КАЗАХСТАН
Виртуальная нефть для Киева
01.06.2005. Время
новостей
Светлана Степаненко (Киев)
Сократить энергетическую зависимость от России, что
власти Украины провозгласили стратегической задачей, не так просто. Во время
двухдневных переговоров украинского лидера Виктора Ющенко с президентом
Казахстана Нурсултаном Назарбаевым об экономическом сотрудничестве незримо
присутствовала третья сторона - Москва, а вернее, общие казахско-российские
интересы.
Очевидно, что главной целью визита Ющенко были поиски
новых источников нефти для Украины, которая 90% этого энергоносителя завозит из
России. Некоторые успехи у Киева есть. Как сообщил вчера глава "Нафтогаза
Украины" Алексей Ивченко, в течение месяца возможно подписание двустороннего
документа об определении перечня казахских месторождений, разведку и добычу на
которых смогут вести украинские специалисты. Украина пока не добывает нефть за
своими пределами, но уже подписаны соглашения с Ливией и Объединенными Арабскими
Эмиратами о выделении четырех месторождений в каждой из этих стран для разведки
и добычи украинцами нефти и газа. Аналогичные договоренности есть с
Азербайджаном и Туркменией. По прогнозам Ивченко, в Казахстане Украина может
рассчитывать на 30-50 млн тонн разведанных запасов нефти и 10-20 млрд кубометров
газа, передает РИА «Новости».
Майский бензиновый кризис показал, что Киев не может
эффективно контролировать цены на российскую нефть. Чтобы на нефтяном рынке
появилась конкуренция, украинские власти сделали ставку на закупки нефти в
каспийском регионе, в частности в Казахстане.
Стратегически важный транзит казахской нефти «получит
перспективы на долгие годы», заявил вчера Ющенко. Президент Украины,
заинтересованный в полноценной работе нефтепровода Одесса-Броды, рассчитанного
на экспорт каспийской нефти в Евросоюз, попытался привлечь к проекту Казахстан.
В частности, казахам обещана доля в эксплуатации нефтепровода при условии
предоставления ими своей нефти и участии в достройке нефтепровода до польского
Гданьска. Строить казахи готовы хоть сейчас, а вот предоставление нефти
потребует определенных согласований с Россией, подчеркнул Нурсултан
Назарбаев.
«Главным фактором участия казахов в проекте
«Одесса-Броды» являются поставки каспийской нефти. Если этого не будет, то
перспективы участия Казахстана равны нулю», - заявил «Времени новостей» директор
программ ТЭК Фонда им. Разумкова Владимир Сапрыкин. С чисто технической точки
зрения Казахстан, экспортные возможности которого составляют 45 млн тонн, может
обеспечить потребности нефтепровода Одесса-Броды. Однако политическая ситуация,
связанная с экспортом нефти Казахстаном, складывается не в пользу Украины,
считает эксперт. Казахстан оказался в сложной ситуации в связи с окончанием
строительства нефтепровода Баку-Джейхан. «Основные игроки - США и Россия -
занимают прямо противоположные позиции по Баку-Джейхану: американцы настаивают
на поставках нефти Казахстаном, тогда как Россия этого не одобряет. Казахстан
предпочтет занять выжидательную позицию относительно украинского проекта, -
говорит г-н Сапрыкин. - Тот факт, что не были подписаны нефтяные соглашения,
подтверждает отсутствие конкретных решений». Единственное, чего в данный момент
может добиться Киев, - это увеличение поставок казахской нефти на Украину через
российские нефтепроводы, в первую очередь через нефтепровод «Дружба».
Виктору Ющенко удалось уговорить казахского коллегу
принять участие в строительстве «небольшого 52-километрового «плеча» для
транспортировки нефти от Днепропетровска до терминала «Южный» в Одессе».
Казахстан обещал дать деньги на «плечо» в обмен на часть акций. «Эта новая ветка
нефтепровода создаст новые возможности для транзита, связав систему
«Приднепровских нефтепроводов» с терминалом «Южный» и системой «Одесса-Броды», -
считает г-н Сапрыкин. - Новая ветка позволит прокачивать коротким путем
казахскую нефть, в том числе через территорию России».
Кроме того, казахи высказали заинтересованность в
покупке Одесского НПЗ, который ныне принадлежит российскому ЛУКОЙЛу. «Одесский
нефтеперерабатывающий завод, как известно, российский. Мы бы были заинтересованы
в приобретении этого нефтеперерабатывающего завода», - заявил после переговоров
Нурсултан Назарбаев. Он также сообщил, что вместе с Виктором Ющенко отдал
подчиненным распоряжение в месячный срок «конкретно проработать вопросы, чтобы
нам, президентам, выложили конкретную программу, что делать, когда делать, кому
делать и с кем надо договариваться».
«Заявление казахской стороны о приватизации Одесского
НПЗ некорректно и неосуществимо, поскольку юридических оснований разорвать
договор о приватизации с российской компанией нет», - считает Владимир
Сапрыкин.
