Казахстан – Евросоюз: перспективы энергетического взаимодействия
Андрей Грозин
По оценкам многих экспертов, как российских, так и
зарубежных, Казахстан является неоспоримым лидером среди стран СНГ по темпам
преобразования экономики и внедрения рыночных институтов.[1] Казахстан с
постоянным ростом ВВП, снижающейся инфляцией является примером экономического
успеха среди всех государств Центральной Азии. Этому способствовали создание
четких гарантий частной собственности и соблюдения контрактов, эффективная
приватизация, усиленное привлечение иностранного капитала, сохранение
внутриполитической и социальной стабильности. Все это привело к высоким темпам
экономического роста, в том числе, в энергетике. В рамках СНГ Казахстан уже
вышел на второе место после России по размеру ВВП на душу населения по паритету
покупательной способности.[2]
При этом развитие экономики Казахстана нельзя
рассматривать в отрыве от многовекторной внешней политики, проводимой его
руководством за годы независимости и направленной на экономическое
сотрудничество с максимальным числом зарубежных партнеров. Например, в русле
этого курса Казахстан активно участвует в основных интеграционных проектах на
постсоветском пространстве и, более того, ряд из них был непосредственно
инициирован президентом Н. Назарбаевым.
Экономическое взаимодействие Казахстана с другими
странами разворачивается в различных измерениях, включающих финансовые
трансакции, торговлю промышленными товарами и сельскохозяйственной продукцией,
развитие транспортных проектов, обмен трудовыми ресурсами и т.п. Тем не менее,
«центр тяжести» внешнеэкономической активности Казахстана до сих пор находится в
сфере экспорта энергоносителей, который является локомотивом роста национальной
экономики.
Согласно документам, утвержденным руководством
Казахстана, предусмотрены следующие основные цели и направления развития
топливно-энергетического комплекса:
– резкое увеличение доли страны на мировых рынках
энергоносителей за счет привлечения к нефтегазовым проектам инвестиций и
технологий крупнейших международных нефтяных корпораций;
– развитие системы экспортных трубопроводов для
транспортировки нефти и газа. Ликвидация транспортной и монопольной ценовой
зависимости;
– обеспечение энергетической независимости страны от
соседей;
– внешняя и имиджевая политика страны должны
способствовать усилению интереса крупных мировых держав к Казахстану как
поставщику энергетического сырья;
– массированный приток иностранных капиталов
рассматривается не только в аспекте развития энергетики, но и как гарантия
обеспечения безопасности страны.[3]
Казахстан с его - 11-м местом по запасам нефти в мире –
второй после Российской Федерации крупнейший производитель нефти на территории
бывшего СССР. В 2006 г. РК добыла 54,3 млн. тонн нефти, что на 6,8% превысило
показатель аналогичного периода 2005 г. Кроме того, в 2006 г. нефтедобывающими
предприятиями республики было извлечено 10,67 млн. т. газового конденсата и
25,65 млрд. кубометров природного газа.[4]
По словам Нурсултана Назарбаева, «Казахстан абсолютно
привержен тому, чтобы если не все сырье, то большая его часть проходила именно
по территории России».[5] По данным казахстанского лидера, Казахстан в 2006 г.
транспортировал через российскую территорию 43 млн. т. нефти и 24 млрд.
кубометров газа.[6] Весьма перспективным является проект прокладки
Прикаспийского трубопровода (ПКТ) мощностью не менее 20 млрд. куб. м, который
предполагается начать во второй половине 2008 года. Кроме того, РФ берется за
модернизацию и расширение трубопроводной системы Средняя Азия – Центр.
Строительство ПКТ станет, по нашему мнению, эффективным долгосрочным проектом,
отвечающим интересам не только России, но и ее центрально-азиатских
партнеров.
Астана официально заявила, что желает выйти в 2010–2012
гг. на рубеж в 90-100 млн.т. нефти и конденсата, а в 2015 г. - 120-130 млн.т.[7]
Не смотря на коррекцию прогнозов будущей добычи углеводородов РК, несомненно,
что и объем добычи нефти, и экспорт углеводородов из республики будут расти.
Только месторождение Кашаган, который рано или поздно будет введен в
эксплуатацию, даст (на пике добычи) 50 млн. т нефти в год.
