Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Мнения
Поиск по мнениям
Статьи

Предыдущие >>
Текущая статья

11.11.2008 / Этнические меньшинства Грузии или Грузия на грани раскола

Руслан Харабуа


Последние события в Грузии, по мнению наблюдателей, экспертов и аналитиков, по-ставили страну на грань очередного кризиса. Признание Россией Абхазии и Южной Осе-тии вызвало неоднозначную реакцию представителей национальных меньшинств Грузии, в частности армянской и азербайджанской общины. Возможно, что члены этих общин, были бы, совершенно не против скорого создания, на территориях их компактного прожи-вания, автономных образований. В свою очередь, грузинские власти, отнюдь не намерены вести дискуссий на подобные темы.
На территориях Южной Грузии, где расположены армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети и район заселённый азербайджанцами – Квемо Картли, с трудом, но всё же, пока ещё, удаётся сохранять мирную обстановку. Однако, учитывая, складывающуюся ситуацию, на данном этапе, в районах компактного проживания армян и азербайджанцев, прогнозировать длительность сохранения стабильного состояния крайне сложно.
Многочисленная армянская и азербайджанская общины, проживающие в Грузии, испы-тывают различного рода давление со стороны официальных властей страны. Естественно, весть о том, что Абхазия и Южная Осетия получили долгожданное признание, не могло не взволновать нацменьшинства. Представители нацменьшинств внимательно следят за их действиями и обращают внимание на все вопросы, связанные с жизнью народов этих стран. Так, например, руководитель общественного объединения "Центр Кавказских ис-следований" (ЦКИ) Кямран Рамазанлы, касаясь проблем, существующих в образователь-ной сфере у азербайджанского населения Грузии, признал несправедливым тот факт, что 80-тысячное абхазское население имеет право учиться на родном языке, а почти 400-тысячное азербайджанское население - нет.
Кстати, относительно численности азербайджанцев в Грузии, в мае 2006 года, вице-президент Всероссийского азербайджанского конгресса, сопредседателя общества "Бор-чалы" С.Аллахвердиев озвучивал совершенно иные цифры. По его словам, в Грузии про-живают более 600 тысяч азербайджанцев. "Официальный Тбилиси целенаправленно за-нижает численность азербайджанского населения, тем самым преследуя свои определен-ные цели."- заявил вице-президент.
С полной уверенностью можно заявить, что те же проблемы, и у армянского населения страны, численность которого составляет около двухсот тысяч человек.
Практически во всех областях общественной жизни, в районах компактного прожива-ния армян и азербайджанцев, нет таких сфер, где бы ни было, серьёзных проблем, касаю-щихся жизни этого населения. Ситуация складывающаяся в районах Самцхе-Джавахети (Джавахк) и Квемо-Картли (Борчалы), если не критическая то по крайней мере близка к ней. Существенные противоречия, между официальными властями с одной стороны и представителями армянской и азербайджанской этнической групп с другой, всё более оче-видны.
Официальные власти Грузии, устанавливая полуавторитарный режим в стране, утвер-ждают, фактически, авторитарный режим, в районах компактного проживания армян и азербайджанцев. Вместе с тем, как утверждает, экс-спикер парламента Нино Бурджанад-зе, в открытом письме Михаилу Саакашвили, в стране уже установлен авторитарный ре-жим, а сам президент обвиняется в авторитаризме.
В регионах Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли, где компактно проживают армянская и азербайджанская общины, усиливается напряженность отношений, неоднократно были зафиксированы факты жестокого обращения полиции и убийства на национальной почве. Об этом свидетельствует Международная Кризисная Группа: "напряженность в Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли очевидна: за последние два года проводились митинги, есть сведения о насилии полицейских, имели место убийства".
Усиливается риск того, что эта напряженность отношений перерастет в еще одну угро-зу территориальной целостности Грузии.
Нынешняя ситуация возникла не сегодня. В этой связи заслуживает внимания факт присоединения нынешних, Самцхе-Джавахети и Квемо Картли.
Странно, как-то слышать, практически от всех лидеров постсоветской Грузии, слова хулы, в адрес коммунистического режима бывшего некогда единого государства. Грузин-ские власти с неимоверным упорством повторяют, что этот период является временем ок-купации. В то время как, благодаря многим решениям руководителей большевиков Грузия прирастала территориями. Так произошло и с Джавахком и Борчалы, после установления советских порядков в 1921 году, против единодушной воли населения, окончательно при-соединяются к Советской Грузии.
Джавахк (Самцхе-Джавахети) и Борчалы, которая на данном этапе образует большую часть Квемо Картли, в состав которой входит административный Цалкский район с пре-имущественно армянским населением, некогда, по мнению армянских историков, явля-лись частью Армении. В свою очередь, азербайджанские представители отмечают иное, по их мнению, "Борчалы — регион исторического проживания наших предков. Азербай-джанцы Грузии — это коренное население, проживающее на землях своих предков".
