Константин Затулин: «Приход Медведева – хорошая новость для всех, кто хочет искренних российско-украинских отношений»
04.03.2008,
Вовремя.info
Беседовал Денис Васильев
Мнение депутата Госдумы о
дальнейших отношениях РФ с Украиной и Грузией, о возможном пересмотре
результатов президентских выборов в России, а также о дальнейшем пребывании
Черноморского флота в Крыму.
Будет ли Медведев придерживаться
курса Путина? Кто действительно будет управлять страной – Путин или
Медведев?
Страной в действительности управляют власти. Власть в
России, как известно, состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и
судебной. Что касается высшего должностного лица России, то им в соответствии с
результатами выборов стал Дмитрий Медведев – президент Российской Федерации. К
сведению требую принять уже прозвучавшее после выборов его заявление о том, что
сохраняется предложение нынешнему президенту Владимиру Путину занять место
председателя правительства после инаугурации, после вступления президента
Медведева в должность. Это ответ на вопрос, кто именно будет возглавлять высшую
исполнительную власть в России. Законодательная власть, как вы знаете, тоже
прошла через выборы. Судебная власть у нас также, как и в других странах не
менялась, как и ряд других органов. Я думаю, что вот этот тандем Путин-Медведев
будет осуществлять верховное руководство, согласовывая решения. Естественный
вопрос, который многих волнует и будет продолжать волновать заключается том, а в
какой мере Путин и Медведев будут единомышленниками? Способны ли они при новом
распределении России обеспечить бесконфликтное сосуществование и взаимодействие
всех ветвей власти? Они полны решимости, чтоб действовать именно так. Они
постоянно заявляли в ходе самих выборов и у меня пока нет оснований им не верить
и если такие основания появятся, то я вам обязательно скажу.
Как изменятся отношения России с
Грузией и Украиной после назначения Медведева президентом?
Дело в том, что отношения с Грузией и Украиной, как
вообще международные отношения, – это отношения, на которые перемена лиц,
конечно, оказывает влияние, но существенно меньшее, чем на всякую другую
политику. Просто потому, что международные отношения так же, как и экология
формируются при участии огромного количества факторов. За долгие годы они не
поменялись ни от перемены лиц в Кремле и не от перемены лиц в Белом доме.
Я не думаю, что будут какие-то изменения в отношении между Грузией и Украиной,
которые не диктовались бы внутренней проблематикой этих отношений просто из-за
того, что Медведеву больше нравится Грузия, чем Украина. Такого нет. Медведев,
по крайней мере, глубоко вникал в дела Украины. В свое время он курировал
вопрос, связанный с развитием российско-украинских отношений, когда работал
главой администрации, а затем с него не была снята эта функция, когда он работал
в правительстве Российской Федерации, хотя у него появилось много других
конкретных обязанностей. Грузией, по крайней мере, так плотно и детально, как
Украиной, Медведев не занимался. Говоря о значимости отношений, то конечно
отношения важны со всеми соседями, но есть те, которые важнее среди равных.
Безусловно, для нас отношения с Украиной намного более серьезный вопрос, чем
отношения с Грузией. Сам характер Украины, ее масштаб, возможности, проблемы, с
которыми мы там сталкиваемся, абсолютно разные. В чем-то они, конечно, близкие
по каким-то вопросам, но в целом есть дополнительная проблематика. В Грузии,
например, стоит всерьез вопрос о русскоязычном населении Грузии, которого на
данный момент стало совсем мало. На Украине этот вопрос стоит и оказывает
влияние на отношения между нашими странами, между государствами. Я думаю, что
приход Медведева – это хорошая новость для всех, кто по-настоящему хотел бы
искренних российско-украинских отношений. Медведев не понаслышке знает эту
проблематику и не только как руководитель администрации или первый зам
председателя правительства, но и как председатель совета директоров «Газпрома»,
вовлеченного во все события на Украине. Он в них поневоле вовлечен. Как
это часто у нас в отношениях между Украиной и Россией делается вид, что все
хотят хороших отношений между странами. На самом деле тот или иной политик
выигрывал время или отвел глаза от России в тот момент, когда хочет совершенно
иного, хочет нанести, в конечном счете, ущерб российско-украинским отношениям и
интересам России в регионе. Для таких людей приход Медведева, конечно, плохая
новость, так как он в состоянии разобраться с теми или иными намерениях
политиков или политических деятелей в вопросах связанных с Украиной.
Какой будет дальнейшая позиция
России по Косово?
Она будет той же, что и была. Мы не намерены Косово
признавать, как законно созданное государство, и будем последовательно
противостоять тем попыткам легетимизировать Косово в международно-правовом
плане. Мы с сожалением отмечаем, что целый ряд государств поддались соблазну на
этом этапе признать Косово считая, что таким образом они свои интересы защищают.
Они их связывают в этом случае с признанием независимости Косово. Мы считаем это
грубой ошибкой и угрозой мировому порядку и международным отношениям. Поэтому мы
не будем идти по этому пути признавая Косово. От нас сейчас требуется сделать
свои выводы, и мы сейчас их начинаем делать в отношении этой проблематики. 13
марта мы проведем заседание в Госдуме относительно этой проблематики по
обращению к нам признания независимости Приднестровья, Абхазии и Осетии о
состоянии зон конфликтов.
