Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Мнения
Поиск по мнениям
Статьи

Предыдущие >>
Текущая статья

14.10.2008 / «Шансов на конференцию по Кавказу не осталось» / KM.ru

До открытия в Женеве т. н. конференции по международным аспектам безопасности на Кавказе, намеченной на 15 октября, остаются считаные дни, но до сих пор ее организаторы не смогли согласовать даже формат этой встречи.



Как заявил в минувшую субботу в Дортмунде министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Россия будет принимать участие только в тех международных дискуссиях по ситуации на Кавказе, где будут полноценно представлены Южная Осетия и Абхазия. Глава российского МИД, напомним, проводил в этом городе переговоры со своим германским коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером, в ходе которых стороны обсуждали ход выполнения плана Медведева-Саркози, в рамках которого, собственно, и созывается – причем по инициативе Москвы – женевская конференция по ситуации на Кавказе.



«Наша позиция хорошо известна: дискуссии о безопасности на Кавказе не будут результативными без полноценного участия Южной Осетии и Абхазии, - цитирует Лаврова РИА «Новости». - В том, что касается России, мы будем принимать участие в тех форматах, где эти две республики будут представлены наравне со всеми».



Произнеся эти слова, глава российского МИД, впрочем, лишь подтвердил официальную позицию Москвы, озвученную днем ранее в Бишкеке президентом России Дмитрием Медведевым: «Для нас ключевым является также то, чтобы в этом обсуждении с самого начала и во всех форматах принимали участие наши партнеры из Южной Осетии и Абхазии, потому что это напрямую касается их».



Между тем наши западные партнеры, как оказалось, отнюдь не спешат пригласить в Женеву представителей Южной Осетии и Абхазии. Как заявила в минувшую пятницу Мари Юзэ, представитель женевской штаб-квартиры ООН, вопрос участия делегаций этих республик в намеченных на 15 октября консультациях пока не решен. Причем, по ее словам, дискуссия продлится только день, а сами переговоры, вероятнее всего, будут проходить на экспертном уровне. Юзе также добавила, что председательствовать на дискуссии будут спецпредставитель генсека ООН по Грузии Йохан Вербеке, посол ЕС по особым поручениям Пьер Морель и генсек ОБСЕ Марк Перен де Бришамбо.



Несколько детализировало картину намеченной на 15 октября встречи DPA (Deutsche Presse-Agentur). Сославшись на неназванного представителя ЕС, агентство сообщило в минувшую пятницу, что женевские переговоры откроются встречей представителей США, Грузии и России. Лишь затем переговоры продолжат две рабочие группы, в которые войдут представители Абхазии и Южной Осетии.



Однако для предотвращения проявления каких-либо признаков признания Абхазии и Южной Осетии, сообщил неназванный представитель ЕС, эти рабочие группы соберутся неформально. А это, в свою очередь, означает, пояснил источник агентства, что идентификация участников этой встречи будет происходить лишь по их имени, а не по тем субъектам, которые они представляют. После первой своей встречи, пояснил не назвавший себя дипломат, эти рабочие группы будут собираться как минимум раз в две недели. Представитель ЕС также сообщил, что на этих встречах будут присутствовать и их организаторы - а это означает, что участники переговоров смогут выдвигать вопрос о статусе самопровозглашенных регионов.



Таким образом, когда до открытия женевской конференции осталось менее двух дней (а сама «конференция» сузилась до размера «дискуссий»), выясняется, что лишь в таком – абсолютно никого не обязывающем - формате Евросоюз готов подключить представителей Южной Осетии и Абхазии к решению вопросов их безопасности и их же независимости. Это, мягко говоря, расходится с теми ожиданиями, которые первоначально возлагала Москва на женевскую встречу.




Михаил Александров
Ситуацию комментирует Михаил Александров, руководитель Отдела Закавказья Института стран СНГ:



- Изначально уже было ясно, что с этой конференцией будут проблемы. Прежде всего надо понимать, кому выгодна эта конференция. Она выгодна прежде всего России. Поэтому в плане Медведева-Саркози и появился этот пункт о международном обсуждении проблем безопасности Южной Осетии и Абхазии. Россия планировала на этой конференции принять международно-обязывающие решения о ненападении Грузии на Абхазию и Южную Осетию. Т. е. обеспечить гарантии безопасности этих двух республик.



Запад такая постановка вопроса совершенно не устраивала. Потому что Запад, как мы видим, продолжает считать Южную Осетию и Абхазию частями Грузии. И хотя на словах Запад выступает против военного решения конфликта со стороны Грузии, но тем не менее на деле он никак не ограничивает грузинское руководство, более того, вооружал Грузию. А теперь продолжает оказывать Тбилиси политическую и дипломатическую поддержку, возлагая всю ответственность за происшедший конфликт на Москву, Сухуми и Цхинвал.



И потому питать надежды на то, что эдакий хорошенький Евросоюз вдруг пойдет навстречу России и поможет ей – со стороны Москвы это было, по крайней мере, наивно. А тут еще появился т. н. «план Приходько» (Сергей Приходько, помощник президента РФ, заявил на днях, что Россия только приветствовала бы, если миротворцы ЕС, которые размещаются в «буферных зонах», были вооружены. – Прим. KM.RU). Это уже вообще ни в какие ворота не лезет.



И что мы теперь имеем? Западу эти дискуссии не нужны. У нас была возможность как-то повлиять на них, заставить их приехать в Женеву - если бы мы не вывели войска из «буферных зон». Но мы принялись исполнять их пожелания - без каких-либо гарантий, что дискуссии в Женеве начнутся. Но кто же так делает в международной политике?



А теперь они нам говорят: нет, Абхазия и Южная Осетия в женевской конференции участвовать не будут. А Дмитрий Медведев, со своей стороны, заявляет, что без Абхазии и Южной Осетии мы не примем участия в конференции. Ну не примете – и не надо, отвечают на Западе, нам эти дискуссии не нужны.



Вот чем все грозит закончиться.



А ведь можно и надо было эти варианты просчитать заранее. Не стараться быть хорошеньким перед Западом, пытаться выслужиться перед ним - не дай Бог, он нас раскритикует. А надо было действовать с позиции силы. Как в начальный период, когда мы действовали с позиции силы – и сразу с нами начали вести серьезные переговоры.



- Так каковы шансы на то, что конференция все же состоится? Стремятся к нулю?



- На устраивающих нас условиях шансов на проведение конференции по Кавказу не осталось. Мы, конечно, можем искать какие-то развязки типа предложений о том, чтобы включить представителей Абхазии и Южной Осетии в российскую делегацию. Но, знаете ли, начинать конференцию с односторонних уступок – это означает по существу провалить свои же собственные позиции на конференции. А зачем она тогда нужна?



В этих условиях надо уже делать ставку на укрепление наших военных позиций в Абхазии и Южной Осетии. А насчет конференции мы, конечно, должны продолжать настаивать на наших условиях, пытаться пристыдить Западную Европу и США, что они, мол, отказываются. Но практических результатов это, конечно, не принесет.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