в полной мере пока не достигнуты. Но за этот период времени сильные тенденции к размежеванию, как доказательству своей независимости и суверенитета, проявлявшиеся в первые годы после распада Союза, удалось в известной мере приостановить. Сегодня усиливается стремление стран СНГ к единению, сотрудничеству, интеграции. Примерами тому могут служить процессы, характеризуемые заключением четырехстороннего Соглашения об углубленной интеграции между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, а также принятие этими странами в октябре 1997 г. Модельного закона об образовании. В апреле 1999 г. Межпарламентская Ассамблея приняла аналогичный Модельный закон для всех государств-участников СНГ. В декабре 2000 г. Межпарламентская Ассамблея приняла Постановление «О Концепции Модельного образовательного кодекса для государств-участников СНГ», в соответствии с которым, был подготовлен проект такого кодекса. Главной целью Модельного образовательного кодекса являются использование потенциала государств-участников СНГ для удовлетворения потребностей граждан в образовании, содействие формированию единого (общего) образовательного пространства. Межпарламентской Ассамблеей были приняты также модельные законы «О высшем образовании», «Об образовании взрослых», «О специальном образовании».

Важными признаками стремления государств Содружества к единению являются подписание 10 октября 2000 г. Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан; а также подписание Соглашения о создании Европейского экономического Союза в составе Республики Беларусь, Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана и Украины, в рамках, которых предусматривается принятие законодательно-нормативных актов в области образования, ориентированных на усиление интеграционных процессов в этой области.

Сегодня можно говорить о том, что наметилась тенденция сближения позиций стран СНГ в области международного сотрудничества в рамках ЮНЕСКО и других международных организаций. Большинство стран СНГ (8 из 12) подписали Лиссабонскую Конвенцию ЮНЕСКО/ Совета Европы «О признании квалификаций высшего образования в Европейском регионе» (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.). В 6 странах (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Молдова, Российская Федерация и Украина) Конвенция была ратифицирована и вступила в силу.

Россия первой из стран СНГ подписала в сентябре. 2003 г. Болонскую декларацию и включилась в Болонский процесс. Украина целенаправленно работает в направлении присоединения к Болонскому процессу.

Грузия, Кыргызстан и Молдова уже вступили во Всемирную торговую организацию. Россия, Украина, Казахстан, остальные страны СНГ (кроме Туркмении) находятся на разных стадиях присоединения к этой организации.

На международном рынке образовательных услуг значительное место занимает обучение иностранных студентов. В Европе, в Соединенных Штатах, в Австралии образование сегодня развивается все в большей степени как экспортная отрасль. Основная конкуренция развивается между наиболее развитыми странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией, в которых обучается более 80% всех иностранных студентов[1].

Место, которое занимает на международном рынке образовательных услуг Россия и ряд других стран СНГ не соответствует их весьма значительному образовательному потенциалу.

На долю России на международном рынке образования приходится ориентировочно 3,8 % (из 2,5 млн. иностранных студентов). Без учета обучающихся из стран СНГ эта доля составляет около 2,5 %. 

 Все перечисленные международные нормативные акты, принятые на межгосударственном уровне сегодня создают условия для повышения экспортного образовательного потенциала участников Соглашений, позволяют  системно приближаться к формированию единого образовательного пространства, но по своей сути являются условиями необходимыми, но недостаточными. Это связано с тем, что сегодня начало любой деятельности конкретного учреждения образования по реализации образовательных программ на межгосударственных уровнях обставлено значительным количеством условий и проблем. Эти проблемы возникают в различных плоскостях хозяйственной деятельности и связанны с разнообразными отраслями её правового регулирования на национальных уровнях, что зачастую для законопослушного субъекта этот процесс часто напоминает модель движения к линии горизонта. 