Станет ли Путин в мае
премьер-министром?
Я убежден, что да.
Изменятся ли его отношения с
Медведевым?
Есть полномочия у президента и премьера, и они не
намерены их менять, как мы не раз слышали. Что касается внутреннего содержания
отношений, кто первым встает из-за стола и кто первым протягивает руку, я думаю,
что они в состоянии между собой как-то этот вопрос решить и не выносить его на
обсуждение широкой публики и явно не формализовать все это. Как будет на самом
деле, мы это позже увидим.
Демократично ли были проведены
президентские выборы в России? Есть ли смысл Жириновскому и Зюганову оспаривать
результаты выборов?
У проигравших кандидатов всегда свое амплуа. Есть
кандидаты, которые ищут причину проигрыша в недостатках своих или своей
политической силы и ее программы. Есть те, которые предпочитают искать
виноватого и видеть его всегда в победителе. Я не видел ни одного проигравшего,
который бы публично поддерживал бы во всех отношениях победителя и занимался бы
самобичеванием. Они, как правило, пытаются найти изъяны в его избирательной
компании и в результатах выборов и понять, почему я получил меньше. У нас, мне
кажется, излишне сосредоточены на том, чтобы, не ища в себе недостатков,
находить их во всех остальных. Что касается заявлений Зюганова и Жириновского –
это штатные заявления, так же как ни у кого не было сомнений, что Медведев
победит на этих выборах, точно также ни у кого не было сомнений, что Жириновский
и Зюганов будут говорить об антинародном режиме, а другой об антирусском режиме
в соответствии со своими политическими установками и будут таким образом
закреплять свой электорат за тем, чтобы он не перебежал на сторону победителя.
Они будут внушать своему электорату, что всему виной какие-то злоупотребления и
т.д. Если эти злоупотребления будут доказательными, то в таком случае в законном
порядке можно будет обсудить.
На мой взгляд, если фаворит был очевиден, от этого не
должно меняться наше отношение к выборам. Я слышал, еще будучи в Украине, от
политических противников России много ерничества по поводу того, что мы за
полгода до выборов знаем, кто станет президентом. Если ситуация в стране такова,
что слово действующего президента и его рекомендации являются императивом для
большинства избирателей ,на мой взгляд, – это очень здоровая и желаемая любым
государством в любой политической системе ситуация. Это означает, что власть
есть за что уважать и доверять ей. Вот радости по поводу того, что до последнего
момента мы не знаем, кто победитель, потому что никакого доверия ни к одному из
участников нет у большинства, вот это, на мой взгляд, плохой симптом для
государства. Я, например не могу сейчас в полной мере разобраться, чем
завершится очередной начинающийся развертывающийся кризис политический в
Украине. Украина живет в ситуации постоянных кризисов. Я думаю, что кому-то это
кажется зрелищным, у СМИ больше пищи для комментариев, но я не уверен, что
большинство жителей Украины радует такая ситуация. Честно говоря, мне кажется,
что им это основательно надоело.
Будет ли в ближайшее время
пересмотрена арендная плата за пребывание ЧФ РФ в Крыму?
Я не вижу для этого оснований, поскольку арендная плата
фактически привязана к иностранной валюте и эта арендная плата определена
соглашениями. Соглашения эти носят узаконенный характер и в России, и в Украине.
С этой точки зрения пересмотр арендной платы – это основания для того, чтобы
весь пакет подвергать пересмотру и сомнениям. Я не исключаю, что весь пакет
может быть подвергнут пересмотру правда не в связи с арендной платой за ЧФ РФ, а
в связи с односторонними шагами Украины направленными, по сути, на разрушение
договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Я имею в виду заявку на
присоединение к Плану действий относительно членства в НАТО. Эта заявка, по
сути, противоречит действующему договору между Украиной и Россией о
внеблоковости. Срок действия этого договора завершается в слещующем году, а за
полгода до завершения, то есть осенью 2008 года в соответствии с пунктом
договора вы должны принять для себя решение, либо мы оставляем договор в силе и
не выходим из него, или он, таким образом, автоматически продлевается, и мы
уведомляем Украину или Украина уведомляет нас о том, что одна из сторон договора
собирается выйти через полгода. Если Украина оказывается в плане действий, то
для нас это повод, для того чтобы заново оценить все за и против, взвесить их и
быть может, когда настанут соответствующие нормативные сроки осенью этого года
заявить о невозможности продления договора о дружбе, сотрудничестве и
партнерстве. Конечно, это очень серьезный вывод из развития российско-украинских
отношений, это, конечно, не объявление войны, не прекращение межгосударственных
отношений. У нас нет договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с США или с
Федеративной Республикой (Германией – ред.), но тем не мене у нас складываются
эти отношения, но это означает, что, безусловно, многие вопросу могут быть
подвергнуты сомнению, которые таким образом становятся неурегулированными.
Соглашение по Черноморскому флоту является приложением к договору и все это
вместе взятое придется оценивать. Я думаю, что в интересах РФ делать вид, что
есть дружба сотрудничество и партнерство с Украиной в то время, как украинская
сторона прилагает усилия к тому, чтобы не дружбы не сотрудничества, не
партнерства не было.
|