Примечательно, что два президента договорились о
«синхронизации позиций по многим экономическим вопросам, включая ЕЭП». По мнению
экспертов, речь шла прежде всего о глубине интеграции Украины, поскольку позиции
Казахстана и РФ во многом сходны. Виктор Ющенко заявил, что в ЕЭП «экономика
должна опережать политику», дабы Украина «увидела реализацию национальных
интересов». «Амбициозной целью» для ЕЭП он назвал «создание зоны свободной
торговли». Украинского лидера особо интересовали «условия формирования единого
транзитного пространства, унификации тарифов, работы пограничных и таможенных
служб». При этом, по его мнению, пока не может идти речь о создании
наднациональных органов ЕЭП, хотя со временем к этому придут.
«Тот факт, что в Астане Ющенко неожиданно много говорил
о ЕЭП, свидетельствует или об определенном пересмотре позиций Украины, или о
продолжении традиций «многовекторности», - заявил «Времени новостей» украинский
политолог, шеф-редактор журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало. - Хотя
декларируются цели вступления в Евросоюз, тема ЕЭП в последние дни стала
доминирующей. Возможно, в отношении ЕЭП имеет место определенный закулисный торг
с влиятельным российским бизнесом и Кремлем. Ведь окружение Ющенко мало
отличается от окружения Кучмы. Не исключено, что во внешней политике Украины
присутствуют родимые пятна «кучмизма»: когда на Востоке говорят о ЕЭП, а на
Западе - о ЕС».
Конец нефтяного блефа или Почему наш президент не крутил задвижки БДТ
03.06.2005.
Республика (Казахстван)
Тулеген Аскаров
Как известно, в последнее время отношения между Астаной
и Вашингтоном стали особенно напряженными из-за скандала «Казахгейт», а также
событий в Кыргызстане и Узбекистане, которым наш официоз пытается дать выгодную
для себя интерпретацию, весьма далекую от истинной картины произошедшего. Однако
последний демарш руководства Казахстана в Баку превзошел все ожидания - отказ
подписать соглашение о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу
Баку-Тбилиси-Джейхан стал прямым вызовом американской внешней политике в нашем
регионе и на Кавказе.
О том, какой неприятный сюрприз преподнес глава нашего
государства своим высокопоставленным визави в Баку, похоже, поняли не все и уж
точно не сразу. Поначалу растерялись даже официальные СМИ Казахстана: в
видеосюжетах и фоторепортажах было ясно видно, что президента Казахстана нет в
группе президентов Азербайджана, Турции и Грузии, открывавших задвижки новой
трубы. Между тем в текстовках из Баку упорно утверждалось, что глава нашего
государства принял участие в церемонии открытия БТД. И лишь несколько позже
тексты сообщений и видеоряды к ним из Баку стали совпадать – теперь показывали
торжественную церемонию, предшествовавшую собственно пуску трубопровода, в
которой и в самом деле принял участие Нурсултан Назарбаев. В итоге вышло
довольно странное виртуальное зрелище – большинство телезрителей и читателей так
и не поняли, участвовал ли казахстанский президент в церемонии запуска новой
трубы, и пошла ли по ней казахстанская нефть…
Хорошее начало с плохим концом
На самом же деле все выглядит совсем иначе – наш
президент побывал в Баку, участвовал в открытии трубопровода, но не крутил
задвижки БТД, поскольку отказался подписать главный документ - соглашение о
транспортировке казахстанской нефти по нефтепроводу. В результате получился
международный скандал, который умело скрыли за плотной информационной завесой.
Впрочем, все равно было заметно, что президенты Азербайджана и Грузии
присутствовали на церемонии явно не в лучшем расположении духа – скорее всего,
по причине глубокого разочарования демаршем казахстанского партнера.
Последний, кстати, тоже выглядел чем-то сильно
расстроенным. Что именно президенты не поделили в канун этого исторического
события, и почему Астана не подписала соглашение о транспортировке казахстанской
нефти по трубопроводу БТД, так и осталось непонятным.
Между тем, в канун приезда Нурсултана Назарбаева в Баку
оттуда звучали самые оптимистичные заявления. Говорилось о том, что в ходе
заседания двусторонней межправительственной комиссии по экономическому
сотрудничеству был согласован целый ряд документов, включая и злосчастное
соглашение о транспортировке казахстанской нефти по БТД. В том, что этот
документ был готов к подписанию, мало кто сомневался – об этом заявляли в Баку
накануне визита главы нашего государства министр энергетики и минеральных
ресурсов Владимир Школьник и вице-премьер Азербайджана Аббас Аббасов. Причем
последний даже заявил, что этот документ был не только подготовлен, но и
парафирован.
Руководство азербайджанской национальной компании
«ГНКАР» в день запуска новой трубы сообщило, что соглашение представлено
президентам двух государств. До этого казахстанская сторона посылала в Баку
бодрые сигналы из Актау. Там глава нашего государства принимал первый
казахстанский нефтетанкер и впервые же осуществил пуск нефти, предназначенной
для БТД, с насосной станции терминала на танкер. Так же Назарбаев подчеркнул,
что отныне БТД правильнее называть «Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан», то есть АБТД.