Между тем, в результате насильственных, неправомерных действий грузинских мень-шевиков, эти территории стали частью Грузии. Хотя ранее, еще в дореволюционный пе-риод грузинские партии и движения, впрочем, как и армянские, придерживались того, чтобы административное деление в Закавказье было проведено в соответствии с нацио-нальным обликом этих территорий. Однако, приход к власти в Грузии националистически настроенных меньшевиков, кардинальным образом изменил ситуацию в регионе в целом. Не вдаваясь в исторические перипетии того времени, следует напомнить, что руководство грузинских меньшевиков по собственному усмотрению обозначило армяно-грузинскую границу, включив в состав Грузии Армянский Борчалу, нынешнюю Квемо Картли и тер-риторию нынешнего Джавахка. В итоге, началась грузино-армянская война. Не останав-ливаясь на подробностях вооруженного конфликта, необходимо подчеркнуть, что и тогда грузинское руководство, весьма активно пользовалось поддержкой извне. В этой связи следует отметить, что параллельно с ведением военных действий с Арменией, руково-дство меньшевистской Грузии, опять же не без помощи своих западных союзников, про-водило карательные операции, во главе с генералом Мазниашвили в Абхазии, которую грузинские националисты пытались прибрать к своим рукам. Что интересно, вопросы принадлежности армянских территорий, впрочем, как и Абхазии решались без учета мне-ний и без участия или согласия как армян так абхазцев. В свою очередь, пришедшее к вла-сти большевистское руководство оставило всё без каких-либо существенных изменений.
Нынешнее положение населения Джавахетии и Борчалы далеко от идеального. Перио-дически в регионах компактного проживания возникают конфликты на национальной почве. На армян Самцхе-Джавахетии, впрочем, как и на азербайджанцев Квемо Картли, оказывается давление со стороны центра на избранные народом органы местного само-управления, осуществляется политика давления посредством межнациональной напря-женности, не прекращается заселение представителей других национальностей в армяно-населенных областях, что становится причиной межнациональной напряженности. Одна-ко попытки проводить активную переселенческую политику в регион Джавахка, наталки-ваются на серьёзные проблемы и связаны они, как ни банально это звучит, с природными условиями Джавахка. Суровая географическая и климатическая среда стала естественным препятствием для осуществления планов переселения некоторой части грузинского насе-ления в густонаселённый армянами район, хотя такие попытки предпринимаются, в част-ности Грузия начала масштабные программы по переселению сванов и мегрелов в регион.
Неоднократно, армянское население Самцхе-Джавахети, обращалось к руководству страны с просьбой придания региону статуса автономии, но периодически получает отка-зы на свои заявления. Прошло более трёх лет, как были предприняты их первые попыт-ки, связанные с вопросом федеративного устройства Грузии. Форум местных политиче-ских и общественных организаций обратился к Тбилиси с предложением рассмотреть во-прос "о федеративном устройстве страны" и о предоставлении Джавахетскому региону "статуса автономного края в составе Грузии". Участники форума полагали, что грузинские власти уделяют недостаточное внимание решению местных проблем, в том числе ликви-дации безработицы. После происшедших событий в Грузии общественные организации Джавахка, 19 августа, выступили с заявлением, в котором отмечается, что формирование федеративного государства – единственный возможный вариант развития Грузии. В заяв-лении отмечается "Самцхе-Джавахку и территориям, населенным армянами, необходимо придать статус суверенных субъектов Федеративной Грузии с широкими полномочиями самоуправления, включая сохранение общественного порядка, культуры, социально-политической экономики, охраны окружающей среды, наделить полномочиями местного самоуправления. Необходимо гарантировать Конституцией, что армянскому языку на тер-ритории Самцхе-Джавахка будет присвоен статус государственного языка, а также сде-лать обязательным присутствие представителей Самцхе-Джавахка в законодательных, ис-полнительных и судебных структурах Грузии".
Инициативные группы из Армении, бывающие в Джавахке, высказывая свои впечатле-ния о состоянии армянского населения и регионе в целом, отмечают, что их поездки ока-зывают на них "удручающее впечатление". Так, 24 сентября члены инициативной группы «Серунд» («Поколение») побывали в Джавахке с трехдневным визитом и ознакомились с местной культурной, религиозной и образовательной жизнью. По словам участника груп-пы Айка Чобаняна: "нет ни одной области жизнедеятельности джавахкских армян, где бы не было проблем. Вследствие антиармянской политики, проводимой руководством Гру-зии, а также при бездействии руководства Армении в оказании культурного и финансово-го содействия, армянское население Джавахка стремительно теряет свою национальную идентичность, и мы думаем, что если не будут предприняты серьезные шаги со стороны как руководства Армении, так и общественности в целом, то через 5 лет Джавахк постиг-нет та же судьба, какая постигла Нахичевань".
Практически, решение любого вопроса в районе Самцхе-Джавахети, сталкивается с со-противлением местных жителей. Не стал исключением вопрос прокладки железнодорож-ной ветки в рамках проекта Баку - Тбилиси – Карс, который должен пройти по территории Джавхка. До сих пор остается не решённым вопрос строительства пенитенциарного учре-ждения в регионе Самцхе-Джавахети. Данный факт вызвал негативную реакцию в поли-тических и общественных кругах Армении, в частности, член фракции Республиканской партии Армении Ширак Торосян заявил, что этим решением власти Грузии предприняли очередной шаг по искоренению армянского населения из армянонаселенного региона Джавахети. По мнению Торосяна, в дальнейшем регион Джавахети будет превращен в места ссылки для лиц, которым по истечении срока заключения будет запрещено возвра-щаться в места постоянного проживания. Ситуация в Джавахке существенно обострилась после очередной провокации, 18 июля 2008 года, когда прогремел взрыв возле дома главы полиции Ахалкалаки. Жертвами провокации становятся два полицейских армянской на-циональности, член Демократического альянса "Единый Джавахк" Гурген Ширинян, ко-торый по сообщениям грузинских источников, якобы исчез, чуть позже, ночью 20 июля сотрудники грузинской полиции и лица в штатском ворвались в дом руководителя Демо-кратического альянса "Единый Джавахк" Ваагна Чахаляна, арестовали его и его семью и увели их в неизвестном направлении.
