Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №102(15.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Информатизация образовательных систем государств – участников СНГ как  приоритетное направление их сотрудничества в формировании единого (общего) образовательного пространства

Краснова Г.А.
+7(095) 434-65-01; krasnova@pfu.edu.ru;
Российский университет дружбы народов, г. Москва

Информатизация систем образования государств – участников СНГ – одно из основных направлений скоординированного сотрудничества государств – участников СНГ, системно объединяющее развитие дистанционного образования, применение информационных и коммуникационных технологий для обеспечения качества образовательного процесса и создание информационных систем управления ресурсами образовательных учреждений и систем. Рассмотрены принципы и важные положения базовых документов, определяющих совместную деятельность государств СНГ в рамках этого направления, а также ближайшие перспективы сотрудничества этих государств в создании межгосударственной сети открытого дистанционного образования. 

Information Technology – basing of educational systems of the memder  states of CIS as a priority direction of their cooperation in formation of common educational space

G.Krasnova:

+7(095) 434-65-01; krasnova@pfu.edu.ru

Peoples’, Friendship University of Russia, Moscow

IT-basing of educational systems of the member states of CIS is one of the basic directions of the coordinated cooperation of the member states of CIS, which unites development of distance education, application of information and communication technologies for guaranteeing of quality of educational process and creation of information systems of administration of resources of educational institutions and systems. The principles and important rules of the base documents determining joint activity of the states of CIS within the framework of this direction and the nearest prospects of cooperation of these states in creation of an intergovernmental network of open distance education are considered in this article.

Формирование единого (общего) образовательного пространства государств – участников СНГ – стратегическое направление сотрудничества в сфере образования государств – участников СНГ, имеющее ключевое значение и для поддержки наших соотечественников в странах СНГ, в частности возможности получения ими образования на русском языке. Организация такой образовательной деятельности через границы государств – многоаспектная тема, но мы сосредоточимся на формировании информационно-коммуникационного пространства СНГ, внедрении информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательный процесс, мероприятиях, которые развивают это направление и на проблемах, которые серьезно сдерживают выход нашего сотрудничества на качественно новый уровень.

Впервые об информатизации образования государств-участников СНГ, как обобщающем системном направлении сотрудничества в области применения ИКТ в образовании, заговорили на VII Конференции министров образования в Алма-Ате в 2002 г.. Затем в продолжение дискуссии, состоявшейся благодаря участию казахстанских коллег, в Москве в 2003 г. решением VIII Конференции министров образования государств - участников СНГ было определено новое направление "сотрудничество в области информатизации образовательных систем государств - участников СНГ", тогда же было принято решение о разработке проектов Соглашения о координации работ в области информатизации образовательных систем государств – участников СНГ и Программы мероприятий по его реализации (разработчики - Россия, Казахстан  и Украина). Одновременно решениями этой Конференции был создан Координационный совет по информатизации образовательных систем государств – участников СНГ с представительством всех участвовавших государств СНГ и определены базовые организации государств по указанной проблеме.

Во исполнение этого решения, по поручению Минобразования России, Российским университетом дружбы народов (базовая организация по координации сотрудничества в области дистанционного обучения (далее – ДО) образовательных систем государств - участников СНГ от Российской Федерации) был проведен сбор необходимой информации на основе данных органов управления образованием государств СНГ. Были получены и обобщены материалы, поступившие из Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан и Республики Азербайджан. Опрос показал значительную неоднородность в темпах развития дистанционного обучения и информатизации образования. Все участники опроса заявили о необходимости поиска новых форм координации сотрудничества в области информатизации и развития ДО. В июне 2003 г. была создана межведомственная рабочая группа, представляющая как специалистов ведущих вузов и НИИ в области информатизации образования, так и экспертов Министерства образования Российской Федерации (с активным участием ИИТО ЮНЕСКО). Рабочей группой созданы проекты Соглашения о координации работ в области информатизации систем образования государств - участников СНГ и Программы мероприятий по его реализации.

