Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №187(15.03.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



МВФ и Таджикистан - "наказание" за недостоверность

09.03.2008. Немецкая волна

Н. Бухари-заде

В центре внимания политиков и общественности Таджикистана – неожиданное заявление Исполнительного совета МВФ. Руководство МВФ потребовало от РТ в срочном порядке вернуть предоставленные ему кредитные средства.

МВФ требует – НБТ готов

Речь идет о трех кредитных траншах МВФ, полученных предыдущие годы в рамках программы сокращения бедности и содействия развитию республики. Их общая сумма составляет почти 47,5 миллионов долларов США. В Фонде обнаружили, что деньги были выделены на основе неверной информации, представленной таджикскими властями, о размерах финансовых резервов правительства и Национального банка страны, а также о кредитной практике последнего. МВФ требует, чтобы Таджикистан вернул средства этих траншей вместе с накопившимися процентами не позднее 5-го февраля 2009 года. В четверг Нацбанк республики обнародовал весьма лаконичный комментарий к заявлению МВФ, суть которого изложена буквально в одном предложении: "Национальный банк Таджикистана имеет возможность в полном объеме и в установленные сроки своевременно выполнить решение, принятое исполнительным советом Фонда". Таким образом, своим заявлением руководство Нацбанка признало справедливость выдвинутых со стороны МВФ претензий и одновременно продемонстрировало решимость уладить неприятный инцидент.

Удар по "дышащей на ладан" экономике

Эксперты в Таджикистане считают, что заявление МВФ, а тем более необходимость срочного возврата кредита, будут иметь весьма серьезные политические и экономические последствия для Таджикистана. Ситуация, когда на столь высоком международном уровне вскрывается недостоверная информация, представляемая правительством Таджикистана, снижает уровень доверия к стране.

"Для внешнего мира это, конечно, говорит об уровне менеджмента в нашей экономической сфере. И, конечно, уровень политического доверия к нашей стране снизится. Что касается ситуации внутри страны, то после жесточайшего энергокризиса требование МВФ еще больше усугубляет наше положение. Почти 50 миллионов долларов – очень солидная для нас сумма. Она примерно равна нашим внутренним инвестициям, которые мы намеревались в этом году вложить в строительство Рогунской ГЭС. Думаю, что экономический блок правительства захочет возвратить эту сумму за счет внутренних резервов, то есть за счет налогового давления, что приведет к административному давлению и, в целом, это будет серьезнейшим ударом по экономике Таджикистана, которая и так "дышит на ладан", - высказывает мнение руководитель Фонда "ИНДЕМ", политолог Саймиддин Дустов.

А что же с имиджем?

Как полагают экономисты, инцидент с МВФ негативно скажется на инвестиционном рейтинге Таджикистана. "Конечно, это отрицательно отразится на международном имидже Таджикистана, на нашем инвестиционном имидже. МВФ является авторитетной международной организацией, и не только отдельные страны-доноры, но и крупные частные компании считаются с мнением МВФ. И особенно с мнением МВФ считаются крупнейшие рейтинговые компании. Они могут ввести в свои расчеты по определению инвестиционного рейтинга страны элементы риска, которые появляются от неправильных, ложных заявлений. Из этой ситуации нам нужно делать соответствующие выводы", - говорит завотделом Института экономических исследований республики Ходжимахмад Умаров.

Исполнение "наказания" будет отсрочено?

В то же время, МВФ слишком жестоко "наказывает" Таджикистан, который еще не оправился от зимнего энергетического и гуманитарного кризиса, считает Ходжимахмад Умаров. Требования о срочном погашении кредита можно было бы отсрочить до лучших времен. "Даже если МВФ прав, как можно после такого зимнего кризиса, когда потери, по официальным данным, составили более миллиарда долларов, и когда наша бюджетная система понесла такие потери из-за того, что 150 промышленных предприятий месяц не работали – после этого всего требовать, чтобы мы вернули им 47,5 миллионов долларов?! Можно было бы такие требования предъявлять в другое время, но не сейчас", - отмечает экономист.