Однако после перелета с казахстанского берега Каспия на противоположный он
почему-то принял решение не подписывать соглашение, без которого новый
трубопровод заведомо обречен на банкротство.
Версии и предположения
Конечно, версии причин столь неожиданного решения
руководства нашей страны могут быть самыми разными. Начнем с того, что вокруг
БТД явно столкнулись интересы России и США. Судя по комментариям официальных лиц
в Баку, для азербайджанской стороны, а также для Грузии, Турции, США и других
западных стран-участниц этого проекта самым важным в БТД является разрушение
российской монополии на транспортировку углеводородов из СНГ.
Действительно, в составе акционеров БТД из
государств-участников представлен только Азербайджан, национальная нефтяная
компания которого – «ГНКАР» - владеет 25% долей в этом проекте. Еще 30,1%
принадлежит британской «ВР», а остальными участниками являются «Unocal» (8,9%),
«Statoil» (8,71%), «TPAO» (6,53%), «Itochu» (3,4%), «Amerada Hess» (2,36%),
«ENI» (5%), «ConocoPhilliрs» (2,5%), «Inрex» (2,5%) и «Total» (5%) (из этих
компаний четыре – «ENI», «ConocoPhillips», «Inpex» и «Total» - участвуют в
контракте на разработку месторождения Кашаган).
Поэтому можно утверждать, что проект БТД в большей
степени британо-азербайджанский, а для США он важен в первую очередь своей
политической составляющей, поскольку явно наносит урон российским интересам.
Потери россиян составят как минимум 10 млн. тонн азербайджанской нефти в год,
которая прокачивается сейчас по нефтепроводам Баку-Новороссийск и Баку-Супса.
Кстати, вряд ли у российской стороны вызвало оптимизм и
предложение реверсировать нефтепровод Баку-Новороссийск, дабы качать уже
российскую нефть в Турцию по контролируемому западными компаниями маршруту.
Частные российские компании просто не могут отказаться от такого предложения,
поскольку по оценкам азербайджанских властей тариф на прокачку нефти по БТД
составляет $3 с «хвостиком» за тонну, тогда как по трубе Баку-Новороссийск –
почти $16.
От использования этого трубопровода с лета намерена
отказаться «Азербайджанская международная операционная компания» (АМОК), в
которой первую скрипку играют британцы. По мнению руководства компании, россияне
«бодяжат» нефть в этой трубе, ухудшая качество азербайджанского «черного» золота
за счет смешивания с низкокачественными сортами российской нефти. Взамен «АМОК»
собирается доставлять нефть на мировые рынки по железной дороге, а затем
воспользоваться услугами БТД.
Масла в огонь российского недовольства подлил и
азербайджанский президент Ильхам Алиев, подчеркнувший, что реализация проекта
БТД не была бы возможна без постоянной политической поддержки США. А компанию
«ВР» он вообще назвал «неотделимой частью» азербайджанского общества.
Не удивительно, что российских высокопоставленных
представителей на церемонии открытия БТД не было заметно. Вполне возможно, что и
казахстанская сторона решила не подписывать ключевое соглашение по БТД, понимая,
что ответные меры Кремля не заставят себя ждать – ведь по совпадению как раз в
это же время в Москве шли трудные переговоры по расширению мощностей еще одного
нефтепровода – КТК. Россияне заняли жесткую позицию, выбивая для себя серьезные
уступки, сулящие заметные убытки другим участникам этого консорциума.
В итоге этого мощного давления пять из семи выдвинутых
правительством России условий расширения КТК фактически оказались
согласованными, включая повышение тарифов на прокачку нефти, а по оставшимся
двум была достигнута частичная договоренность, в том числе и по самому
болезненному вопросу - о корпоративном управлении КТК. Отсюда легко понять,
почему официальные СМИ нашей страны так настойчиво подчеркивали, что Нурсултан
Назарбаев оказался чуть ли не единственным на торжественной церемонии пуска в
эксплуатацию азербайджанского участка нефтепровода БТД, кто упомянул российское
направление транспортировки казахстанской нефти, не говоря уже о Китае и Иране.
Есть и другая возможная причина казахстанского демарша –
скандал «Казахгейт» и предстоящие у нас президентские выборы. Поскольку
администрация США явно не намерена спускать «Казахгейт» на тормозах, да еще
позволила себе пригласить в Вашингтон лидера объединенной оппозиции Жармахана
Туякбая, казахстанский президент мог решить просто «насолить» Вашингтону,
отказавшись подписывать упомянутое соглашение. Во всяком случае, если судить по
телерепортажам из Баку со встречи президента Казахстана с министром энергетики
США Самюэлем Бодманом, обе стороны не выражали заметного удовольствия от обмена
мнениями.
Как бы то ни было, в итоге архитекторы проекта БТД
попали в неловкое положение – труба у них есть, а вот нефти для ее заполнения
пока не предвидится. Насколько уместен в данном случае торг, гадать не
приходится, – если в Вашингтоне и вправду заинтересованы в успехе БТД, то теперь
властям США придется немало поработать с Астаной, чтобы казахстанская нефть
пошла в БТД.