По достаточно оптимистичному прогнозу Института геологии
нефти и газа РАН (ИГНГ), добыча нефти в Казахстане будет расти не так быстро,
как ожидалось в конце 90-х годов прошлого века, но достаточно впечатляющими
темпами и достигнет к 2010 году 87-88 млн. т, в 2015 году – 140-141 млн. т, в
2020 году – 168-170 млн. т, а экспорт, соответственно, составит в те же
временные периоды 70-75 млн. т, 120-125 млн. т и 145-150 млн. т.[8] Добычу газа
в 2015 г. предполагается довести до 43 млрд. кубометров, а объем экспорта газа –
до 24,8 млрд. кубометров.
Не будет преувеличением сказать, что ресурсный потенциал
Казахстана впечатляет. Сегодня республика опережает Кувейт по объему добычи
нефти. К 2015 году Казахстан планирует ежедневно экспортировать 3 миллиона
баррелей нефти - это больше текущего показателя Ирана.[9] Казахстан также
обладает крупнейшими запасами урана и является важным экспортером зерна.
Не стоит забывать и о ключевом геоэкономическом
положении республики, лежащей в самом сердце Евразии. Через казахстанскую
территорию проходит один из основных газопроводов Средняя Азия – Центр,
позволяющий поставлять узбекский и туркменский газ в Россию, на Украину, в
страны Закавказья, а в близкой перспективе – европейским потребителям.
Надо учитывать, что основным потребителем казахстанских
энергоносителей уже сейчас является Западная Европа. В настоящее время Казахстан
экспортирует туда ежегодно энергоресурсы на сумму, превышающую 10 млрд.
долларов. Собственно, именно энергетический фактор лежит в основе активного и
многомерного сотрудничества Казахстана со странами Европейского Союза. Это и
имели в виду Н.Назарбаева и Ж.Баррозу, когда в совместном заявлении (декабрь
2006 г.) назвали стратегическим сотрудничество РК–ЕС в сфере энергетики.
При этом принципами казахстанской энергетической
политики являются прозрачность контрактов и бизнес-схем, предсказуемость и
безопасность поставок, модернизация и расширение транспортных маршрутов.
Казахстан ясно заявляет о своем желании сотрудничать с
Европой. В этом году республика запускает экономическую программу под названием
«Путь в Европу», нацеленную на достижение большего соответствия законам,
стандартам и протоколам Европейского Союза.
Кое-кто на Западе выражает озабоченность по поводу якобы
имеющей место «чрезмерной активности» государства в экономическом секторе
Казахстана и некоем «ресурсном национализме» (по мнению автора, весьма
сомнительный и странный и в лексическом и в понятийном смысле термин,
прижившийся в среде западных экспертов и политиков). Выступая 6 февраля 2008 г.
с обращением к нации, президент Назарбаев ясно указал на то, что государство
будет усиливать свою роль «влиятельного и ответственного участника» в нефтяном и
газовом бизнесе. В соглашении от 14 января по Кашаганскому нефтяному
месторождению доля государственной компании КазМунайГаз в данном проекте
увеличилась вдвое и превысила 16 %.
Н.Назарбаев заявил, что государство планирует
пересмотреть те контракты по освоению природных ресурсов, которые демонстрируют
низкие показатели и недобросовестное отношение отдельных инвесторов к выполнению
контрактных обязательств, а также намерено играть более значимую роль в развитии
тяжелой промышленности и инфраструктуры. На самом деле, это весьма скромные меры
на фоне тех общемировых процессов, которые проявляют себя от Венесуэлы до
России. Ясно, что шаги по наведению элементарного порядка в отношениях с
иностранными инвесторами не могут повлиять на благоприятную инвестиционную
атмосферу и конкурентоспособность. Тем более это утверждение верно если
учитывать тенденции ясно наблюдаемые на сегодняшних мировых сырьевых рынках.
В последние годы, в связи с прогнозируемым ростом спроса
на углеводородное сырье, планы западных и казахстанских компаний о расширении и
углублении сотрудничества резко активизировались. Например, в последние два года
прорабатывается вопрос о возможном участии Казахстана в проекте Панъевропейского
нефтепровода (Pan European Oil Pipeline – РЕОР) и использовании его в качестве
одного из альтернативных вариантов поставок углеводородного сырья на европейские
рынки. Данный нефтепровод позволит разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, через
которые до сих пор осуществляется транспортировка значительных объемов нефти, в
т.ч. и компаниями, работающими в Казахстане.