В этом смысле проект Соглашения «О финансово-экономическом механизме функционирования системы открытого образования государств-участников СНГ», разрабатываемый в течение 2-х летнего периода, является весьма актуальным элементом правового обеспечения деятельности образовательных учреждений по реализации международных образовательных программ или обеспечения экспортных возможностей в области предоставления услуг по доступу к тому или иному образовательному процессу.

По замыслу группы разработчиков проекта [7, с.477] организационно-экономический механизм функционирования системы открытого образования выражается в гибком, модульном и распределенном обучении при всемерном использовании новых информационных и педагогических технологий с учетом комплексности, практической направленности, универсальности, демо-кратичности, равноправности, административной и экономической самостоятельности, максимальной заинтересованности учебных заведений СНГ.

В качестве информационно-телекоммуникационной основы организа-ционно-экономического механизма функционирования интегрированной системы открытого образования в проекте Соглашения прелагается использовать Международный портал открытого образования государств-участников СНГ. Он рассматривается в качестве средства информационно-образовательной и универсальной инструментальной среды, которое обеспечивает выход учреждений образования СНГ в мировое образовательное пространство посредством Интернет со своими услугами, продуктами и научными достижениями. Портал является инструментом создания информационно-образовательной среды открытого образования с набором разнообразных педагогических сценариев и технологических карт ведения сетевого учебного процесса независимо от профессиональной специализации, уровня образовательных программ, организационно-правовых форм и форм собственности учебных заведений СНГ, открывших в нем свои Интернет-представительства.

Проектом Соглашения предусмотрено, что создание и функции-онирование Портала координирует Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ через Наблюдательный совет в составе представителей от каждого из государств-участников СНГ. Председателем Наблюдательного совета является директор Портала. Государства-участники СНГ могут участвовать в создании и развитии Портала через свои интегрированные национальные порталы открытого образования. Администрирование национальных порталов выполняется специально назначенными (учрежденными) организациями. Руководители этих организаций являются членами Наблюдательного совета Портала.

Таким образом, организационно-экономический механизм в проекте Соглашения представляется некой межгосударственной структурой коллективного администрирования, направленной на обеспечение образовательного процесса с использованием Интернет-технологии дистанционного обучения, что накладывает определенные ограничения на области практического применения настоящего Соглашения при решении целого ряда вопросов практической финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений. Тем не менее, принятие этого проекта Соглашения позволяет сделать ещё один шаг в направлении гармонизации позиций различных участников процесса формирования единого (общего) образовательного пространства. 

Результаты проведенного в России эксперимента в области дистанционного обучения в сфере профессионального образования и процессы критического осмысления его результатов, активного коллективного нормотворчества в области дистанционного образования [4, с.26-51] сегодня позволяют предложить межгосударственной академической общественности проекты[2] организационных инструментальных средств реального формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ в соответствии с межгосударственным Соглашением о сотрудничестве стран СНГ от 17.01.1997 года [5, с.58-62].  Разработка проектов этих межгосударственных Соглашений и Программы мероприятий по их реализации осуществлялось группой российских специалистов в период с марта 2003 по июнь 2004 года (до проведения очередной IX Конференции Министров образования стран СНГ). Группа специалистов - разработчиков, включала представителей российских вузов, принимавших активное участие в проведении Всероссийского эксперимента в области ДО, специалистов из федеральных органов управления образованием России и государственных органов управления образованием ряда стран СНГ[3]. Эти работы проводились российской стороной в соответствии с поручением VIII Конференции Министров образования государств – участников СНГ.

Основные результаты развития совместной деятельности российских вузов с заинтересованными зарубежными учреждениями и организациями на территории бывшего СССР показывает, что заключению межправительственного Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17.01.1997 года предшествовали активные интеграционные процессы, как на межправительственном уровне, так и на уровне горизонтальных межвузовских связей. Поэтому при разработке проекта межгосударственного Соглашения  о координации работ в области информатизации образовательных систем государств – участников СНГ и  Программы Мероприятий по реализации Соглашения учитывались определенные результаты деятельности в этом направлении и полученный практический опыт работы вузов по организации взаимодействия с зарубежными партнерами в области подготовки специалистов по русскоязычным образовательным программам.