Труба есть, а вот нефти – нет?
Впрочем, раз уж речь зашла о нефти для заполнения БТД,
то стоит уделить внимание и еще одной версии, по которой казахстанская сторона
отказалась подписывать соглашение о присоединении к этому маршруту. Причина эта
настолько банальна и ужасна одновременно, что ставит на карту не только нефтяное
будущее нашей страны, но и в целом компетентность ее нынешнего руководства. А
суть в том, что на последнее просто могло снизойти просветление и понимание
того, что требуемой для БТД нефти в Казахстане просто нет…
Конечно, и в дурном сне сегодня никому не привидится,
что большой нефти на Кашагане нет. В том, что она там есть, нас заверили и
ведущие нефтяные компании мира, и официальные лица Казахстана. Причем если ранее
говорилось исключительно о сказочных 150 млн. тонн «черного золота», которые
будут добываться в Казахстане в относительно далеком 2015 году, то, выступая в
Актау, глава государства обозначил более близкий по времени ориентир - 100 млн.
тонн нефти к 2010 году.
Конечно, когда такие вещи заявляет главный претендент на
пост президента на предстоящих выборах, то никак нельзя исключить здесь элемент
популизма и элементарного пиара, - ведь фактически Нурсултан Назарбаев пообещал
в ближайшее пятилетие увеличить добычу нефти в стране почти вдвое, поскольку в
прошлом году было добыто 59,4 млн. тонн. С другой стороны, и без Кашагана добыча
нефти в Казахстане может достигнуть этого уровня, - поскольку в 2003 году добыча
нефти составила 51,5 млн. тонн, то легко подсчитать, что, прибавляя по 8 млн.
тонн ежегодно, этот показатель за пятилетие и так вырастет до 100 млн. тонн. Так
что вроде бы искомое количество нефти должно будет добываться в любом случае.
Другое дело, хватит ли ее для того, чтобы досталось для
БТД. По оценкам азербайджанской стороны, потребуется 20-25 млн. тонн
казахстанской нефти для заполнения новой трубы. Премьер-министр Даниал Ахметов
на встрече со своим турецким партнером Реджепом Эрдоганом заявил даже о 30 млн.
тонн нефти, предназначенных для БТД, но это уже выглядело откровенной
хлестаковщиной. На первых порах БТД должно хватить и 7,5 млн. тонн, поскольку в
полном объеме трубопровод начнет работать как раз к тому моменту, когда с
Кашагана пойдет первая нефть.
Однако дело в том, что в ближайшие несколько лет
произойдет увеличение пропускной способности трубопровода КТК до 50 млн. тонн к
началу 2008, а затем до 67 млн. тонн к 2009 году, что потребует почти 40 млн.
тонн дополнительной нефти. По трубопроводу из Казахстана в Китай, который
вступит в строй в предстоящий День независимости, пойдет первоначально 10 млн.
тонн нефти, а потом и 20 млн. тонн. А ведь еще есть трубопровод Атырау-Самара,
иранское направление и, наконец, растущий внутренний рынок нефтепродуктов,
требующий увеличения переработки нефти. Кроме того, нельзя забывать и о просьбе
Украины, которой нужна нефть для трубы по маршруту Новороссийск – Броды, а также
о недавнем предложении Беларуси увеличить поставки из Казахстана и для нее.
Таким образом, в ближайшее пятилетие добыча «черного
золота» в нашей стране должна вырасти не до 100 млн. тонн, а как минимум до
120-130 млн., иначе Казахстану придется либо отказаться от своих обязательств по
некоторым из намеченных направлений экспорта, либо признать, что его руководство
переоценило возможности своей страны, или, говоря проще, блефовало.
Кстати, такое в новейшей истории нефтедобывающих стран
СНГ уже имело место – покойный лидер Азербайджана когда-то широким жестом
пригласил западных нефтяников добывать сказочные углеводородные богатства, якобы
скрытые в недрах шельфа Каспия, прилегающего к его стране. Увы, большой нефти
там не оказалось, из-за чего целый ряд иностранных инвесторов свернул работы, не
солоно хлебавши.
Halliburton не прошла казахскую таможню
14.06.2005.
Газета.Ru
Галина Базина
Власти Казахстана нашли, как отомстить Вашингтону за
постоянные обвинения в коррупции и нарушении демократических норм: они обвинили
компанию Halliburton, близкую к администрации США, в уклонении от уплаты
таможенных платежей. По факту возбуждено уголовное дело.
Информационное агентство «Казинформ» в пятницу
опубликовало сообщение, что вторая в мире сервисная компания Halliburton (США),
чей филиал работает в Казахстане с 1990-х годов, уклонилась от уплаты таможенных
платежей и потому должна заплатить в бюджет $230 млн.
Пресс-секретарь Halliburton рассказала агентству
Reuters, что компания направила письмо в таможенную службу Казахстана, в котором
отрицает свою вину и указывает, что «полностью выполняет требования казахского
законодательства». Пресс-секретарь также сообщила, что, по ее мнению, компании
предстоит выплатить $230 тыс., поскольку в официальных документах была указана
сумма штрафа 30,5 млн тенге, тогда как при пересчете этой суммы в доллары по
курсу 133,26 тенге за доллар, согласно котировкам Казахской товарной биржи в
пятницу, она должна составить $230 тыс. Но представитель компании не смогла
подтвердить сумму претензий.