Казахстан рассматривает возможность приобретения у
Греции и Болгарии доли в проекте нефтепровода Бургас-Александруполис, который
позволит поставлять нефть в Европу, также минуя черноморские Проливы. Реализация
проекта даст возможность осуществлять транспортировку каспийской нефти из
черноморских портов России, Украины и Грузии танкерами до порта Бургас, далее по
нефтепроводу до порта Александруполис, откуда нефть может поставляться
супертанкерами на рынки Юго-Восточной Азии, Индии и США. Проект сейчас
рассматривается как один из перспективных вариантов разгрузки турецких проливов.
Переговоры с Болгарией ведутся уже два года, в начале 2007 года начались
переговоры с Грецией. Доля Казахстана будет определена в ходе переговоров.
Также в Казахстане не исключают участия в реализации
других альтернативных маршрутов, например, нефтепровода Констанца (Румыния) –
Триест (Италия).
Проблема диверсификации маршрутов проходит «красной
нитью» через диалог Брюсселя и Астаны. Например, весной 2006 г. на встрече с
министром энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Б.Измухамбетовым
председатель Палаты Представителей Королевства Бельгия Х.Де Кроо сказал: «Мы
хотим иметь более чем одного поставщика энергоресурсов для того, чтобы
обеспечить энергетическую безопасность».
С точки зрения корпоративного интереса, важно отметить,
что в настоящее время в Казахстане работают такие крупнейшие европейские
компании как «ТоталФина», «Аджип», «ЭНИ», «Шелл», «Бритиш Газ», «Бритиш
Петролиум». Со временем, в случае расширения экономической деятельности этих
компаний в казахстанской экономике, возможно общее усиление позиций ЕС в стране
и в центрально-азиатском регионе в целом.
Стоит отметить, что на перспективы расширения
энергетического сотрудничества Казахстана и ЕС способствует и процесс выработки
Евросоюзом единой политики по отношению к Центральной Азии. Европейский союз
утвердил новую Стратегию в отношениях с государствами региона, рассчитанную на
период 2007-2013 г.г. Она была одобрена на заседании ЕС, проходившего 21-22 июня
2007 года. Новый документ сменил Стратегию 2002-2006 годов и разработан с учетом
предыдущего опыта. Новая Стратегия ставит перед собой следующие цели:
обеспечение стабильности и безопасности в регионе, оказание поддержки в целях
углубления устойчивого экономического развития, сокращение бедности и
установление более тесного сотрудничества в регионе и по отношению к ЕС.
Евросоюз стремится активно развивать сотрудничество со странами Центральной Азии
для поддержания мира, демократии и экономического благополучия в регионе. В
новой стратегии содержится обещание стран Евросоюза что, оказывая поддержку в
развитии нового транспортного коридора «Каспийское море - Черное море – Европа»,
ЕС «примет участие в развитии дополнительных трубопроводов, сетей и коридоров
для транспортировки энергоносителей».[10]
С вопросами энергетического взаимодействия – добычи,
транспортировки и, отчасти, переработки углеводородов, – тесно связано и
инвестиционное сотрудничество Казахстана и ЕС. Так доля европейских инвестиций в
казахстанские – по преимуществу, энергетические – проекты составляет примерно
14% от общего объема инвестиций в Казахстане. Причем большую часть европейских
инвестиций в казахстанскую экономику сделала Великобритания (12,6% от общего
объема инвестиций), далее следуют Нидерланды (2,6%), Германия (2%) и Италия
(1,7%).
Республики Центральной Азии ждут от ЕС инвестиций,
реальных проектов по диверсификации энергопоставок и поддержки инициатив,
направленных на региональную интеграцию. Необходимо четко разграничивать страны
региона, куда европейцы готовы инвестировать средства, и страны, куда
инвестировать на сегодняшний день не готовы. Казахстан получал и получает
большую часть инвестиций из Европы, предназначенных для стран Центральной Азии.
Узбекистан и Туркмения привлекательны в плане имеющихся на их территории
ресурсов, но если с Узбекистаном ситуация слишком сложна, то в Туркменистан
деньги пойдут только после того, как президент Гурбангулы Бердымухамедов сделает
туркменскую экономику более открытой. Таджикистан и Киргизия рассчитывать на
большие потоки инвестиций из Европы пока не могут.
Пока инвестиционные потоки, за исключением Казахстана, в
другие страны региона активно не пошли. Транскаспийские проекты газо- и
нефтепроводов не обрели реальных очертаний, и сегодня никто не даст гарантию,
что стадия их обсуждения может вывести их на уровень практического
осуществления.