Предложенный подход для построения и дальнейшего развития Межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО) можно рассматривать как организационный инструмент реального достижения глобальной цели, поставленной Соглашением о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17.01.1997 года. Процесс её формирования на уже существующей учебно-методической базе, созданной в результате совместной деятельности российских и зарубежных вузов в период с 1994 года по настоящее время, безусловно, окажется менее затратным.

Формирование и развитие межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО) в этой связи определяется как приоритетный системообразующий фактор реального построения  единого (общего) образовательного пространства. Поэтапное становление и развитие МС ОДО по замыслу проекта Соглашения должно начинаться с формирования национальных сегментов сети. Они  позволят осуществлять реальную образовательную деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава для работы в сфере образования с использованием информационно коммуникационных технологий (ИКТ),  в том числе для организации и ведения дистанционной подготовки национальных кадров по программам различных уровней.  Для этого участники Соглашения содействуют организации на своих территориях в установленном порядке филиалов и представительств образовательных учреждений других участников, что позволяет развивать национальные сегменты МС ОДО путем организации дистанционного обучения в своих образовательных учреждениях и на учебно-методической базе их обособленных структурных подразделениях (филиалах и представительствах). Процесс организации дистанционного обучения на учебно-методической базе обособленных структурных подразделений позволит объединять научно-педагогические интеллектуальные ресурсы участников, проводить совместную разработку и взаимовыгодный обмен информационными и образовательными ресурсами для повышения качества образования всех уровней, для организации и ведения дистанционного обучения и эффективного управления образовательными системами и учреждениями. По существу речь идет о конкретных шагах участников процесса, который призван содействовать интеграции национальных сегментов с другими сегментами сети в целях реализации принципов открытого образования, обеспечения взаимовыгодного обмена информационными образовательными ресурсами и расширения академической мобильности. 

Межгосударственная сеть открытого дистанционного образования (МС ОДО) по замыслу представляет собой совокупность ресурсов образовательных учреждений стран-участниц, их обособленных структурных подразделений (филиалов и представительств) на зарубежных территориях, а также обучающихся, получающих посредством различных технологий дистанционного обучения образование любого уровня, документы о котором в установленном порядке признаются на территориях участников процесса.

Процесс формирования МС ОДО потребует активного сотрудничества заинтересованных сторон в сфере развития и совершенствования национальных систем нормативно-правовых актов и национальных стандартов, регламентирующих вопросы информатизации образовательных систем. Совершенствование в этой сфере должно осуществляться на основе гармонизации с требованиями международных и межгосударственных соглашений и стандартов. Вдобавок к этому формирование МС ОДО вызовет необходимость в разработке межгосударственных соглашений, правовых и нормативных актов, регулирующих её создание и использование. Кроме того,  этот процесс предполагает активизацию сотрудничества в сфере развития связности информационных и коммуникационных сетей, совершенствования их характеристик и координации управления их использованием в интересах образовательных систем с учетом требований формирования единого (общего) образовательного пространства.

Дополнительно к указанным областям сотрудничества заинтересованных сторон при выполнении обсуждаемых проектов Соглашения о координации работ в области информатизации образовательных систем государств – участников СНГ и Программы Мероприятий по реализации этого Соглашения сосредоточены в следующих сферах:

·         проведение совместных исследований и разработок в области информатизации образовательных систем и обмен в установленном порядке их результатами;

·         создание эффективных экономических механизмов взаимодействия образовательных систем государств и образовательных учреждений при совместном создании и применении ИКТ в образовании, при реализации взаимовыгодного обмена информационными и образовательными ресурсами, а также при организации и ведении совместной образовательной деятельности на общем экономическом пространстве;

·         определения согласованных подходов, требований и критериев для оценивания качества образования и применяемых образовательных технологий;

·         разработка и эффективное применение в образовательных учреждениях всех уровней систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами;

·         создание и внедрение интегрированных систем управления образовательным процессом, а также ресурсами образовательных систем и учреждений на основе ИКТ;

·         проведение совместных конференций и других научных форумов, олимпиад и различных соревнований, выставок  и других мероприятий.