По сообщению агентства «Казинформ», филиал Halliburton
нарушил таможенное законодательство, поскольку применил ввезенное в страну на
льготных условиях оборудование на проектах, не попадающих под таможенные
льготы.
Halliburton работает в Казахстане в качестве
субподрядчика нефтяных компаний – Agip, Kazakhoil-Aktobe и Tengizchevroil (ТCO)
(совместное предприятие Exxon Mobil, Chevron и «Казмунайгаз»). Agip и ТCO
освобождены от уплаты налогов и пошлин, а за оборудование, ввозимое в Казахстан
на их проекты, таможенные пошлины не взимаются.
«При ввозе товаров и техники для их проектов таможня
начисляет пошлины, но они не взимаются. Однако эти товары должны находиться под
контролем таможенников, чтобы в любое время можно было убедиться, что они
эксплуатируются только в определенных проектах», – пояснил начальник управления
по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля Казахстана по
Атырауской области Талгат Каримов. В ходе проверки выяснилось, что некоторые
товары и оборудование (компьютеры, расходомеры, бетономешалка, полуприцеп,
преобразователи и др.) на момент проверки отсутствовали.
По информации Каримова, это оборудование «давно
эксплуатируется на других объектах, что может допускаться лишь при условии
уплаты компанией всех начисленных таможенных пошлин». Отсюда и возбуждение
уголовного дела.
Партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры»
Валерий Тутыхин утверждает, что «комментировать ситуацию, исходя исключительно
из казахского уголовного права, не имеет смысла, учитывая особый статус
американской Halliburton. Здесь слишком много политики», – говорит он.
Действительно, у американской Halliburton особое положение.
Компания очень близка к администрации США и, в
частности, к вице-президенту Дику Чейни.
Не случайно она смогла без всяких конкурсов заполучить
крупные контракты для снабжения американских войск в Ираке. «Между претензиями к
ней и претензиями к администрации США можно ставить знак равенства», –
подчеркивает эксперт.
«В пиар-плоскости у властей Казахстана есть повод
нанести встречный удар по американцам. В 2002 году США в рамках уголовного дела,
возбужденного против торгового банкира Джеймса Гиффена, высшее руководство
Казахстана обвинили в получении взяток. Президенту Нурсултану Назарбаеву даже
отказали во въезде в США. Счета казахских чиновников в Европе были арестованы,
поскольку американцы утверждали, что источником денег стали взятки, полученные
от нефтяных корпораций. Это был страшный удар для репутации казахских лидеров.
Теперь у них есть повод расквитаться и доказать, что американцы и сами не
безгрешны. Возможно, попросят кого-то выслать из страны», – говорит Тутыхин.
Звездный юбилей
03.06.2005. Новая
политика
Аждар Куртов
2 июня 2005 года исполнилось 50 лет знаменитому
космодрому Байконур. Собственно говоря, сама эта дата весьма условна. В этот
день полвека назад была издана директива Генерального штаба СССР, в которой
определялась организационно-штатная структура Научно-исследовательского
испытательного полигона Министерства обороны СССР (другое название – Пятый
государственный испытательный космодром). Необходимость же в полигоне была
связана с решением советского руководства создать эффективное средство доставки
термоядерного оружия – межконтинентальную баллистическую ракету.
Поиск места для будущего полигона начали еще в 1953
году. Помимо известного астрофизического фактора – зависимости величины
выводимого "полезного груза" от близости места старта ракеты к экватору,
руководствовались и другими вводными. В начале 50-ых годов управление ракетой
было возможно только при помощи наземных радиоустановок, а это означало, что
местность старта не должна была быть гористой. Кроме этого приходилось учитывать
близость транспортных железнодорожных коммуникаций, поскольку блоки ракет были
весьма внушительных размеров и другими видами имевшегося в то время транспорта
просто не могли быть доставлены к месту назначения. Само собой разумеется,
важным критерием была безопасность и секретность будущего объекта. Экология
стояла на одном из последних мест, но и она принималась в расчет: отделившиеся в
полете ступени ракет не должны были падать на крупные населенные пункты.
В итоге всем этим критериям лучше всего соответствовала
казахстанская степь у разъезда Тюратам недалеко от Сырдарьи и железнодорожной
ветки Москва – Ташкент. Казахский же аул Байконур, давший имя легендарному
космодрому на самом деле находился в совсем другом месте – примерно в 300
километрах и там лишь имитировали строительную активность для дезинформации
вероятного противника.
Само строительство на объекте началось в январе 1955
года силами военных строителей (ранее в СССР для подобных целей использовали
труд заключенных). Одновременно возводились и жилые строения, и промышленные
базы, и стартовый комплекс, и подъездная железная дорога. При этом жизнь то и
дело вносила свои коррективы в первоначальные планы. Так понадобилось возвести
защитную дамбу на Сырдарье от разливов этой реки, значительно увеличить объемы
жилищного строительства в городе, где должны были проживать обслуживающие
полигон специалисты. Сам город до 1995 года именовался Ленинск.