По сути, ЕС в деле формирования единой и
непротиворечивой центрально-азиатской стратегии сталкивается с проблемами
структурного характера. Трудно придти к общему знаменателю, когда право голоса
имеют 25 государств ЕС. Стоит отметить, что необходимость энергетической
безопасности в Европе понимают по-разному. Поэтому позиция Евросоюза выглядит
еще неакцентированной - на выработку единой стратегии оказывают влияние
разногласия внутри самой структуры ЕС. Польша вкупе с прибалтийскими странами
ведет свою политику в вопросах привлечения энергоресурсов из Центральной Азии. В
случае с нефтеперерабатывающим заводом «Мажейкяй Нафта», которым владеет
польская компания «ПКН Орлен», Варшава пытается самостоятельно уговорить
Казахстан пустить нефть по нефтепроводу Одесса-Броды.[11] Если Евросоюз
погрязнет в длительных обсуждениях и презентациях стратегий, где не ясны
конечные цели, место Европы могут занять другие мировые центры силы.
В любом случае, рост экономической и дипломатической
активности стран Евросоюза в Казахстане и Центральной Азии в целом в последние
годы является фактом.
Например, летом 2007 г., в интервью казахстанским
информационным агентствам, министр иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайер
отметил, что Центральная Азия приобретает для Европы особое значение, а в
пределах Центральной Азии – Казахстан. Именно в энергетике – газовом и нефтяном
секторе – сотрудничество между ЕС и Казахстаном имеет большой, не исчерпанный до
сих пор потенциал. Кроме того, по его словам, Германия и Казахстан хотят сообща
работать над тем, чтобы наряду с сотрудничеством в сфере разведки полезных
ископаемых расширять и другие сферы, представляющие взаимный интерес, например,
сектора смежных поставок, профессионального обучения и повышения квалификации, а
также реализации экологических стандартов.[12]
Следует отметить, что Германия стала, по сути, первой
европейской страной, осознавшей важность Центральной Азии в том, что касается
обеспечения безопасности и энергетических возможностей региона. Незадолго до
своего председательства в ЕС и в «Большой восьмерке» Германия объявила о том,
что энергетическая безопасность будет одним из ее главных приоритетов. В январе
2007 г. состоялась встреча между федеральным канцлером А.Меркель и президентом
Н.Назарбаевым, в рамках которой стороны договорились интенсифицировать
двустороннее энергетическое партнерство.
С точки зрения Германии, экономическое пространство
Центральной Азии должно преодолеть свою раздробленность и наладить систему
тесных связей с соседними регионами, особенно с Кавказом. При этом оптимальный
путь для этого – взаимные инвестиции. В силу этого немецкие дипломаты
приветствовали предложение Казахстана участвовать в финансировании проектов ЕС в
рамках стратегии по Центральной Азии, в том числе и за рамками экономики
(например, образовательные инициативы).[13] Немецкая сторона внесла свой весомый
вклад в создание «Энергетической хартии» РК и ЕС.
Правительство Ангелы Меркель пытается диверсифицировать
энергетические поставки в страну (еще до прихода к власти Меркель Германия стала
вести политику уменьшения зависимости Европы от поставок энергоресурсов из
России), но есть и другая причина, которая лежит еще в социал-демократических
традициях Федеративной Республики. Еще со времен канцлера Вилли Бранда
правительство Германии пыталось строить отношения со странами Восточного блока
через диалог, через политику разрядки. Поэтому тесные контакты с Казахстаном для
немецкой стороны исключительно важны.
В целом, позицию Казахстана в отношениях со странами
Европейского Союза можно сформулировать в следующих пунктах:
- в широком привлечении европейского капитала для
оздоровления экономики республики, решения социальных и экологических
проблем;
- расширении торгово-экономических связей;
- использовании интегративного опыта ЕС в определении и
проведении собственной внешней политики.[14]
Таким образом, на сегодняшний день существуют все
предпосылки для того, чтобы отношения Казахстана и Евросоюза продолжали
развиваться стабильно и динамично. Их «материальной базой» является то, что,
начиная с первых лет независимости, Казахстан год за годом наращивает со
странами Европы сотрудничество в энергетической сфере. Судя по наблюдаемым
тенденциям, в дальнейшем это взаимовыгодное сотрудничество будет только
углубляться.
|