Все эти события происходили на фоне открытия турецкого участка железнодорожной ветки Карс-Тбилиси - Баку. Деятели молодежной организации "Единый Джавахк" не раз выражали недовольство местного армянского населения как общей политикой официаль-ного Тбилиси, так и строительством этой железнодорожной ветки через территорию насе-ленного преимущественно армянами Джавахка.
Среди множества проблем у армян Джавахка, наверное, следовало бы, выделить вопро-сы, касающиеся образовательной сферы. Как заявил один из участников инициативной группы «Серунд» («Поколение»), Айк Мурадян, они посетили около 15-16 школ Джавах-ка, и все они нуждаются в обновлении и предоставлении армянским школам Джавахка учебников по истории армянского народа, литературы на родном языке, в коих наблюда-ется полнейший дефицит. В то же время, Мурадян рассказал, как эту проблему решили грузинские власти. Он отметил, что в учебнике "Книга о нашей родине" - об истории Гру-зии, по которому получают знания армянские школьники Джавахка, гость на одной из карт учебника заметил, что "вся территория Армении в XII-XIII вв.- это, по сути, грузин-ские княжества. Ани, озеро Севан, Сюник, Карабах находились под властью Грузии (со-гласно историку, на всех картах весь север Армянского нагорья находился в составе Гру-зии, а на юге, кроме Ирана и Кападдокии, Армянского нагорья не существует во всех учебниках)". В этой связи следует отметить, что грузинские историки, не стесняясь, мно-гие свои научные выводы, представляют именно в таком ключе. "Если рассматривать гру-зинскую историю, то, по их мнению, Грузия, оказывается, чуть ли не колыбель цивилиза-ций".
Между тем члены инициативной группы выражают недовольство официальной пози-цией армянских властей. Высказывания официальных органов Армении о том, что Джа-вахк считается одной из армянских общин, вызывает озабоченность у членов «Серунд». Как заявляет руководитель группы историк Артак Мовсисян: "Джавахк не община, Джа-вахк на протяжении веков был регионом, населенным армянами, регион, который имеет жизненное значение для нашего народа, безопасности нашего государства и его государ-ственности".
Если позиция официальных властей Армении состоит в стремлении обыграть ситуацию в мягкой форме, представители законодательного органа не стесняются в выражениях в отношении Грузии. Как заявил депутат парламента Армении, председатель земляческого союза "Джавахк" Ширак Торосян, Грузия является "мини-империей", которая пытается разрешить вопрос своей территориальной целостности применением силы. В то же время, комментируя позицию властей Армении в создавшейся вокруг в Южной Осетии ситуации, Торосян заметил, что они приняли правильную позицию. "Россия наш стратегический партнер, которого не можем "обидеть", а Грузия - соседствующая с нами страна", - пояс-нил он, отметив, что такая позиция Армении удовлетворила как Россию, так и Грузию. По его мнению, грузино-югоосетинская война должна послужить уроком для Тбилиси. " Конфликты подобного рода необходимо разрешать иным путем",- подчеркнул он.
Депутат также не исключил, что если власти Грузии не разрешат проблемы с нацмень-шинствами страны, то и населенный преимущественно армянами Джавахк может оказать-ся в схожей с югоосетинской ситуации. Однако, по мнению Торосяна, напряженная си-туация в Джавахке не перерастет в войну, так как это "не на руку" ни Грузии, ни Армении. Вместе с тем, председатель земляческого союза отметил, что Армения может использо-вать в своих целях фактор Джавахка. "Пока Армения находится в блокаде, что приводит ее в прямую коммуникационную зависимость от Грузии, она может использовать фактор Джавахка".
Ситуация, в которой оказались грузинские азербайджанцы не менее драматична. Ареал их проживания – юг от Тбилиси, район Квемо-Картли (Борчалы). Приход к власти в Гру-зии Михаила Саакашвили незамедлительно сказался на местном населении, преимущест-венно состоящим из этнических азербайджанцев, впрочем, положение азербайджанцев в Грузии, более длительный период, нежели нахождение у власти нынешнего президента, практически остаётся без изменений. Не теряют свою актуальность вопросы, связанные с земельными проблемами, с получением образования на родном языке, кадровые вопросы – представительство в органах власти. В то же время, происходят незначительные "изме-нения в лучшую сторону, но в целом ситуация остается сложной ".
Сложность их положения заключается в создании экономически невыгодных условий. Парламент Грузии, ещё ранее, в 1996 году, при активном участии будущих "лидеров бар-хатной революции", законодательно закрепил положение, в соответствии с которым азер-байджанцы, проживающие в приграничных районах Грузии оказались лишёнными пахот-ных земель. Раздел земли по национальному признаку, проводившийся все эти годы, нега-тивно отразился на настроении азербайджанцев района. Благодаря подобным действиям, значительно усилились миграционные процессы. Тысячи азербайджанцев были вынужде-ны оставить свои земли в Грузии. Как заявил эксперт Аналитического центра "Кавказ" Эдуард Абрамян, "подобную позицию Грузии можно характеризовать как "культурную депортацию". По словам президента Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии Дашгына Гюльмамедова "решение земельных проблем наталкивается на большие препят-ствия. Я не сказал бы, что это вина Саакашвили. Просто вокруг него и в местных властях остаются шовинистически настроенные чиновники, которые делают всё, чтобы земельные проблемы азербайджанцев Грузии не решались. Есть факты, свидетельствующие о том, что в ряде случаев земельные участки в Борчалы продаются лицам грузинской нацио-нальности из других регионов Грузии". Серьёзные проблемы, требующие разрешения возникают практически по всем вопросам. Например, в Марнеульском районе Грузии, бо-лее года неразрешена проблема, связанная с оросительной водой. Представители азербай-джанской общественности, проживающие в районе, неоднократно пытались решить во-прос с поливной водой и системой мелиорации. Однако правительственные структуры, в том числе губернатор Квемо-Картли всячески затягивают решение этой этого вопроса.