Космодром возвели в рекордные сроки (что, впрочем, было
в порядке вещей в советскую эпоху) – уже 15 мая 1957 года здесь был осуществлен
первый старт ракеты Р-7, созданной Королевым. Вскоре космодром стал регулярно
работать по двум направлениям – космонавтики и испытания боевых
межконтинентальных баллистических ракет. 12 апреля 1961 года с Байконура
стартовал в космос на корабле "Восток" первый землянин – Юрий Гагарин.
С тех пор Байконур немало потрудился на благо Родины:
здесь проходил обкатку и ее ракетно-ядерный щит и крепла мировая слава
космической державы. Около 30 % запусков военного назначения осуществлялись
именно с этого полигона. Общая площадь объектов космодрома достигла 6717 кв.
километров. Космодром тянется на 85 км. с севера на юг и на 125 км. – с запада
на восток. К нему относятся также и измерительные пункты, находящиеся на
расстоянии до 500 км. по трассе полета ракет, а также поля падения отработанных
ступеней носителей (22 участка общей площадью 4,8 млн. га). Непосредственно на
космодроме расположены стартовые площадки всех основных типов российских
ракетоносителей: "Протон", "Зенит", "Энергия", "Молния", Циклон", "Союз",
"Восток". Основными объектами считаются 52 стартовых комплекса, 34 технические
позиции, 3 вычислительных центра, 2 механосборочных завода, 2 аэродрома,
ТЭЦ.
Но с распадом СССР для Байконура наступили тяжелые
времена. Построенный на средства союзного бюджета этот космодром оказался на
территории суверенного государства Казахстан. Россия не могла себе позволить
построить замену Байконуру – это потребовало бы слишком больших затрат. Но
попытки использовать иные космические стартовые площадки принимались
неоднократно: в качестве дублеров задействовали космодромы Плесецк, Свободный,
были проекты запусков ракет с плавучих площадок "Морской старт" и даже с
космодрома Куру во Французской Гвиане.
Все это происходило не от хорошей жизни. Казахстан
вначале объявил космодром Байконур своей собственностью, причем сделал это еще
до юридического распада СССР. Несколько лет руководство Казахстана лелеяло
надежду на то, что ему удастся найти более выгодных, чем Россия партнеров по
эксплуатации космодрома. Велись переговоры и с американцами, на космодроме
побывал даже министр обороны США. Параллельно России выдвигали заведомо
завышенные требования о возможных условиях продолжения эксплуатации Байконура,
где сумма аренды доходила до 7 млрд. долларов в год. Кроме этого казахстанские
политики предлагали России уплатить некую сумму "экологической контрибуции" –
ущерба, нанесенного Казахстану запусками ракет. Цифры при этом брались, что
называется "с потолка", и поэтому они достигали чуть ли не 20 млрд. долларов.
Интересно отметить, что одним из инициаторов таких акций в начале 90-ых годов
был первый космонавт Казахстана, ставший депутатом, – Аубакиров. Россия же
предлагала выплачивать за аренду 80 млн. долл. в год.
Затягивание решения проблемы статуса Байконура привело к
его определенной деградации: наземная инфраструктура частично была разрушена,
часть оборудования расхищена. Свидетели утверждали, что казахи умудрялись
верблюдами вытягивать из земли медные кабели.
После утомительных споров об условиях аренды, 28 марта
1994 года в Москве было подписано Соглашение об основных принципах и условиях
использования космодрома Байконур сроком действия на 20 лет. Россия брала
обязательство выплачивать за аренду ежегодно 115 млн. долларов, половину этой
суммы – "живыми деньгами", а остальное зачитывалось ответными услугами России, а
также долгами Казахстана. На эти цифры стоит обратить внимание и потому, что
недавнее заявление президента Украины, возжелавшего увеличить арендную плату за
дислоцирование российского Черноморского флота, как видим, несостоятельно хотя
бы потому, что Ющенко оперировал цифрой в 200 млн. долларов, приводя пример
Байконура.
По условиям соглашения право собственности на недвижимое
и движимое имущество, создаваемое и поставляемое после 31 августа 1991 года,
принадлежит стороне, осуществляющей финансирование его создания, приобретения и
поставки. Новое строительство на территории Байконура стало возможно только
после согласования с казахстанской стороной.
Позднее еще не раз между Россией и Казахстаном возникали
трения по поводу эксплуатации Байконура. Был период, когда казахстанские власти
запрещали старты ракет "Протон", известна скандальная история с налогами, когда
администрации города Байконур использовала предоставленные льготы фактически для
не совсем законного предпринимательства.
Но сейчас Байконур живет другим. В январе 2004 года было
подписано новое компромиссное соглашение об условиях аренды. Ставки арендной
платы остались неизменны, а срок ее был продлен до 2050 года (за этот период
Россия выплатит Казахстану порядка 5,3 млрд. долларов).