При проведении совместных работ (в определенных проектом соглашения областях взаимодействия) предполагается, что стороны при обмене и использовании информации будут руководствоваться международными и национальными законодательными актами о защите интеллектуальной собственности, включая авторские и смежные права на учебные, методические и иные материалы. Кроме того, в межгосударственной сети открытого дистанционного образования будет организована соответствующая защита информации.

В проекте соглашения предложено информационно - образовательный портал "Информатизация образования и дистанционное обучение в СНГ", созданный в Российской Федерации,  признать в качестве информационного органа Содружества по вопросам выполнения мероприятий обсуждаемой Программы, обсуждения выявленных проблем и достигнутых результатов в области применения участниками Соглашения ИКТ в образовании, а также по вопросам развития возможностей МС ОДО. Кроме того, этот портал в настоящее время способен осуществлять, и осуществляет поддержку дистанционного обучения достаточной численности обучающихся  по программам различных уровней и обладает соответствующими ресурсами для расширения численности и объема обслуживания.

Последующие этапы дальнейшего развития Межгосударственной сети открытого дистанционного образования предполагают создание координационных, научно-методических, информационных центров совместного пользования на территории государств–участников Соглашения и межгосударственных открытых университетов, а также других совместно организуемых образовательных учреждений.

 В проекте Соглашения предложено координацию взаимодействия учреждений образования с заинтересованными международными организациями осуществлять Совету по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ, который позволит проводить согласование условий совместного выполнения Сторонами программ и проектов международных организаций.

Проект межгосударственного Соглашения «О координации работ в области информатизации образовательных систем государств – участников СНГ» и  Программа Мероприятий по реализации этого Соглашения прошли всестороннее обсуждение с международной академической общественностью на Ш Международной научно-методической конференции «Дистанционное обучение – образовательная среда ХХI века», проходившей в Минске с 13 по 15 ноября 2003 г. [6, с.442-444],  на Международной конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (QDE-2003)», проведенной МИМ «ЛИНК» и МГИУ в Москве 8 декабря 2003 г. [5, с.58-62] и получили одобрение и поддержку университетского сообщества и специалистов управления образованием. Последующие этапы обсуждения проекта этих документов связаны с проведением заседания Координационного Совета по информатизации образовательных систем стран СНГ (Москва, 3-4 декабря 2003 г. и 20 марта 2004 г.), на котором этот документ претерпел некоторые изменения редакционно-стилистического характера.

Одним из завершающих этапов подготовки проектов Соглашений «О финансово-экономическом механизме функционирования системы открытого образования государств-участников СНГ» и «О координации работ в области информатизации образовательных систем государств – участников СНГ», а также Программы Мероприятий было заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ и Конференции Министров образования стран СНГ (Москва, 10-11 июня 2004 г.), на которых были одобрены проекты этих Соглашений и рекомендованы к рассмотрению главами Правительств стран СНГ, а проект Программы Мероприятий по реализации решено включить в виде самостоятельного раздела новой Межгосударственной программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства на 2006-2010 г.г. После рассмотрения проектов Соглашений на заседании полномочных экспертов государств – участников СНГ, эти документы будут направлены на подписание Советом Глав Правительств государств – участников СНГ.