Вместе с тем, оба эксперта полагают, что правительству Таджикистана путем переговоров удастся достигнуть компромисса с МВФ по вопросу сроков возврата требуемой суммы, и руководство Фонда все же пойдет на некоторые уступки.




МВФ поймал Душанбе на подделке финансовой отчетности

10.03.2008. Еurasianet

Камбиз Арман

Правительство Таджикистана, столкнувшееся с жесточайшим гуманитарным кризисом и накопившее огромную внешнюю задолженность, теперь оказалось еще и скомпрометированным в глазах международного сообщества. Один из главных кредиторов этой центральноазиатской страны, Международный Валютный Фонд, потребовал погашения займов на сумму свыше 47 млн. долларов. Фонд установил, что Душанбе подделал свою финансовую отчетность, дабы казаться более кредитоспособным.

На состоявшемся в начале марта заседании Совет директоров МВФ пришел к выводу, что Национальный банк Таджикистана предоставил зарубежному ссудодателю "неверную информацию" о состоянии хлопкового сектора страны, в котором занято большинство населения и который является главной статьей дохода Таджикистана. Банк также подправил данные о размере своих международных резервов, чистых внутренних активов и кредитной политике. Этот обман имел место еще до разразившегося этой зимой кризиса, когда неблагоприятные погодные условия привели к серьезным перебоям с электроснабжением и подачей тепла в Таджикистане.

"Совет директоров пришел к выводу, что Республике Таджикистан придется вернуть МВФ средства трех траншей, а именно тех, которые выделялись не в рамках инициативы по многостороннему списанию долгов", – говорится в заявлении банка от 6 марта. В общей сложности возврату подлежат примерно 47,4 млн. долларов.

На момент выделения МВФ этих траншей, Национальный банк Таджикистана проинформировал руководство фонда, что резервы банка составляют 450 млн. долларов, тогда как фактически они едва достигали трети этой суммы. Помимо этого, Национальный банк скрыл тот факт, что данные резервы уже служили обеспечением займов коммерческих банков, направленных на поддержание хлопководческой отрасли страны.

В большинстве случаев предоставления неверной информации МВФ требует возврата задолженности в течение 30 дней. Учитывая же, что Таджикистан является беднейшим из государств Центральной Азии, а также принимая во внимание разразившийся в стране гуманитарный кризис, МВФ разрешил Душанбе вернуть транши шестью ежемесячными платежами начиная с 5 сентября 2008 года.

В своем заявлении Национальный банк Таджикистана пообещал выплатить долг в установленные МВФ сроки. Представители банка не указали, где они собираются взять необходимы средства, чтобы произвести выплаты в срок. Государство уже попало в порочный круг дефицитного финансирования. По имеющимся оценкам, доходы страны в 2007 году составили 614 млн. долларов, а расходы – 756 млн. долларов.

Финансовое состояние в ближайшие месяцы может лишь ухудшиться. Учитывая выводы МВФ, другие основные кредиторы, такие как Азиатский банк развития, тоже намерены провести соответствующие проверки. Это может означать, что правительству президента Эмомали Рахмона придется возвращать и другие долги.

По мнению таджикского политолога Саймуддина Дустова, чтобы выполнить новые обязательства перед МВФ, таджикскому правительству придется увеличить налоговое бремя на население, и без того переживающее нелегкие времена.

В то время, как по собственному признанию ряда политических аналитиков и экономистов Душанбе, включая Дустова, им приходится краснеть за вскрывшиеся факты, других последние события возмутили. Один такой эксперт, экономист Ходжимухаммад Умаров, удивляется выбору МВФ момента для подобного заявления. По его мнению, Таджикистан за что-то незаслуженно наказывают.