Казахстан, получая большие доходы на волне
стремительного роста мировых цен на энергоносители, стал настаивать на своем
большем участии в космических программах Байконура. В декабре этого года будет
запущен на орбиту первый казахстанский спутник связи "КазСат". За это Казахстан
выплатит 65 млн. долл. (сумма небольшая, если учитывать, что только запуск
спутников обычно обходится в 40 млн. долл.). Для Казахстана это явно выгодно,
поскольку пока он вынужден платить за аренду чужих (в основном американских)
спутников от 25 до 30 млн. долл. ежегодно.
Но еще более грандиозный рывок в космонавтику Казахстан
рассчитывает совершить с созданием ракетно-пускового комплекса "Байтерек". С его
помощью в будущем будут осуществляться старты российских ракет типа "Ангара".
Казахстан финансирует этот проект, вкладывая в него 220 млн. долларов.
Соответственно в будущем он будет иметь и право собственности и дивиденды от
запусков. А поскольку "Ангара" сегодня – это самая экологически безопасная
ракета (и самая "работоспособная" – она может доставлять на орбиту на 20 %
больше грузов, чем "Протон"), то нельзя исключать, что после начала эксплуатации
комплекса "Байтерек" вновь начнутся проблемы с запусками иных российских
ракетоносителей. Ведь последние будут уже конкурентами космического
казахстанского бизнеса.
В этом отношении вызывает недоумение, почему российское
правительство, имея за прошлый 2004 год 4-х процентный профицит бюджета (а это в
стоимостном выражении порядка 25 млрд. долл.), не нашло этим деньгам лучшего
применения, например, в форме инвестиций в ту же космонавтику. В любом случае
полувековой юбилей Байконура должен настраивать и на размышления о том, что
будет с этой звездной гаванью в будущем.
Назарбаев не отдаст власть никогда
09.06.2005.
Независимая газета
Анатолий Гордиенко, Виктория Панфилова
Старшая дочь президента Казахстана, лидер партии «Асар»
(«Всем миром») Дарига Назарбаева, знает, как сохранить власть отца еще на семь
лет и кто сменит Нурсултана Назарбаева после 2013 года, когда по закону тот
будет обязан сложить с себя полномочия главы государства.
Выступая во вторник на съезде «Асара», Дарига Назарбаева
первой из президентского окружения публично признала: в Казахстане существует
реальная угроза цветной революции, аналогичной тем, что случились в последнее
время на постсоветском пространстве. Поэтому действующая власть не имеет права
спокойно наблюдать за попытками организовать в Казахстане «насильственную
демократизацию».
Столь резкой критики в адрес исполнительной власти никто
не ожидал. В кулуарах съезда заговорили: «Дарига явно будет баллотироваться на
пост президента». Однако та заявила, что о президентском кресле даже не
мечтает.
Слухи о дочери-преемнице в казахстанских политических
кругах появились год назад, сразу после создания партии «Асар». Но сейчас Дарига
Назарбаева считает главным обеспечить победу отца на предстоящих выборах и
подбор ему достойного преемника через семь лет. В том, что такой преемник нужен
и обязательно появится, дочь президента не сомневается: «Путин появился за
полгода до того, как стал президентом». А значит, в определенный час «Х»
преемник появится и в Казахстане.
При этом аналитики не исключают, что отказ Назарбаевой
от президентских амбиций может оказаться лишь тактическим ходом «семьи». Тем
более что, согласно данным социологической службы Национального агентства
«KazRATING», по итогам мая именно она возглавляет рейтинг-лист общественных
деятелей страны.
В то же время не исключается, что через семь лет
Нурсултан Назарбаев может передать президентскую власть нынешнему акиму (главе
администрации) Алма-Аты Имангали Тасмагамбетову – одному из самых молодых
политиков в президентской команде, который уже побывал премьер-министром и
главой администрации президента. Фигурирует в списке возможных преемников и
спикер верхней палаты казахстанского парламента Нуртай Абыкаев, по Конституции
являющийся вторым лицом в государстве.
При этом в список будущих преемников не попадает муж
Дариги Назарбаевой, в недавнем прошлом замглавы Комитета нацбезопасности, а ныне
посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев. Как сказал «НГ» директор аналитического
центра «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев, «шансов стать преемником у
президентского зятя нет никаких». Считается, что между ним и Нурсултаном
Назарбаевым произошел серьезный конфликт, а его назначение послом является
обычной политической ссылкой.
Единый кандидат в президенты страны от оппозиции, лидер
движения «За справедливый Казахстан» Жармахан Туякбай, комментируя заявления
дочери Нурсултана Назарбаева о необходимости передачи власти в стране
«правильному» преемнику, сказал «НГ», что «сильно сомневается» в реальности
подобной схемы. «Пока совершенно очевидно, что при той сверхцентрализованной
системе власти, которую построил действующий президент, он никому не может
доверять в полной мере. Президент стал заложником созданного им же авторитарного
режима». Как считает лидер оппозиции, народ не примет никакого преемника без
полной ревизии того, что творилось в Казахстане за последние полтора
десятилетия. К тому же любой спущенный сверху преемник неизбежно встретит самый
агрессивный отпор со стороны какой-либо части кланово-семейного окружения
Назарбаева, а начавшаяся борьба за власть окончательно дестабилизирует
обстановку в стране.