Учитывая глубокий уровень проработки проекта Соглашений на предварительных этапах работы, можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшей полугодовой перспективе академическая общественность стран СНГ получит эффективный инструментарий для реального построения единого (общего) образовательного пространства СНГ на основе формирования Межгосударственной сети открытого дистанционного образования. Реальная образовательная деятельность с применением различных дистанционных образовательных технологий и использованием совместных информационных ресурсов на уровне национальных сегментов МС ОДО для участников процессов будет играть каталитические функции. Осознавая это, российская сторона уже предприняла первые реальные практические шаги по реализации Программы этих Соглашений. В рамках Федеральной целевой программы «Создание системы открытого образования» уже в январе этого года был проведен дополнительный конкурс заявок на проведение ряда НИР в интересах выполнения Соглашений. Победители конкурса уже приступили к формированию творческих коллективов для выполнения работ.

На осень текущего года (21-22 октября 2004 г.) запланировано проведение Международная научно-практической конференция «Проблемы и перспективы сотрудничества государств-участников СНГ в области образования» на базе Российского университета дружбы народов. Подготовка к этой конференции в соответствии с приказом Минобразования России от 1.03.2004 №938 «О проведении IX конференции министров образования государств - участников СНГ и Международной научно-практической конференции по проблемам и перспективам сотрудничества с государствами-участниками СНГ в области образования» начата усилиями нескольких крупных университетов России, Республики Беларусь, Казахстана и ряда других стран. Информационные сообщения о проведении конференции были направлены представителям вузовской общественности в марте 2004 года.

Сформированы и утверждены основные направления работы конференции: 

1.        Формирование межгосударственной правовой базы обеспечения интеграционных процессов в сфере образования государств – участников СНГ.

2.        Обеспечение качества образования и признание квалификаций.

3.        Информатизация систем образования государств - участников СНГ и создание межгосударственной сети открытого дистанционного образования.

4.        Реформирование систем общего и среднего профессионального образования государств - участников СНГ и перспективы интеграции.

5.        Интеграция в области лингвистического образования государств - участников СНГ и поддержка национальных языков и культур.

Полученные промежуточные результаты выполняемых НИР в рамках Программы мероприятий в интересах СНГ предполагается обсудить с представителями академической общественности и с заинтересованными специалистами на предстоящей конференции в том числе. Кроме того, предстоящий форум может быть использован для уточнения проекта межгосударственного Соглашения и дальнейшего учета поступающих предложений. Текст проекта соглашения представлен для обсуждения на сайте Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ (http://www.cis.unibel.by). К участию в конференции приглашаются ученые, специалисты, работники образования государств - участников СНГ. Подробная информация о предстоящей конференции размещена на сайте базовой организации по координации сотрудничества в области информатизации (ИДО РУДН) по адресу http://www.ido.edu.ru/conf/. Заявки на участие в работе конференции принимаются секретариатом оргкомитета.

Для коренного изменения существующей ситуации, по мнению представителей университетов, в которых обучаются студенты из стран СНГ, Балтии и Дальневосточных регионов[4], необходимо инициировать выход Правительства РФ с инициативным предложением о проведении широкомасштабного межгосударственного эксперимента в области дистанционного обучения в сфере профессионального образования с участием ряда вузов из стран СНГ и Балтии и всех заинтересованных соответствующих министерств этих государств. Предполагается, что проведение эксперимента должно проходить не только при участии Министерств образования и науки, но и Министерств финансов, государственных органов таможенного и налогового контроля, Министерств иностранных дел и ряда других институтов государственной власти, поскольку комплекс вопросов, связанных с ведением образовательной деятельности достаточно сложен.  И эта сложность требует гармонизации нормативного и правового обеспечения участников этого процесса и выходит далеко за рамки компетенции и полномочий национальных государственных органов управления образованием.  Перечень вузов-участников предлагаемого эксперимента следует определять с учетом мнения Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ и базовой организации по координации деятельности в области информатизации стран СНГ, но с российской стороны, по мнению участников совещания должны быть включены в состав нового межгосударственного эксперимента вузы-участники Всероссийского эксперимента в области дистанционного обучения, проведенного под эгидой Минобразования России в 1997-2002 г.г., а также  те образовательные учреждения, которые к моменту начала межгосударственного эксперимента пройдут процедуру готовности на применение в учебном процессе дистанционных образовательных технологий в полном объеме.