Некоторые аналитики в Москве полагают, что санкции МВФ продиктованы не финансовыми, а геополитическими соображениями. "Вполне допустимо, что "это способ давления на Таджикистан – для того чтобы Душанбе более лояльно относился к американцам и больше смотрел в сторону Вашингтона, а не Москвы"", – приводит слова директора российского Института глобализации Михаила Делягина "Независимая газета".

Сторонники банка отмечают, что масштабы недобросовестности таджикского правительства слишком велики, чтобы оставить их без внимания.

Вскрывая этот обман, МВФ нарисовал тревожную картину, характеризующую состояние хлопководческой отрасти Таджикистана. По некоторым данным, страна уже задолжала зарубежным коммерческим банкам около 330 млн. долларов, и каждый год отрасли требуется новые финансовые вливания в размере 80 млн. долларов, чтобы лишь удержаться на плаву. В целом объем внешней задолженности страны на данный момент оценивается в 1,3 млрд. долларов.

Впервые чиновники МВФ начали испытывать подозрения, что Таджикистан снабжает их неверной информацией, в конце 2007 года. Наихудшие опасения Фонда подтвердились в декабре и январе, когда по просьбе Фонда таджикские власти предоставили ему дополнительную информацию.

Скандал с МВФ пришелся на момент, когда гуманитарный кризис в Таджикистане входит в новый этап. С наступлением весны повышается температура воздуха, и проблема с нехваткой электроэнергии, которую испытывала страна в холодные зимние месяцы, начинает отступать. Но возрастает обеспокоенность в связи с запасами продовольствия. Суровая зима нанесла жестокий удар по сельскому хозяйству, хотя полностью урон еще оценить не удалось. Так, например, по данным властей Горно-Бадахшанской области, в результате суровых погодных условий там были уничтожены посевы озимой пшеницы.

В некоторых районах страны уже зафиксирован новый виток инфляции. За последний год в Горно-Бадахшанской области цены на растительное масло выросли вдвое, а цена на пшеницу за тот же период подскочила на 60 процентов. Вполовину выросли цены и на порошковое молоко, сообщает ИА "Азия-Плюс".



[1] См., например: The Heritage Foundation and the Wall Street Journal. 2007 Index of Economic Freedom (http://www.heritage.org/index/).

[2] Фонд «Наследие Евразии». Перспективы экономического развития стран ЕврАзЭС: Доклад о прогнозе, основных тенденциях развития государств-членов ЕврАзЭС на среднесрочную перспективу, вызовах и угрозах. Москва, 2007. Проект. С.5.

[3] Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1999 года № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года»; Программа  развития газовой отрасли республики Казахстан на 2004 – 2010 гг., 2004; Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря, 2003; Программа развития нефтехимической промышленности Республики Казахстан на 2004 – 2010 гг., 2004; Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003 – 2010 гг., 2002.

[4] В 2006 году Казахстан увеличил добычу нефти до 54,3 млн. т. E-Nеws, 15.01.2007.

[5] Собянин А., Шибутов М. Дождемся ли российско-казахстанской глобальной экспансии? Республика, 25.05.2007.

[6] Иванилова А. Мост через... "Газпром". Россия и Казахстан - вечные друзья и потенциальные конкуренты. Новое поколение, 23.03.2007.

[7] Сатпаев Д. Москву и Астану не пугает конкуренция. РИА Новости, 21.03.2007.

[8] Мартынов К. Нефтепровод Атасу - Алашанькоу направит казахскую нефть в Китай. Если ее хватит. Коммерсант, 27.03.2007.

[9] Ариэль Коэн. Приз в евразийской игре. The Washington Times. 13.03.2008.

[10] Асроров А. Центрально-азиатский пасьянс. Gazeta.kz, 10.07.2007.

[11] Там же.

[12]www.inform.kz 07.07.2007.

[13] Там же.

[14] Problems and perspectives of East-West economic relations. Lutz Hoffman. Milan, 1993, p. 115.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