 Действительно Межгосударственной программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ (главной программы сотрудничества государств СНГ в сфере образования) только заложили основания для сотрудничества (созданы базовые организации, разработаны проекты концептуальных и программных документов, проведен анализ потребностей в образовательных программах и имеющихся образовательных ресурсов, предназначенных для дистанционного обучения и т.п.).  При определении этих мероприятий не ставилась задача системного подхода к организации сотрудничества в области информатизации образования, что было оправдано на начальном этапе работ, но в дальнейшем привело, с одной стороны, к распылению ограниченных ресурсов государств и образовательных учреждений, дублированию работ, особенно в области развития  ДО и создания системы открытого образования (далее - ОО), а с другой стороны – к игнорированию части важных работ, связанных, например, с созданием информационных систем управления ресурсами образовательных учреждений и систем. Участие многих государств СНГ в реализации Межгосударственной программы, оказалось крайне не значительным, поскольку сама деятельность, явно была нацелена на создание информационного обеспечения единого (общего) образовательного пространства СНГ вообще, а не через развитие его национальных сегментов. Поэтому и возникла необходимость создания дополнительного механизма координации сотрудничества, который бы обеспечил системность рассмотрения (а значит и планирования ресурсов) и необходимость активного участия каждого государства. Такой механизм и создается в настоящее время в рамках отдельного направления – информатизации систем образования государств – участников СНГ.

Информатизация систем образования государств - участников СНГ – это деятельность по организации и ведению дистанционного обучения, созданию и внедрению информационных и коммуникационных технологий для повышения качества образования всех уровней и управления образовательными системами и учреждениями.

В период 2003 – 2004гг. рабочей группой, состоящей из представителей ведущих вузов и НИИ, активно занимающихся проблемой применения ИКТ в образовании, разработаны проекты базовых концептуальных, политических и программных документов, определяющих основные направления скоординированного сотрудничества государств СНГ в области информатизации систем образования.

Основой сотрудничества в области информатизации образовательных систем государств - участников СНГ с учетом главного ориентира - формирования единого (общего) образовательного пространства, определено создание межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО), объединяющей образовательные учреждения государств СНГ, а также их обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства).

Действительно, такая сеть открытого дистанционного образования могла бы стать подлинной системой открытого образования, существенно опирающейся на применение ИКТ. По мнению специалистов, она должна сыграть системообразующую роль и стать скелетом единого (общего) образовательного пространства.

Важной особенностью предлагаемых мероприятий, является ответственность государств СНГ за развитие национальных сегментов этой сети и их интеграцию в единую систему. Каждое государство развивает свой национальный сегмент, расширяя сеть образовательных учреждений и их структурных подразделений, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличивая связность коммуникационных сетей и расширяя на своих территориях сеть филиалов и представительств ведущих образовательных учреждений других государств. В документе подчеркивается многофункциональность таких филиалов и представительств, в частности их использование для дистанционной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, прежде всего национальных, и их постепенного превращения в ресурсные центры совместного использования государств - участников СНГ.

В документе определены и стратегические перспективы по трансформации образовательных учреждений открытого дистанционного образования, работающих в такой сети, создание координационных, научно-методических, информационных центров совместного пользования и межгосударственных открытых университетов, а также других совместно организуемых образовательных учреждений.

Одним из важнейших мероприятий в документе обозначено создание и поддержка информационно - образовательного портала "Информатизация образования и дистанционное обучение в СНГ».

По решению IХ Конференции Министров образования, состоявшейся в июне этого года, разработанный проект Соглашения о координации работ в области информатизации систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств одобрен и рекомендован для подписания на Совете глав Правительств государств – участников СНГ. Проект Программы мероприятий по его реализации рекомендован для включения отдельным разделом в проект новой Межгосударственной программы отдельным разделом. Решением же этой конференции на заседание глав правительств выносится решение о придании Российскому университету дружбы народов, координировавшему разработку проектов Соглашения и Программы и фактически организующему выполнение работ по указанной проблеме, статуса базовой организации СНГ по информатизации систем образования государств – участников СНГ.