Очередной нерешённой задачей является вопрос, связанный с предполагаемой оконча-тельной грузинизацией всех школ национальных меньшинств, в том числе и азербайджан-ских школ. С 2006 планировалось полностью ликвидировать азербайджанские в Тбилиси, Квемо-Картли (Борчалы) и Самцхе-Джавахети(Джавахк). По словам президента Нацио-нальной ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ) Дашгына Гюльмамедов, эти планы Министерства образования Грузии, естественно, были встречены в штыки местным насе-лением. «Тогда претворение такого агрессивного плана было приостановлено. Мне очень жаль, что министерство образования Грузии не отказалось до конца от своих намерений преобразовать азербайджанские школы в грузинские. Оно никак не может смириться с тем, что в Грузии действуют азербайджаноязычные школы. Как следствие, по сей день продолжается процесс замены директоров азербайджанской национальности. Правда, те-перь националисты из минобразования опасаются делать это в массовом порядке, как прежде». Те же действия осуществляются и в отношении армян Тбилиси и Самцхе-Джавахети.
Весьма ограниченным остается участие национальных меньшинств во всех областях общественной жизни страны, особенно недостаточно они представлены в руководящих органах. Одним из вопросов, волнующий представителей армянской и азербайджанской общин Грузии, является осуществление кадровой политики официальным Тбилиси. Гру-зинское руководство не совсем охотно, будет точнее, если сказать, совсем неохотно, пре-доставляет армянам и азербайджанцам право занимать ту или иную ключевую должность в регионах компактного проживания этих народов, а говорить, предположим, о Централь-ном аппарате Кабинета Министров Грузии, или центральных госструктурах совсем не приходиться. По словам председателя общественного объединения по защите прав чело-века Tolerans Аслана Исмайлов "степень участия и представленности меньшинств в поли-тической жизни страны, являющихся ключевым условием для более эффективной инте-грации, тревожно низка. Из-за отсутствия диалога с Тбилиси в общинах усиливается ощу-щение дискриминации и отчужденности". В свою очередь, представители Международ-ной Кризисной Группы, в своём докладе отмечают, что Грузия "не добилась ощутимого прогресса в процессе интегрирования в общество этих двух нацменьшинств, составляю-щих 12 процентов населения страны. Армяне и азербайджанцы плохо представлены в об-щественной жизни страны, в особенности, в правительстве. Отсутствие диалога между ними и Тбилиси все больше усугубляет ощущение дискриминации и атмосферу отчужде-ния. Экономические проблемы, включая высокий уровень безработицы и разлагающиеся инфраструктуры, только усугубляют эту ситуацию".
С одной стороны, грузинские лидеры, возможно, были бы рады интегрированию армян и азербайджанцев страны во внутренние процессы, с другой стороны, для них самый луч-ший вид интеграции состоял бы в ассимилировании этого населения. Но если судить по происходящим процессам в регионах Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети, можно прийти к неутешительному выводу – планомерное выдавливание армян и азербайджанцев из Гру-зии является основной задачей практически всех политических сил Грузии. Очевидно, что схожесть существующих проблем у представителей этнических меньшинств, создаваемых властью Грузии, демонстрирует их стойкое желание проводить в их отношении далеко не бесспорную политику.
В то же время, было бы не справедливо, говорить о том, что все проблемы, создавае-мые властями страны в отношении этнических меньшинств, являются единственными. Неоднозначные отношения складываются внутри самих общин, что существенно дезор-ганизует их действия. По признанию представителей армянской и азербайджанской об-щин, отсутствие единства в рядах этнических меньшинств не способствует более тесному их сплочению. Как заявил председатель Фонда гражданской интеграции Заура Халилова, основная проблема азербайджанцев Грузии заключается в них самих. По его словам, воз-никло много организации, действующих разрозненно, предпринимались попытки, однако они все оканчивались провалом. В свою очередь, депутат Милли меджлиса Гюльтекин Гаджиева в нерешенности ряда проблем депутат видит вину и самих борчалинцев - пред-ставителей местной азербайджанской интеллигенции. Г.Гаджиева призвала азербайджан-цев Грузии организоваться, объединиться и сообща отстаивать свои права.
Позицию представителя азербайджанцев, как ни странно разделяет и армянский пред-ставитель. Координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян, который "представляет сеть единомышленников, действующих на территории армянского региона Самцхе-Джавахети и за ее пределами, которую условно можно назвать "Группой BAGIN" считает, что так и не создана единая политическая организация, которая объединила бы армянское население всего района. Как заявил координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян: "За все эти годы, многие организации, которые создавались, су-ществовали и распадались, имели сугубо местечковое значение, привязанное к тому или иному району".
Вместе с тем, представители этих народов полагают, что отсутствию единства в рядах организации этнических меньшинств Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети, способствуют действия властей Грузии, которые пользуются поддержкой официальных Еревана и Баку. Как заявил Заур Халилов: "попытки объединить все азербайджанские организации, как-то скоординировать их работу, приурочивались к каким-то политическим обстоятельствам, как правило – выборам. И это было не желание азербайджанцев Грузии, а скорее полити-ческий заказ, спускаемый из Тбилиси и Баку. Обычно, после выборов, сыграв свою роль, эти объединения теряли свою значимость и постепенно забывались". В свою очередь, Арам Аргутян считает, что именно власти Армении "при согласованных действиях" с властями Грузии свели влияние, более или менее, координировавшего деятельность обще-ственных движении Джавахка, Демократического Альянса "Единый Джавахк", к нулю.