Цели межгосударственного эксперимента по отработке нормативно-правового обеспечения и механизмов взаимодействия учреждений образования стран СНГ в области открытого дистанционного образования могут формулироваться в следующих направлениях:

Во-первых, разработка и апробация основных принципов образовательной политики государств-участников СНГ в новых условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и возрастающего влияния глобализации на все стороны общественной жизни, которые требуют единых подходов к решению таких вопросов, как:

O       оценка возможных последствий присоединения наших стран к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) ВТО в сфере образования;

O       практической реализации основных положений Болонской декларации Россией, относящихся к уровням подготовки специалистов и сроков обучения, а также оценка перспектив участия других стран – участниц эксперимента в Болонском процессе;

O       принятие единых вступительных требований для иностранных абитуриентов и требований аттестационных служб для выпускников, определение типа системы зачетных единиц (кредитов) для участников эксперимента, введение единых приложений к дипломам, обеспечивающих признание их в мировом академическом сообществе;

O       поиск эффективных путей противостояния всеобщей коммерциализации образования и защиты его исторически сложившихся функций служения гражданскому обществу, как блага для всех

O       создание механизма координации позиций участников межгосударственного эксперимента стран СНГ, апробация его работоспособности и распространение в рамках СНГ для сохранения целостности единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ в связи с тем, что часть стран содружества входят в другие образовательные пространства (ЕврАзЭС, Черноморское экономическое сообщество, Европейская зона высшего образования).

Во-вторых, гармонизация законодательства стран  СНГ, Балтии, Дальневосточного региона и России в области образования за счет завершения разработки и апробации в правоприменительной практике участниками эксперимента общей части Модельного образовательного кодекса и специальной части, направленной на эффективное развитие дистанционного образования в государствах - участниках СНГ; совершенствование различных аспектов нормативно-правовой базы, призванной создать условия для реализации равных возможностей для всех граждан России и стран СНГ в получении высшего образования, оказания реальной помощи соотечественникам за рубежом и повышения конкурентоспособности Российского образования и образовательных учреждений стран участников эксперимента на мировом рынке образовательных услуг. оссии персталаперестала соотвствовать современным реалиям в сфереоказания образовательных услуг.

В-третьих, формирование адекватной нормативной базы в части разработки, совершенствования и гармонизации ряда нормативных документов, позволяющих завершить создание работоспособной и эффективной инфраструктуры единого образовательного пространства государств - участников СНГ в форме Межгосударственной сети открытого дистанционного образования, например:

O       о представительствах вузов за рубежом;

O       о филиалах вузов за рубежом;

O       о применении дистанционных образовательных технологий при экспорте образовательных услуг;

O       методических рекомендаций для российских образовательных учреждений и учреждений образования других стран-участниц эксперимента по открытию зарубежных филиалов и представительств;

O       о порядке финансово-экономического обеспечения образовательной деятельности как российских образовательных учреждений образования за рубежом, так и для учреждений образования под юрисдикцией других стран-участниц эксперимента.

В-четвертых, на базе Межгосударственной сети открытого дистанционного образования при активном использовании её национальных сегментов под   эгидой   Совета   по   сотрудничеству   в   области образования   государств-участников   СНГ  создать:

O       эффективную  сеть  по контролю качества высшего профессионального образования и провести апробацию её функционирования сначала в рамках межгосударственного эксперимента, а затем распространить полученный опыт на единое (общее) образовательного пространство стран СНГ;

O       завершить создание работоспособной и эффективной инфраструктуры, которая задействует  механизмы  для систематического  мониторинга, состояния и тенденций развития систем образования стран СНГ, их положения на  мировом  рынке  образовательных  услуг,  а также  мировых тенденций, связанных с реализацией Лиссабонской конвенции, Болонским процессом и деятельностью ВТО по либерализации торговли образовательными услугами путем разрушения государственной монополии в сфере образования.