В то же время и Туякбай, и многие другие казахстанские
политики уверены, что «программные заявления» лидера пропрезидентской партии
«Асар» появились неспроста, что тем самым команда Назарбаева дала понять, что
очередные президентские выборы в стране состоятся именно в декабре нынешнего
года, а не год спустя. «Возможно, Дарига Назарбаева поспешила с обнародованием
планов отца удержать власть как минимум до 2013 года и контролировать страну на
долгие годы вперед, – сказал «НГ» Жармахан Туякбай. – Но это может быть и своего
рода пробным шаром, запущенным с целью определить реакцию общества».
Казахстан зачищает неправительственные организации
10.06.2005.
Коммерсант
Владимир Соловьев
Чтобы предотвратить "оранжевую революцию"
Вчера верхняя палата парламента Казахстана одобрила в
первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательство
об обеспечении национальной безопасности. Поправки ужесточают контроль за
функционированием партий, СМИ и неправительственных организаций (НПО). Авторы
проекта не скрывают, что новая инициатива разрабатывалась под предстоящие в
январе 2006 года выборы президента и направлена на сохранение действующей
власти. Противники изменений видят в поправках стремление подавить гражданские
инициативы.
Одобренный вчера в первом чтении законопроект
предполагает внесение поправок в целый ряд нормативно-правовых актов Казахстана.
В случае его окончательного принятия будут изменены и дополнены
гражданско-процессуальный, уголовный, уголовно-процессуальный и административный
кодексы, а также внесены изменения в законы "О свободе вероисповедания", "Об
оперативно-розыскной деятельности", "О СМИ", "О некоммерческих организациях" и
"О политических партиях". Документ, в частности, вводит запрет на "миссионерскую
деятельность" без регистрации в государственных органах и требует, чтобы
международные организации, действующие на территории страны, возглавлялись
гражданами Казахстана.
Тем временем депутаты нижней палаты парламента
приступили к обсуждению пакета поправок, ужесточающих государственный контроль
за деятельностью НПО. Поправки обязывают казахстанские организации не позднее
чем за десять дней уведомлять местные исполнительные органы власти о всех
планируемых мероприятиях, получать у государства разрешение на привлечение
зарубежных грантов и отчитываться перед властями о расходовании этих
средств.
Как заявил вчера Ъ один из разработчиков проекта,
депутат нижней палаты коммунист Ерасыл Абылкасымов, государство обязано защитить
себя от экспорта демократии через всяческие "оранжевые революции". "Нам известны
эти технологии. Революции делают протестный электорат и демократическая
оппозиция, качающая права человека на западные деньги,– сказал господин
Абылкасымов.– Плох тот лидер, который не может влиять на политическую жизнь
своей страны и противостоять внешнему вмешательству". По словам депутата, прежде
всего необходимо защитить главные интересы граждан: напоить, накормить, одеть и
обуть народ, а политикой и демократией интересуется лишь 15-20% населения,
поэтому эти вопросы нужно решать во вторую очередь. По поводу НПО господин
Абылкасымов заявил, что среди них есть организации, проводящие в стране
подрывную работу, финансируя оппозицию и натравливая ее на власть. Обезвредить
подобных агентов Запада, по мнению господина Абылкасымова, можно,
зарегистрировав их в государственных органах и поставив у руля граждан
Казахстана. "Мы не скрываем, что законопроекты принимаются под предстоящие
выборы и для защиты от псевдореволюций",– заключил депутат.
Единственной, кто на вчерашнем заседании верхней палаты
открыто выступил против принятия новых законопроектов и изменений по НПО, стала
оппозиционный сенатор Зауреш Батталова, входящая также в политсовет
общественного объединения "За справедливый Казахстан". В телефонном разговоре с
корреспондентом Ъ госпожа Батталова заявила, что эти инициативы подавляют
гражданскую инициативу в обществе и чрезмерно расширяют полномочия
государственных органов. "Очень многое в них направлено против свободы слова,
собраний, других базовых прав и свобод. Поэтому их нельзя рассматривать без
экспертизы конституционного совета",– отметила госпожа Батталова. В то же время
она выразила уверенность, что законопроекты благополучно пройдут все этапы
принятия, будут подписаны президентом и вступят в законную силу до выборов главы
государства. "Нурсултану Абишевичу необходима управляемая предвыборная кампания
и новый семилетний президентский срок",– заметила госпожа Батталова.
Инициативы законодательных преобразований в отношении
НПО не остались незамеченными в НАТО. Парламентская ассамблея альянса
подготовила доклад с жесткой критикой ситуации в Казахстане. В документе,
подготовленном к ноябрьской сессии НАТО в Копенгагене, среди прочего отмечается
препятствование местных властей деятельности НПО. Казахстан уже выразил
недовольство содержанием доклада и обратился к комитету по безопасности НАТО с
просьбой о его пересмотре.
|