Между тем, официальные власти Армении и Азербайджана не стремятся особо активно вовлекаться во внутренние процессы Грузии и дистанцируются от существующих вопро-сов, требующих разрешения. Несомненно, лидеры обеих республик осознают, что вмеша-тельство во внутренние дела Грузии не лучшим образом повлияет на взаимоотношения между ними.
Несмотря на непростые условия жизни, официальные власти Еревана и Баку выражают свою заинтересованность в том, чтобы и азербайджанцы и армяне не покидали Грузию. Об этом говорила и министр образования Азербайджана Мисира Марданова, которая зая-вила, что Азербайджан заинтересован в том, чтобы азербайджанцы Грузии не покидали эту страну, того же мнения придерживаются и власти Армении. Подобные заявления во-лей неволей наталкивают на мысль, что рано или поздно Грузии придется признать эти регионы в качестве автономии.
Армянские власти усердно пытаются не обращать внимание на проводимую Грузией политику в отношении армянского населения. По словам экс-советника министра ино-странных дел Армении, руководителя стратегического центра "Арарат" Армена Айвазяна власти Армении, не хотят видеть эту проблему и ее серьезность, "поскольку, если увидят, то будут вынуждены каким-либо образом реагировать на нее. Но им выгоднее придержи-ваться "страусиной политики", - отметил он. Официальный Ереван, оказался способен только призывать армянское население Джавахетии изучать грузинский язык. Между тем, "изучение грузинского языка, не является панацей от существующих реальных проблем, первичная проблема – продолжительная антиармянская политика проводимая властями Грузии".
Мнение о том, что официальные власти Армении не так внимательны к существующим проблемам населения Джавхка, подтверждается ещё одним представителем армянского общества. Как заявил директор института Истории Национальной Академии наук Ашот Мелконян, в ходе круглого стола тему "Антиармянская современная политика Грузии", со стороны властей Армении наблюдается пассивное отношение к своему наследию на тер-ритории Грузии. "Наши государственные мужи должны понять, что своей пассивностью они проигрывают, тем более, в ракурсе развивающихся грузино-турецко-азербайджанских отношений", - подчеркнул Мелконян. По его словам, власти Армении проявляют безучас-тие к судьбе Джавахка на фоне заселения его турками - месхетинцами. Подобную пози-цию он объясняет тем, что власти Армении не желают ухудшения отношений со страной, которая является единственным выходом для Армении во внешний мир.
Особую позицию в этом вопросе занимает координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян, который "представляет сеть единомышленников, действующих на территории армянского региона Самцхе-Джавахети и за ее пределами, которую услов-но можно назвать "Группой BAGIN". По его мнению, призыв о создании автономии под-держивается подавляющим большинством армянского населения региона Самцхе-Джавахк-Цалка, однако, несмотря на существующие, проблемы и сложности, так и не соз-дана единая политическая организация, которая объединила бы армянское население все-го района. Как заявил координатор Информационного центра "BAGIN" Арам Аргутян: "За все эти годы, многие организации, которые создавались, существовали и распадались, имели сугубо местечковое значение, привязанное к тому или иному району". Он считает, что именно власти Армении "при согласованных действиях" с властями Грузии свели влияние Демократического Альянса "Единый Джавахк", к нулю.
В свою очередь, по мнению армянского политолога Левона Мелик-Шахназаряна, Еревану следует использовать вопрос безопасности армянского населения Джавахка как рычаг давления на Тбилиси. Вместе с тем он признаёт, что Грузия не только держит в на-пряженном состоянии экономику Армении, создавая множество преград для осуществ-ляемого через ее территорию товарообмена армянской стороны с внешним миром, но и устанавливает противоречащие международным стандартам высокие пошлины. Парал-лельно этому, по словам политолога, Тбилиси участвует во всех проектах, которые обхо-дят Армению. Он отметил, что возможности военного конфликта между Арменией и Гру-зией нет, однако если такое произойдет, то ситуация будет не в пользу Тбилиси.
Что касается властей Азербайджана, здесь, наблюдается некоторая смена курса. Не бу-дем забывать, что Грузия и Азербайджан являются членами ГУАМ, соответственно во внешней политике они следуют в одном направлении. Вместе с тем, благодаря августов-ским событиям в Грузии, позиции Азербайджана претерпели некоторые изменения, в свою очередь, официальная Анкара не осталась равнодушной в стороне. Турция, пози-ционирующая себя, как один из основных региональных игроков, занимает особую пози-цию и проявляет всё большую активность в урегулировании ситуации на Кавказе. Между тем, в силу энергичной, деятельной внешней политике, Турция, на данном этапе, приобре-тает статус непостоянного члена СБ ООН, а в перспективе она намерена требовать себе место среди постоянных членов СБ.
Если верить информационным агентствам Азербайджана, которые со ссылкой на ис-точник в МИД страны сообщили о том, что Баку приступает к массовому предоставлению азербайджанского гражданства жителям грузинской области Квемо-Картли (Борчалы), выстраивается вполне определенная картина. По словам источника, по окончании паспор-тизации Азербайджан намерен потребовать от Тбилиси предоставить области статус авто-номии, а в случае отказа ввести туда войска. О «гарантиях безопасности тюркского эле-мента в Грузии» говорил и анонимный источник в МИД Турции, которого процитировала на прошлой неделе стамбульская Milliyet. Создание «разноуровневой федерации» являет-ся единственной гарантией сохранения территориальной целостности Грузии, считает ту-рецкий дипломат.