Сегодня можно говорить о том, что разработка каких-либо рекомендаций по каждой конкретной стране возможна только при условии соответствующего развития научного направления по сравнительному нормативно-законодательному обеспечению образования и в первую очередь для стран, которые примут участие в межгосударственном эксперименте. 

Возможные направления совершенствования российской нормативно-правовой базы, регулирующей сферу открытого дистанционного образования, повышения экспортных возможностей и потенциала системы образования в целом могут быть уточнены в ходе межгосударственного эксперимента. Это совершенствование должно быть направлено на повышение результативного эффекта системы российского образования; на обеспечение роста национальной экономики и повышение экспортного потенциала Российской системы профессионального образования. При этом необходимо помнить,  что система открытого дистанционного образования может и должна использоваться для повышения качества научного и человеческого капитала, развития интеллектуальных, информационных и трудовых ресурсов в качестве инструментальных средств обеспечения экономического роста информационного общества как очередного этапа развития человеческой цивилизации.

Литература и информационные источники

11.     Бочков В.Е. Система открытого дистанционного образования  как  средство международной интеграции и объект отраслевой экономики  информационного общества. /Дистанцiйнi технологii навчания та iх засоби. Наук.-метод. зб.. Вип.1 / Кол. авт.  – Вiнницька фiлiял ВМУРоЛ «Украiна».- 2004, 152 с.

12.     Бочков В.Е. Отраслевые признаки и характеристики экономики системы открытого образования и особенности нормативно-законодательного регулирования применения дистанционных образовательных технологий./ Модернизация профессиональной подготовки молодежи в системе учреждений образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 2-х частях , ч.1.(26-27 февраля 2004)/Под ред. В.Г.Тимирясова.- Москва-Казань: Таглимат (ИЭУиП).- 2004 - 264 с.

13.     Бочков В.Е. Информационно-телекоммуникационные технологии и формирование системы открытого  дистанционного образования как объекта отраслевой  национальной экономики./ Электронное издание научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Телематика-2004»: http://tm.ifmo.ru/tm2004/src/090.pdf; СПб.: СПбГИТМО - Гос.НИИ «Информика».-2004.-8 с. /Труды ХI Всероссийской научно-методической конференции Телематика’2004. Т.1. (7-10 июня 2004 г., Ст.Петербург), -  Ст.Пб: Ст.ПбГУИТМО -ГНИИ «Информика», 2004.- 648 с.

14.     Бочков В.Е. Нормотворческая деятельность в сфере дистанционных образовательных технологий./ Ж: Право и образование. №6, 2003, с.26-51.

15.      Бочков В.Е. Реальное формирование единого образовательного пространства на постсоветской территории как цель при создании и развитии межгосударственной сети открытого дистанционного образования. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения. Доклады международной научно-практической конференции EDQ-2003 (8 декабря 2003) Москва: МГИУ, 2003.-  192 с.

16.     Бочков В.Е., Демин Ю.Н., Вержбицкий В.В. Межгосударственная сеть открытого дистанционного образования и реальное формирование единого образовательного пространства./Дистанционное обучение – образовательная среда ХХI века: Материалы Ш Международной научно - методической  конференции, 13-15 ноября 2003 . – Минск: БГУИР, 2003 –536 с.

17.     Солдаткин В.И. О соглашении по созданию организационно-экономического механизма функционирования системы открытого образования государств-участников СНГ./ Труды ХI Всероссийской научно-методической конференции Телематика’2004. Т.2. (7-10 июня 2004 г., Ст.Петербург), -  Ст.Пб: Ст.ПбГУИТМО -ГНИИ «Информика», 2004.- 648 с.

18.     Шукшунов В.Е., Галаган А.Н. О состоянии и прогнозах развития интеграционных процессов в вузах СНГ, их интеграции в мировое научно-образовательное пространство./Аналитический доклад.- М.: МАН ВШ, 2004.- 15 с.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