Отличительной чертой, характеризующей все разработанные документы является опора на взаимную заинтересованность государств –участников СНГ в решении проблем развития образования на основе передовых ИКТ, обучения людей, проживающих на их территориях по выбранным ими программам на выбранном ими языке и интеграции систем образования этих государств в мировой образовательный процесс.

Все эти базовые документы сотрудничества предполагают существенно инновационные механизмы создания МС ОДО, являющейся общим системным проектом, своеобразным центром кристаллизации усилий разных стран СНГ в решении этой проблемы. Так для решения проблемы значительной неоднородности как уровней развития, так и самого содержания нормативно – правовой базы государств СНГ, регламентирующей организацию и ведение ДО, проблемы разных подходов к оценке качества образования и взаимного признания квалификаций и ряда других проблем предложен механизм постепенного построения МС ОДО в процессе проведения широкомасштабного межгосударственного эксперимента. Этот эксперимент должен сыграть роль своеобразного инкубатора для последовательного «выращивания» элементов будущей МС ОДО. 

Сознавая особую важность создания единой информационно – коммуникационной среды для реализации принципов открытого образования и поддержки образования всех уровней на русском языке, Минобразование Российской Федерации развернуло научно-исследовательские работы по этой проблеме, которые должны стать фундаментом для построения системы открытого дистанционного образования СНГ. С 2004 г. в Российской Федерации начаты научно – исследовательские работы рамках дополнительного раздела научно – технической программы «Создание системы информационного обеспечения единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств в области открытого образования», сформированного фактически уже в соответствии с предлагаемыми проектами Соглашения и Программы. В настоящее время в рамках этой программы ведущие вузы Российской Федерации совместно с вузами других государств СНГ проводят научные исследования при общей координации работ Российским университетом дружбы народов.

Российский университет дружбы народов как базовая организация по координации сотрудничества в области информатизации систем образования государств – участников СНГ запланировал ряд мероприятий, которые должны быть проведены до конца 2004 года и значительно продвинуть совместную деятельность государств СНГ в решении обозначенных проблем. Среди основных мероприятий можно выделить:

·  Создание самой полной сетевой базы данных по нормативно-правовому обеспечению организации и ведения дистанционного образования, анализ этих данных и выработка предложений по гармонизации основных регламентирующих документов в виде модельного закона по организации и ведению ДО.

·  Разработка Положения о межгосударственном эксперименте в области ДО и необходимых программных документов для его организации.

· Проведение Международной научно-практической конференции по проблемам и перспективам формирования единого (общего) образовательного пространства 20-21 октября 2004г.

·  Введение в опытную эксплуатацию  портала «Информатизация образования и дистанционное обучение в СНГ».

·  Выпуск серии книг под рабочим названием «Образование в СНГ» по следующим тематическим направлениям:

uлицензирование, аттестация и аккредитация образовательных организаций и порядок создания филиалов, представительств и совместных образовательных учреждений;

uзащита интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав в области информационных продуктов, технологий и услуг на территории государств-участников СНГ;

uнормативно-правовое обеспечение системы Интернет-расчетов за образовательные услуги в системе открытого дистанционного образования СНГ (включая результаты сравнительного анализа особенностей нормативно - правовой базы и правоприменительной практики, регламентирующих применение таких систем);

uпотребительский спрос на дистанционные образовательные услуги всех уровней российской и зарубежных систем образования в государствах – участниках СНГ;

uменеджмент качества в учреждениях образования и обеспечение качества дистанционных образовательных услуг

и ряд других.

Таким образом, информатизация систем образования государств – участников СНГ с учетом взаимной заинтересованности в формировании единого (общего) образовательного пространства является одним из ключевых направлений сотрудничества этих стран в сфере образования. Базовые документы, разработанные в рамках этого направления предполагают поэтапное построение межгосударственной системы открытого дистанционного образования, обеспечивающей реализацию возможности для всех людей получать качественное образование по избранной ими программе и на избранном ими языке. Такая система позволит осуществлять образование через государственные границы (и препоны недальновидных политиков и чиновников) и придаст российскому образованию (как и образованию других государств СНГ) мощный импульс в их непрерывном развитии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