Идея о федерализации Грузии возникла не на пустом месте. Не исключено, что ини-циатива Турции "Платформа мира и стабильности на Кавказе" включает в себя такие ком-поненты, как придание статуса автономии, и в первую очередь, Квемо-Картли, и Самцхе-Джавахети. Как сообщает компетентный источник в регионе, по данным информационно-го агентства "Регнум", согласно Платформе, автономный статус Аджарии, которая тради-ционно близка Турции, должен будет стать не номинальным, а реальным. В свою очередь, подобное решение, "поддержанное в рамках треугольника Турция - Грузия - Азербай-джан, может стать прологом к формированию какой-то конфигурации автономного стату-са для азербайджанской национальной общины в Грузии и прецедентом к обеспечению национально-культурной автономии месхетинских турок, которые вернутся в Грузию". Иными словами, речь идет о фактическом признании Грузии "несостоявшимся" государ-ством, не способным обеспечить свой суверенитет, а так же права и безопасность граж-дан, и потому нуждающимся во внешнем контроле и управлении.
В этой связи, следует обратить внимание на заявление, депутата Государственной Ду-мы от "Справедливой России" Семена Багдасарова, который на заседании парламента 29 октября, в день, когда законодательный орган России единогласно ратифицировал дого-воры о дружбе и сотрудничестве и взаимопомощи с Южной Осетией и Абхазией, пореко-мендовал исполнительной власти не останавливаться на достигнутом и приложить усилия для "конфедерализации" оставшейся части Грузии. "Нам нужно конфедерализировать Грузию. Не в юридическом плане, это не наша прерогатива, а в психологическом. Грузия — это мини-империя, где компактно живут различные нацменьшинства, а также своеоб-разные субэтносы грузинского народа, зачастую резко отличающиеся друг от друга. Мы должны вести пропаганду среди населения Грузии и идти на контакт с региональными лидерами и нацменьшинствами. Грузия должна стать такой страной, как Ливан, где фор-мально унитарное государство, а реально конфедеративное государство, в котором ста-бильность базируется на устных договоренностях между различными общинами".
Что касается информации о предоставлении азербайджанцам Грузии гражданства Азербайджана, официальный Баку, в лице главы пресс-службы Министерства иностран-ных дел Азербайджана Хазар Ибрагима, отказался комментировать такого рода сообще-ния, заявив, что "подобные глупости мы не комментируем". Не стал он комментировать и другое "еще более глупое" сообщение, якобы азербайджанская армия может войти в Бор-чалы для защиты своих соотечественников и предотвращения создания Россией второй военной базы в Армении. На вопрос, может ли возможная федерализация Грузии стать гарантией защиты прав этнических азербайджанцев в Борчалы, глава пресс-службы МИД ответил, что любые шаги и реформы правительства Грузии являются внутренним делом этой страны, в которые Азербайджан не может вмешиваться. В свою очередь, азербай-джанские эксперты также стали опровергать данную информацию. Касаясь, сообщений о, якобы, имеющем место массовом принятия азербайджанцами Грузии гражданства АР и возможном вступлении ВС Азербайджана в регион Борчалы (Квемо-Картли), азербай-джанский эксперт Чингиз Велиев назвал их чудовищно нелепыми. Вместе с тем, Велиев вспомнил о кредите, предоставленном Грузии Азербайджаном, заявив, что у него большие сомнения в том, что азербайджанский льготный кредит Грузии будет когда-то погашен.
Того же мнения придерживается другой эксперт Тогрул Софиев, который отметил, что следует не тиражировать небылицы, лучше поговорить о непростых реалиях региона. Вместе с тем он не стал комментировать сообщения о, якобы, имеющем место массовом принятия азербайджанцами Грузии гражданства Азербайджана и возможном занятии ВС Азербайджана региона Борчалы (Квемо-Картли), заявив: "О чём они бредят? В Баку много лет не знают, что еще сделать, чтобы азербайджанцы Борчалы теснее интегрировались в общественно-политическую жизнь Грузии и не "голосовали ногами" в поисках лучшей доли в Азербайджане или России. Или надо же додуматься вместо мирного освобождения от оккупации своей страны до военного захвата территории другой!". В то же время, он также высказал сомнения в возврате долга Грузией Азербайджану, в размере 200 млн. долларов.
Скорее всего, позиция Турции, претерпит изменения и в вопросе строительства желез-ной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
В ходе координационного совета по реализации проекта, состоявшегося 16 сентября се-го года в Баку, турецкая сторона высказала сомнения в целесообразности осуществления проекта в связи с последствиями событий, произошедших в регионе в августе 2008 года. В частности, как оказалось, грузинская сторона в текущих условиях не в состоянии выпол-нить своих обязательств, взятых по азербайджанскому кредиту размером в $200 млн., вы-деленных на льготных условиях специально в рамках проекта. В то же время, были прове-дены интенсивные переговоры представителей Анкары с армянскими коллегами по вос-становлению движения по армянской железной дороге по маршруту Карс-Гюмри (Арме-ния), что соответственно позволяет предположить, что Турция действительно намерена осуществить некие шаги в направлении федерализации Грузии.
В то же время, отвечая на вопрос, о возможной угрозе осуществлению железнодорож-ного проекта Баку - Тбилиси – Карс вследствие сузившейся после августовских событий платежеспособности правительства, глава пресс-службы МИД Азербайджана подчеркнул, что строительные работы проводятся успешно и в соответствии с графиком.
Однако существующие некие разногласия, между Анкарой и Баку, не дают повода, предполагать о серьёзных расхождениях в позициях. Не исключено, что стороны пред-принимают некие действия, направленные на осуществление плана, связанные с усилени-ем положения Турции на Кавказе.
Армяне и азербайджанцы Грузии не единственная головная боль руководства страны. Предполагаемая репатриация турков-месхетинцев, для грузинского руководства, также является миной замедленного действия. Как известно с 1 января 2008 года в Грузии всту-пил в силу закон "О репатриации лиц, насильственно переселенных из Грузии в 40-х гг. ХХ века советскими властями". В соответствии с этим законом желающие вернуться должны до 1 января 2009 г. представить документы в посольства Грузии в странах своего нынешнего проживания – с этого дня начнется рассмотрение заявлений.
Прежде чем, был принят данный закон, международному сообществу, в лице различ-ных международных организации, пришлось основательно потрудиться над тем, чтобы грузинские политики согласились бы, с необходимостью возврата турок-месхетинцев в места постоянного проживания. Следует напомнить, что руководители грузинского госу-дарства, позиционируют себя как сторонники демократических ценностей. Принимая данный закон, они в большей степени стремились, продемонстрировать перед западными партнерами, свою приверженность идеалам Запада. Между тем, закон менее всего отвеча-ет интересам репатриантов. Даже, представители грузинской власти, в частности замести-тель министра по реинтеграции Эленэ Тевдорадзе отмечает, что: "закон по репатриации удобен скорее для государства, чем для самих депортированных". В то же время, грузин-ские политики признают, что Грузия взяла на себя обязательства по возвращению турок-месхетинцев. Как заявил госминистр Грузии по диаспоре Юлон Гагошидзе, "наше госу-дарство обязалось вернуть их на родину… Мы должны отрегулировать и отшлифовать все подходы, что является задачей ближайшего будущего". Однако, подобные заявления, от-нюдь не являются гарантией того, что репатрианты всё же сумеют вернуться на свою прежнюю родину.
Что касается самого нормативного акта, большинство экспертов сходится во мнении, что закон о репатриации содержит целый ряд недостатков. Несовершенство, принятого грузинским парламентом закона, отмечают практически все представители экспертного сообщества Грузии. По словам президент Союза репатриантов Грузии Марата Барата-швили: "Правительство объявило о вступлении закона в силу, но только и всего. Закон принят только на бумаге, реально он не работает, от него нет никакой практической поль-зы". Более того, он не рекомендовал репатриантам возвращаться в рамках принятого зако-на. "Проще вернуться на Родину самостоятельно, за свой счет, благо грузинское законода-тельство это позволяет. Закон не предусматривает финансового участия государства в процессе репатриации, да в бюджет страны и не заложены средства на репатриацию. По-тому, повторяю, лучше возвращаться в частном порядке" - заявил Бараташвили. Кроме того, он признал, что давление на власти могут оказать только представители междуна-родного сообщества. В свою очередь, эксперт из Кавказского института, Эмиль Адельха-нов, отметил: "Я бы не сказал, что закон не работает: по-моему, он как раз достиг своей цели – максимально отбить охоту возвращаться". По словам руководителя регионального представительства Европейского центра по делам этнических меньшинств (ECMI) на Кав-казе Тома Триера: "перед теми, кто решит подать заявку и получить статус репатрианта, встанет множество преград".
Однако не все представители грузинского сообщества высказывают схожие мысли. Не-которые, критикуя закон, в очередной раз, подтверждают о существований грузинских националистических настроений. Так председатель Народного фронта Грузии Нодар На-тадзе не сомневается в том, что "принятый закон не удовлетворяет минимальным юриди-ческим нормам", в то же время, он уверен, что право на возвращение нужно давать не всем желающим.
Между тем, грузинское руководство, "озаботившись" проблемой репатриации, парал-лельно пытается создать проблемы для армянского населения. Принятый грузинскими властями закон о репатриации турок-месхетинцев, предполагает их переселение в район Самцхе-Джавахетии. Вероятнее всего, грузинские власти, принимая такое решение, ста-вили перед собой задачу в соответствии с которой, армянское население Джавахка должно раствориться в среде турок-месхетинцев. В то же время, руководство Грузии, осознаёт, что репатриация турок-месхетинцев в густо заселённые, мусульманским населением, в частности, азербайджанцами районы Борчалы, может привести к более плачевному ре-зультату по сравнению с нынешней ситуацией.
Очевидно, что руководители Грузии обеспокоены претворением в жизнь этого закона. Соответственно, будут приниматься различного рода действия, направленные на возврат в Грузию, минимального числа репатриантов. Как заявила армянский этнограф Грануш Харатян относительно переселения в регион Джавахка турок-месхетинцев, "грузины сделают все, чтобы турки-месхетинцы не переехали туда жить. И сейчас уже делают это. Но, к сожалению, все это они во многом делают устами армян. Провоцируют армян, что-бы те подняли шум, и преподносят международному сообществу проблему как результат агрессивной позиции армян. В действительности же, если армяне ничего не будут гово-рить и не будут вмешиваться в этот процесс, то сами грузины не допустят прихода турок-месхетинцев, тем более, что лидеры турок-месхетинцев очень часто повторяют, что это территория турок, что это родина турок-месхетинцев. Я на 99% убеждена, что грузинам намного выгоднее проживание армян на этой территории, нежели открытие еще одного дополнительного очага, ведь они очень хорошо понимают, что в будущем это может стать вопросом, который приведет к проблемам с Турцией, тем более, что у них все еще есть азербайджанонаселенная территория – Марнеули".
Вероятнее всего, вопрос репатриации турок-месхетинцев, вряд ли будет реализован, в законе многие вопросы остаются непонятными.
В случае сохранения Грузии в том виде, в котором она существует ныне, страна еще продолжительное время будет оставаться, основной причиной нестабильности в регионе. Ждать каких-либо радикальных перемен в стране, где националистически образ мышле-ния долгие годы формировался, а впоследствии стал превалирующим идеологическим фактором, вряд ли возможно.
Очевидно, что власти Грузии, не без молчаливого согласия на то, западных сообщни-ков, проводят ненасильственную этническую чистку армянского и азербайджанского на-селения. Главная цель грузинского руководства – вытеснение и грузинизация этнических меньшинств и создание моноэтнического государства. В свою очередь, Самцхе-Джавахети и Квемо Картли, с преимущественно негрузинским населением, является ос-новным препятствием для достижения поставленной задачи.
Нельзя не согласиться с утверждением, что политика Грузии, направленная, на осуще-ствление этнической чистки, имеет системное значение и содержание в аспекте междуна-родных отношений на современном этапе. Вместе с тем, национал-шовинистические на-строения властей Грузии, это сущность, присущая лидерам этой страны долгие годы. Мысль о создании грузинского моноэтнического государства существует довольно про-должительное время. Это не конец 80-х, период правления Звиада Гамсахурдия, когда ло-зунг "Грузия для грузин" был наиболее привлекательным, это не время правления "белого лиса", Эдуарда Шеварнадзе, не нынешний период Михаила Саакашвили, подобная идея, стала вырисовываться гораздо раньше. Очевидно, принцип первого президента Грузии, выражающий основное желание грузинских лидеров приобрел новое дыхание. Актуаль-ность его настолько высока, что официальная грузинская пропаганда, без тени смущения, призывает к выдавливанию из страны всех негрузин или к проведению ассимиляционной политики.
Конец 19 века, во многом способствовал образованию таких настроений в грузинском обществе. Ряд значительных изменений, произошедших в этот период времени на Кавка-зе, в дальнейшем, оказали существенное влияние на умонастроения передовой грузинской общественности. Волна насильственных переселений абхазского населения, планомерное внедрение грузинскими общественными деятелями в головы собственного народа мысли о том, что следует незамедлительно воспользоваться сложившейся удобной ситуацией и занять пустующие абхазские земли, захват меньшевиками Грузии территории не имею-щих отношение к ней, последующий период становления Советской власти и сталинский период, приведший к значительным территориальным изменениям в положительную сто-рону для Грузии – всё это способствовало формированию идей, связанных с созданием грузинского моноэтнического государства.
Сознательно, создаваемые официальным Тбилиси, регионам с армянским и азербай-джанским населением, серьёзные проблемы, демонстрируют, что грузинское руководство явно обеспокоено самим фактом существования в Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли большого количества армян и азербайджанцев. Грузинские политики ощущают, что про-цесс объективного становления и самостоятельного решения дел внутреннего управления этих регионов, не за горами. Власти страны, параллельно с попыткой проведения "поли-тики кнута и пряника", стремятся осуществить другой, столь распространённый принцип - "разделяй и властвуй". Руководству Грузии, пока, удаётся осуществлять оба принципа. Например, если ещё в 2006 года депутат грузинского парламента азербайджанец Алибала Аскеров, руководитель партии "Гейрат", выступая в Азербайджане, заявлял, что виновни-ками сложного социально-экономического положения азербайджанцев являются Саака-швили и другие "лидеры бархатной революции", то на данном этапе, по заявлению азер-байджанских представителей, "аскеровская партия "Гейрат" пошла на позорный сговор с грузинскими чиновниками, вместо того, чтобы отстаивать наши права и своды. Аскеров не стесняется этого, агитируя азербайджанцев в Грузии поддерживать нынешний режим, кормя нас обещаниями о красивой жизни".
И всё же, официальные власти Грузии не достаточно успешно сочетают эти принципы, на данном этапе, они достигают поставленной цели, всё больше, путем административных мер, давления, игнорирования и других методов, направленных на притеснение и превра-щение армян и азербайджанцев и другие этнические меньшинства Грузии в людей второ-го сорта.
Реалии современной Грузии, далеки от тех предполагаемых позитивных изменений, на которые, власти страны рассчитывали в период их триумфального восшествия на "трон". На данном историческом отрезке, грузинская государственность подвергается не шуточ-ному испытанию. Возможно, что нас ждут серьёзные перемены, связанные с очередным разделом территории Грузии, внутри самой страны.
Возможно, гарантией безопасности Кавказа, станет федерализация Грузии, с учетом создания автономных образований в Самцхе-Джавахети и Квемо Картли. А возвращение утраченных позиции Аджарской Автономной республики, должно происходить с учетом Карсского договора, по которому Россия и Турция являются гарантами стабильности в этом мусульманском регионе. Кроме того, следует помнить, что на западе Грузии, преоб-ладает мегрельское население, которое, хоть и относится к картвелоязычным, тем не ме-нее, говорит на другом языке, который в принципе, никогда не поймёт картвел (грузин) из других регионов Грузии. Ещё более отличаются от картвелов сваны, которые, также со-ставляют часть, непонятно по каким критериям, картвелоязычного народа, в то время как, их язык более напоминает язык горцев Кавказа. Между тем, ожидаемое и предполагаемое возвращение на свои земли турок-месхетинцев, также потребует создания еще одной ав-тономий.
В этой ситуации, официальный Тбилиси, окажется в сложнейшей ситуации, когда вла-сти Грузии будут вынуждены думать не о возвращении Абхазии и Южной Осетии, а предпринимать колоссальные усилия для сохранения Грузии в рамках унитарного госу-дарства.




Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